Роль малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
Общее описание малого предпринимательства России. 4
Роль малого бизнеса в экономике. 7
Малый бизнес в Северо-Западном федеральном округе. 12
Проблемы малого бизнеса в России. Государственная поддержка малого предпринимательства. 15
Вывод 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Курсовик Роль малого бизнеса в РФ.docx

— 50.81 Кб (Скачать)

Говоря  о роли малого предпринимательства  и опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод о  том, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим  фактором успешного решения следующих  проблем:

– формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  и общества в товарах (работах, услугах);

– расширения ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малые предприятия  способствуют повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

– приближению  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям;

– содействию структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает  экономике гибкость, мобильность, маневренность;

– привлечению  личных средств населения для  развития производства. Партнеры на малых  предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

– созданию дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

– более  эффективному использованию творческих способностей людей, раскрытию их талантов, освоению различных видов ремесел, народных промыслов;

– вовлечению в трудовую деятельность отдельных  групп населения, для которых  крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

– формированию специального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

– активизации  научно-технического прогресса;

– освоению и использованию местных источников сырья и отходов крупных производств;

– содействию деятельности крупных предприятий  путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

– освобождению государства от малорентабельных и  убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти  и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики  России.

Малое предпринимательство играет существенную роль в экономике Северо-Западного федерального округа (СЗФО), формировании налогооблагаемой базы, обеспечении потребностей населения и промышленного производства, а также в научно-технической и инновационной деятельности. Важна роль малого бизнеса и в социальном плане: прежде всего это создание новых рабочих мест, что серьёзно влияет на уровень безработицы в округе. Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство – необходимый  элемент рыночной экономики, позволяющий  решать важные социально-экономические  задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Так, в  США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные  фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов  в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную  перестройку отраслей, преодолевая  монополизм в экономике, влияют на структуру  цен потребительского рынка и  т.д. Аналогичная картина наблюдается  также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.

Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних  фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных  США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса  является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности .

Роль  малого бизнеса в России нельзя оценивать  традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое  предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.  

 

Малый бизнес в Северо-Западном федеральном  округе.

В Северо-Западном федеральном округе функционирует  более 193 тыс. малых предприятий. В округе на малых предприятиях занято около 1221 тыс. человек.

Анализ  статистической информации, представленной в сборнике «Регионы России, 2009» позволил определить роль малых предприятий в развитии экономики России и регионов Северо-Западного Федерального округа.

На конец 2008 года число малых предприятий, зарегистрированных в Российской федерации, достигло 1137400, что на 30% больше, чем в 2000 году. В сравнение, общее число предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ в 2008 году, составило 4674896.

Доля  малых предприятий в совокупной выборке малых предприятий Северо-Западного федерального округа составляла в 2008 году всего 1,55%, наибольшую долю занимали Санкт-Петербург (65,63%), Калининградская область (8,95%) и Ленинградская область (7,71%).

Наибольшую  долю в обороте малых предприятий СЗФО занимали Санкт-Петербург (53,18%), Калининградская область(15,95%) и Ленинградская область (5,88%), которые являются фаворитами по уровню развития малого предпринимательства в СЗФО.

В нашей  стране на предприятиях малого и среднего бизнеса задействовано более 10 млн человек. При этом его доля в общенациональной экономике составляет порядка 21 %, что в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах, где малые и средние предпринимательства обеспечивают занятость 80 % от всех работающих и формируют до 70 % ВВП. В странах Евросоюза, например, действует более 20 млн предприятий (без учета финансового сектора). Более 99 % из них относятся к сектору малого и среднего предпринимательства с числом занятых сотрудников менее 250 человек.

Данные, представленные в таблице 1, позволяют  сделать оценку эффективности функционирования малых предприятий РФ, СЗФО и регионов по критерию оборота в расчете на одного работника, занятого на малых предприятиях.

Оборот  малых предприятий  в расчете на одного работника, занятого

на  малых предприятиях

Регионы Оборот  малых пред-

приятий, млрд. руб.

Численность персонала

малых предприятий, ты-

сяч человек

Оборот  в расчете на одно-

го работника малых пред-

приятий тыс. руб.

2006 год 2008 год 2006 год 2008 год 2006 год 2008 год
Российская  

Федерация

9612,6 15468,9 8045,2 9239,2 1194,82 1674,27
Северо-Западный федераль-

ный округ

885,8 1744,5 1155 1221,6 766,93 1428,05
Республика  Карелия 40,9 69,2 31,9 32,8 1282,13 2109,76
Республика  Коми 43,7 84,3 49,9 62,1 875,75 1357,49
Калинингpадская область 149,5 278,3 105 129,4 1423,81 2150,70
Ленинградская область 62,9 102,5 138,7 143,1 453,50 716,28
г. Санкт-Петербург 415,6 927,8 632,8 628,3 656,76 1476,68

Данный  показатель имеет наибольшее значение для малых предприятий Мурманской области (2090,57 тыс. рублей в расчете на одного работника) и Калининградской области (1871, 84 тыс. рублей в расчете на одного работника), что превышает аналогичные показатели для РФ в целом (1409,71 тыс. рублей в расчете на одного работника) и для СЗФО (1059,25 тыс. рублей в расчете на одного работника). Наименьшее значение показателя наблюдалось в 2007 году для малых предприятий Ленинградской области (611,97 тыс. рублей в расчете на одного работника) и Псковской области (716,28 тыс. рублей в расчете на одного работника).

Следует также отметить, что за период 2006-2008 гг. произошел рост оборота малых предприятий в расчете на одного работника во всех областях СЗФО и в РФ. Наибольшие темпы роста данного показателя наблюдались в Новгородской области (133% за анализируемый период) и г. Санкт-Петербург (124,84% за анализируемый период). Наименьшие темпы роста показателя были в Псковской области (18,44% за анализируемый период) и Ненецком автономном округе (9,09% за анализируемый период).  

 

Проблемы малого бизнеса в  России. Государственная поддержка малого предпринимательства.

В настоящее  время роль малого и среднего предпринимательства  для экономики России становится ещё более значимой, поскольку  малое предпринимательство является наиболее мобильным субъектом рынка, способным быстро реагировать на действия правительства. Так, проводя  политику по выводу экономики России из экономического кризиса, существенное внимание было уделено мерам по поддержки  малого и среднего предпринимательства[22].

Предпринимательство представляет собой важный структурный  элемент свободной рыночной экономики. Малые и средние предприятия  играют решающую роль в создании рынка - в развитии конкуренции, ограничении  монополизма крупных производителей, удовлетворении спроса на товары и  услуги, сдерживании роста безработицы, внедрении новых технологий, подъеме  отсталых регионов.

Одним из основных направлений поддержки  малого предпринимательства является создание и совершенствование государством правового климата, благоприятного для развития субъектов малого предпринимательства, принятия непротиворечивых нормативных правовых актов максимально прямого действия, направленных на системную, реальную поддержку субъектов малого бизнеса.

     Основными проблемами развития  малого и среднего бизнеса  в России по-прежнему является  низкая доступность финансовых  ресурсов, административные барьеры  и бюрократическое давление, несовершенство  налогового законодательства, сложности  с предоставлением земли и  объектов недвижимости, недостаточная  информационная поддержка, кадровый  дефицит. 

Информация о работе Роль малого бизнеса в России