Роль малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
Общее описание малого предпринимательства России. 4
Роль малого бизнеса в экономике. 7
Малый бизнес в Северо-Западном федеральном округе. 12
Проблемы малого бизнеса в России. Государственная поддержка малого предпринимательства. 15
Вывод 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Курсовик Роль малого бизнеса в РФ.docx

— 50.81 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО  «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»

Институт  прикладной экономики и менеджмента 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине

«Экономическая  теория»

Тема: «Роль малого бизнеса в экономике России» 
 
 

            Выполнил: Храмова Е.А.
              Группа 2ЭВС
              2010 Эвс 1894
            Проверил: Жевлаков.В.З
 
 
 
 

Калининград 2011г.

Оглавление

Введение 3

Общее описание малого предпринимательства России. 4

Роль  малого бизнеса в  экономике. 7

Малый бизнес в Северо-Западном федеральном округе. 12

Проблемы  малого бизнеса в  России. Государственная  поддержка малого предпринимательства. 15

Вывод 20

Список  литературы 21 

 

Введение

Развитие  малого и среднего бизнеса в последнее  время стало не только экономической, но и политической задачей. Современные  темпы развития экономики России определяют необходимость наращивания  экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики. В данной курсовой работе рассматривается  процесс  предпринимательства, как  важнейший инструмент реализации инноваций  в бизнесе, фактор, позволяющий решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщать рынок товарами и услугами, обеспечивать занятость, увеличивать налоговые  поступления в бюджеты всех уровней.

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое  значение. По уровню развития малого предпринимательства  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе  развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике.

 

Общее описание малого предпринимательства России.

Развитие  малого и среднего бизнеса в последнее  время стало не только экономической, но и политической задачей. Современные  темпы развития экономики России определяют необходимость наращивания  экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики. Существенная роль в этих процессах  отводится предпринимательству, как  важнейшему инструменту реализации инноваций в бизнесе, фактору, позволяющему решать как экономические, так и  социальные задачи, в том числе  способствовать формированию конкурентной среды, насыщать рынок товарами и  услугами, обеспечивать занятость, увеличивать  налоговые поступления в бюджеты  всех уровней[1].1

На заре экономических реформ, в период острейшего экономического кризиса, существовало мнение, что «нас спасет малый бизнес». И сегодня многие экономисты считают, что основой экономики должен стать малый бизнес. Так, М. М. Хаит в отмечает: «Хотя «лицо» любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса».

Отмечается, что в экономически развитых странах  число малых и средних предприятий  превышает 80 % от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточено  две трети экономически активного  населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В  этих странах проводится активная и  последовательная политика по поддержке  и развитию малого и среднего предпринимательства.

В первой половине 1990-х гг. малое предпринимательство  в нашей стране развивалось чрезвычайно  высокими темпами (число предприятий  малого бизнеса в 1992–1995 гг. вы-росло более чем в 7 раз), затем темпы его развития снизились (число малых предприятий за 1995–1998 гг. увеличилось в 1,5 раза), а в 1999–2004 гг. количество этих предприятий возросло незначительно — лишь на 2,6 %.

На начало 2007 г. в России было зарегистрировано 1 млн 37 предприятий малого бизнеса, что на 53,5 тысяч больше, чем в начале предыдущего года. При этом на предприятиях малого бизнеса занято 9,5 млн человек, что на 535 тысяч больше, чем год назад.

Сегодня деятельность малого бизнеса охватывает практически все отрасли экономики и выполняет ряд важнейших функций по диверсификации и адаптации производства, дальнейшему развитию инфраструктуры и сферы услуг, смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы.

Однако  по уровню развития малого бизнеса  наша страна заметно отстает от других

стран «большой восьмерки»: на тысячу жителей  в России приходится 6 малых предприятий, в то время как в Англии —46, Японии —50, Италии —68, США —74.

Вклад в ВВП малого бизнеса России составляет всего 15–7 %, что в 3,5 раза меньше, чем  у развитых стран. Несмотря на то, что  малый бизнес занимает прочное место  в отечественной экономике, он не полностью реализует свои социальные функции, а потому малоэффективен и, следовательно, имеет в России недостаточно высокий социальный статус.

Формирование  условий для развития малого бизнеса  невозможно в оторванности

от формирования условий для развития бизнеса  в целом. В Российской Федерации  в настоящее время не сложилась  благоприятная среда для развития бизнеса.

Опыт  других стран в вопросах развития малого бизнеса говорит о том, что для по-

явления и стабильного развития финансовой инфраструктуры малому бизнесу нужна  активная государственная политика. Более всего она требуется для начинающего бизнеса.

По кредитованию малого бизнеса, согласно данным Всемирного банка, Россия

занимает 148-е место. Регулирование процессов  развития малого бизнеса начинается с определения критериев, по которым  предприятие относят к категории  «малое предприятие». По нормативным  документам, в России к малым предприятиям относят предприятия с численностью не более ста человек. В результате предприятия с большей численностью, независимо от их общественной значимости, не имеют тех льгот, которые имеют многие предприятия за рубежом. Так, в США к данной категории относят некоторые предприятия численностью до тысячи и даже до полутора тысяч человек.

Малый бизнес в России официально стал развиваться  в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако, масштабы развития малого бизнеса  и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий  малого бизнеса. Между тем эти  предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются  в разносторонней помощи государства. В России существуют различные организационные  формы государственной поддержки  и защиты интересов предприятий  этой сферы. Созданы ассоциации предприятий  малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки  предприятий малого бизнеса. По данным, представленным в работе В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня  занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений). Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса  озабочены собственными проблемами, а реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Предпринимательство представляет собой важный структурный  элемент свободной рыночной экономики. Малые и средние предприятия  играют решающую роль в создании рынка - в развитии конкуренции, ограничении  монополизма крупных производителей, удовлетворении спроса на товары и  услуги, сдерживании роста безработицы, внедрении новых технологий, подъеме  отсталых регионов.  

 

Роль  малого бизнеса в экономике.

Малый бизнес в экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Необходимо  дать свободу для развития предприятий  малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию  к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным  монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения  новых технологий всегда был заторможен.

Развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Современная структура рыночной экономики в  масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в  то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.  

Для экономики  в целом деятельность малых фирм является важнейшим фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты  судят о способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора  малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего  хозяйства страны к рыночной экономике.

Бизнес  – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из обобщающих макроэкономических показателей, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта.

Информация о работе Роль малого бизнеса в России