Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:11, курсовая работа
Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
Введение 3
Общее описание малого предпринимательства России. 4
Роль малого бизнеса в экономике. 7
Малый бизнес в Северо-Западном федеральном округе. 12
Проблемы малого бизнеса в России. Государственная поддержка малого предпринимательства. 15
Вывод 20
Список литературы 21
ФГБОУ ВПО
«Балтийская государственная
Институт
прикладной экономики и менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине
«Экономическая теория»
Тема: «Роль
малого бизнеса в экономике России»
Выполнил: | Храмова Е.А. |
Группа 2ЭВС | |
2010 Эвс 1894 | |
Проверил: | Жевлаков.В.З |
Калининград 2011г.
Оглавление
Введение 3
Общее описание малого предпринимательства России. 4
Роль малого бизнеса в экономике. 7
Малый бизнес в Северо-Западном федеральном округе. 12
Проблемы малого бизнеса в России. Государственная поддержка малого предпринимательства. 15
Вывод 20
Список
литературы 21
Развитие малого и среднего бизнеса в последнее время стало не только экономической, но и политической задачей. Современные темпы развития экономики России определяют необходимость наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики. В данной курсовой работе рассматривается процесс предпринимательства, как важнейший инструмент реализации инноваций в бизнесе, фактор, позволяющий решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщать рынок товарами и услугами, обеспечивать занятость, увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
Развитие
малого и среднего бизнеса в последнее
время стало не только экономической,
но и политической задачей. Современные
темпы развития экономики России
определяют необходимость наращивания
экономического потенциала, перехода
на инновационный путь развития экономики.
Существенная роль в этих процессах
отводится предпринимательству, как
важнейшему инструменту реализации
инноваций в бизнесе, фактору, позволяющему
решать как экономические, так и
социальные задачи, в том числе
способствовать формированию конкурентной
среды, насыщать рынок товарами и
услугами, обеспечивать занятость, увеличивать
налоговые поступления в
На заре экономических реформ, в период острейшего экономического кризиса, существовало мнение, что «нас спасет малый бизнес». И сегодня многие экономисты считают, что основой экономики должен стать малый бизнес. Так, М. М. Хаит в отмечает: «Хотя «лицо» любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса».
Отмечается,
что в экономически развитых странах
число малых и средних
В первой половине 1990-х гг. малое предпринимательство в нашей стране развивалось чрезвычайно высокими темпами (число предприятий малого бизнеса в 1992–1995 гг. вы-росло более чем в 7 раз), затем темпы его развития снизились (число малых предприятий за 1995–1998 гг. увеличилось в 1,5 раза), а в 1999–2004 гг. количество этих предприятий возросло незначительно — лишь на 2,6 %.
На начало 2007 г. в России было зарегистрировано 1 млн 37 предприятий малого бизнеса, что на 53,5 тысяч больше, чем в начале предыдущего года. При этом на предприятиях малого бизнеса занято 9,5 млн человек, что на 535 тысяч больше, чем год назад.
Сегодня деятельность малого бизнеса охватывает практически все отрасли экономики и выполняет ряд важнейших функций по диверсификации и адаптации производства, дальнейшему развитию инфраструктуры и сферы услуг, смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы.
Однако по уровню развития малого бизнеса наша страна заметно отстает от других
стран «большой восьмерки»: на тысячу жителей в России приходится 6 малых предприятий, в то время как в Англии —46, Японии —50, Италии —68, США —74.
Вклад в ВВП малого бизнеса России составляет всего 15–7 %, что в 3,5 раза меньше, чем у развитых стран. Несмотря на то, что малый бизнес занимает прочное место в отечественной экономике, он не полностью реализует свои социальные функции, а потому малоэффективен и, следовательно, имеет в России недостаточно высокий социальный статус.
Формирование условий для развития малого бизнеса невозможно в оторванности
от формирования
условий для развития бизнеса
в целом. В Российской Федерации
в настоящее время не сложилась
благоприятная среда для
Опыт других стран в вопросах развития малого бизнеса говорит о том, что для по-
явления и стабильного развития финансовой инфраструктуры малому бизнесу нужна активная государственная политика. Более всего она требуется для начинающего бизнеса.
По кредитованию малого бизнеса, согласно данным Всемирного банка, Россия
занимает
148-е место. Регулирование процессов
развития малого бизнеса начинается
с определения критериев, по которым
предприятие относят к
Малый
бизнес в России официально стал развиваться
в конце 80-х – начале 90-х годов.
Однако, масштабы развития малого бизнеса
и его вклад в оздоровление
экономики сегодня явно недостаточны.
Одна из причин такого положения состоит
в том, что не получила должного развития
государственная поддержка
Предпринимательство
представляет собой важный структурный
элемент свободной рыночной экономики.
Малые и средние предприятия
играют решающую роль в создании рынка
- в развитии конкуренции, ограничении
монополизма крупных
Малый бизнес в экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Важность
малых предприятий еще и в
том, что ведя ожесточенную конкурентную
борьбу за выживание, они вынуждены
постоянно развиваться и
Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Для экономики
в целом деятельность малых фирм
является важнейшим фактором повышения
ее гибкости. По уровню развития малого
предпринимательства
Бизнес
– самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение
Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из обобщающих макроэкономических показателей, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта.