Роль экономическог государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Государство - есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение ______________________________________________________________________3
2. Теоретические основы государства ________________________________________________7
3. Экономические функции государства ______________________________________________9
4.Понятие и сущность экономической политики_______________________________________10
5. Особенности государственного регулирования Российской экономики на современном
этапе__________________________________________________________________________22
6. Заключение ___________________________________________________________________34
7. Приложение №1 _______________________________________________________________36
8. Приложение №2_______________________________________________________________40
9. Список используемой литературы_________________________________________________42

Работа содержит 1 файл

курсовая по теме Эк.роль гос-ва.docx

— 80.59 Кб (Скачать)

Экономический рост определяется рядом факторов.  На современном этапе к ним  обычно относят: труд, землю, капитал, предпринимательскую  способность, научно-технический прогресс. Факторы экономического роста взаимосвязаны  и переплетены. Очевидно, что большие  запасы разнообразных природных  ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и  погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономику  страны.  Научно-технический прогресс   является   важным   двигателем экономического   роста. В начале 21 столетия человечество стоит перед  задачей, как органически соединить  рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. Проблема государственного управления  регулирования тесно связана с региональной политикой. На начальном этапе реформ был взят курс на предоставление регионам максимальной самостоятельности в рамках Федерации. Однако предоставление регионам права почти бесконтрольно распоряжаться трансфертами и региональными бюджетами привело к неэффективному использованию средств в отдельных регионах. Кроме того, федеральный центр должен обеспечивать равноправное развитие регионов и устранение региональных диспропорций.  Региональная власть сегодня, несет риск снижения качества и эффективности своей деятельности из-за потери возможностей командного и прямого руководства в  экономике [6,с.57].

   В России, в настоящее время, на первый  план выдвигается экономическая функция государства, потому что без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут закрыты. Сложная ситуация возникшая в нашей стране  по вине мирового кризиса спровоцировало негативное влияние на российскую экономику. Россия встретила мировой финансовый кризис с большими государственными резервами и слабой финансово-кредитной системой.  Обострение мирового финансового кризиса застало российскую экономику в точке перехода к модернизации.

                         7. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Правительство Российской Федерации 

РАСПОРЯЖЕНИЕ 

17.11.2008 №  1662-р Москва

1. Утвердить  прилагаемую Концепцию долгосрочного  социально- 

 экономического  развития Российской Федерации  на период до 2020 года.

2.Минэкономразвития  России разработать с участием  заинтересованных федеральных органов  исполнительной власти и до 1 августа  2009 г. внести в установленном  порядке в Правительство Российской  Федерации прогноз долгосрочного  социально-экономического развития  Российской Федерации на период  до 2020 года.

3.Федеральным  органам исполнительной власти  и исполнительным органам государственной  власти субъектов Российской  Федерации руководствоваться положениями  Концепции долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  на период до 2020 года при разработке  программных документов, планов  и показателей своей деятельности.

Председатель  Правительства

Российской  Федерации В.Путин

Извлечение

Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации (далее  — Концепция) разработана  в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.

Цель разработки Концепции — определение путей  и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого  повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного  развития экономики, укрепления позиций  России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

основные  направления  долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов  предстоящего периода;

стратегия достижения поставленных целей, включая  способы, направления и этапы; формы  и механизмы стратегического  партнерства государства, бизнеса  и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

цели и  приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

 Целевые  ориентиры.

Стратегической  целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой  державы XXI века, занимающей передовые  позиции в глобальной экономической  конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку  стран-лидеров по объему валового внутреннего  продукта (по паритету покупательной  способности).

Достижение  этой цели означает формирование качественно  нового образа будущей России к концу  следующего десятилетия.

Уровень доходов  и качества жизни россиян к 2020году достигнет показателей, характерных  для развитых  экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования  и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической  безопасности.

Обобщающий  показатель уровня жизни – валовой  внутренний продукт на душу населения  по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9% тыс.долларов США в 2007году (42% от среднего уровня государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития ) до более чем 30 тыс.долларов США в 2020году (70%).

Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной  экологической обстановкой снизился с 43% в 2007году до 14% в 2020году.

Развитие  фундаментальной  науки, повышение  эффективности  сектора исследований и разработок предполагает: повышение  конкурентоспособности исследований и разработок, определения и уточнения  приоритетных направлений исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития; введения института независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой; постепенного увеличения доли конкурсного финансирования научных исследований, расширения роли государственных научно-технических фондов в финансировании фундаментальных исследований, распределения к 2010 году на конкурсной основе большей части бюджетных средств для финансирования фундаментальных исследований; расширения состава инструментов финансирования государственного сектора науки, включая фундаментальную науку, опережающего развития инструментов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение софинансирования из внебюджетных источников;

поддержки на конкурсной основе среднесрочных  комплексных программ развития ведущих  научных и научно-образовательных  организаций;

формирования  и реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора  науки; создание 5—7 национальных исследовательских центров и поддержка формирования 20—30 исследовательских университетов для достижения научно-технологических прорывов по одному или нескольким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и (или) реализации стратегических программ (проектов) национальной значимости, совершенствование системы государственных научных центров, направленное на повышение эффективности и конкурентоспособности российских разработок, включая поддержку обновления материальной базы опытных и исследовательских работ; содействие развитию внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (в частности, к центрам коллективного пользования), поддержки распространения среди предприятий постепенного увеличения доли конкурсного финансирования научных исследований, расширения роли государственных научно-технических фондов в финансировании фундаментальных исследований, распределения к 2010 году на конкурсной основе большей части бюджетных средств для финансирования фундаментальных исследований; развитие и поддержка программ по академическому обмену и стажировке российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных — в России, поддержка привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в России; вовлечение российских ученых, уехавших за рубеж, в развитие российской науки и технологий, в том числе путем их участия на платной основе в российских научных проектах и преподавательской деятельности. Необходимо на основе долгосрочных прогнозов технологического развития определять и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности, что позволит сформировать технологический облик российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к государствам-лидерам — США, Китаю и ведущим европейским государствам. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов. При этом основной эффект будет достигаться на стыке указанных технологий в междисциплинарных областях. Разработка специальной техники, способной работать в Арктике и в экстремальных средах; создание новых поколений авиационной техники и энергоэффективных двигателей (в том числе газотурбинных двигателей), а также ракетно-космической техники; разработка новых технологий обработки металлов; развитие оптоэлектроники, микромеханики и новой архитектуры вычислительных средств.

Для формирования новой инновационной культуры в  обществе и повышения статуса  инноватора необходимы: активизация пропаганды роли инноваций для развития экономики и общества, в том числе путем: формирования системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, в том числе через общественную рекламу, вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение историй успеха, проведение конкурсов среди предприятий, ученых и научных коллективов и других мероприятий; формирования в целях популяризации инновационной деятельности специализированных учебных курсов по инновациям в вузах в рамках специальностей, не относящихся к сфере высоких технологий. Отдельной задачей инновационной политики должно стать первоочередное развитие технологических направлений, критически важных с точки зрения национальной безопасности и обороноспособности.

Организация эффективной совместной работы научного сектора, органов государственной  власти и бизнеса по научным исследованиям, опытно-конструкторским работам  и внедрению в производство соответствующих  технологий; усиление поддержки российских компаний, работающих по ключевым для  обеспечения национальной безопасности направлениям технологического развития, включая использование для этих целей возможностей системы государственных  закупок; поддержка приобретения российскими компаниями, работающими в сфере критических для обеспечения безопасности технологий (в том числе путем организационного и политического содействия приобретению иностранных технологических компаний); использование потенциала институтов развития для ускорения процессов консолидации в высокотехнологичных секторах экономики для создания компаний — технологических лидеров мирового уровня.

                                                            8.Приложение №2.

В соответствии с ней к предметам ведения  федерального центра отнесены:

принятие  и  изменение Конституции РФ и  федеральных  законов, контроль над  их соблюдением; федеративное устройство и территория страны; регулирова-  ние и защита прав гражданина; гражданство в Российской Федерации; форми- рование федеральных органов государственной власти; управление федераль- ной государственной собственностью; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денеж- ная эмиссия, основы ценовой политики; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность; оборонное производство; определение статуса и защита государственной границы России; судоустройство; прокуратура; уголовное и гражданское законодательство; амнистия и помилование; стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официаль- ный статистический и бухгалтерский учет.   Также установлены предметы совместного ведения центра и субъектов Российской Федерации, к числу которых относятся: обеспечение соответствия регионального законодательства Конституции и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование и охрана окружающей среды; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы образования; координация вопросов здравоохранения, социальная защита населения; установление общих принципов налогообложения в РФ; административное, трудовое, семейное, жилищное; земельное, водное, лесное законодательство, об охране окружающей среды; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. 

            
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 

               9.Список  используемой   литературы.

1. Изд.ООО «Частное образование » Распоряжение правительства \\Официальные документы в образовании,35, 2008,с.4-36.

2. Конституция   РФ..- М.:АСТ-2000,с.1-8.

3. Официальный  сайт правительства России www.government.rи.   

4.  Алексеев  А.В., Куда ведут Россию интересы  глобальной экономики //Эко,2009,4 с. 13-22.

5. Алексеев  А.В., Кузнецова А.Н., Мировой процесс:  новые возможности или старые  угрозы для России//Эко,2008,4,с.3-22.

6.Быков И.В., Решетников М.Г., Государственное  управление \\ Менеджмент .:2008,с.57-65.

7. Булатов  А.С.: Экономика. - М.:2002.

  8. Григорьев  Л., Салихов М., Российский финансовый  кризис: взрыватель чужой, но порох  свой.\\Вопросы экономики,2008,12,с.32-39.

9. Кушлина В.И.,Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: 2002.- 35-36с.

10. Медведев  Р.А., Медведев Ж.А., Глобальный экономический  кризис или      исторический  поворот \\ Эко, 2009 ,4, с. 17-26.   

11.Попов  Г.П., Об экономическом кризисе  2008года \\Вопросы экономики,2008,12,с.112-120.

12.Сергеев  М., Прогноз развития \\Независимая  газета.,2009,27 января.

13.Френкель  А., А., Ситуация 2008 \\Эксперт,2009, с. 18-38.

14. Франкель А.А., Рощина Н.К., Факты, оценки, прогнозы. \\Вопросы статистики,2009,3,с.47-59.

15. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., Курс экономической теории  -   Киров.: «АСН» 1994.

16.Чибриков  Г.Г., Сажина М.А., Экономическая теория.- М.: 1998.

  

 

 

Информация о работе Роль экономическог государства