Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа
Государство - есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение ______________________________________________________________________3
2. Теоретические основы государства ________________________________________________7
3. Экономические функции государства ______________________________________________9
4.Понятие и сущность экономической политики_______________________________________10
5. Особенности государственного регулирования Российской экономики на современном
этапе__________________________________________________________________________22
6. Заключение ___________________________________________________________________34
7. Приложение №1 _______________________________________________________________36
8. Приложение №2_______________________________________________________________40
9. Список используемой литературы_________________________________________________42
1.Введение
______________________________
2. Теоретические
основы государства ______________________________
3. Экономические
функции государства ______________________________
4.Понятие
и сущность экономической политики______________________
5. Особенности государственного регулирования Российской экономики на современном
этапе_________________________
6. Заключение
______________________________
7. Приложение
№1 ______________________________
8. Приложение
№2____________________________
9. Список
используемой литературы____________________
Государство - есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.
Неоспоримо одно: государство — продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не Представляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.
Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного. Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов, которая провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. В связи с этим они призывали государство поощрять экспорт и сдерживать импорт. В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государства в экономике, физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство тремя функциями. Первая и важнейшая функция государства — хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, — собственность. «Законный порядок состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми». Образование — вторая функция. «Всеобщее образование является первой истинной социальной связью», — говорит Бодо. И Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способов познания его. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение — единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный. Предприятия общественного характера также указаны физиократами в числе функций государства — разве хороший хозяин-собственник не должен прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень полезны для установления связи между отдельными областями. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала классическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип laissez faire) создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное — для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, проникнута духом компромисса, что немало содействовало ее быстрому успеху.
Марксистская теория утверждает, что в ходе капиталистического развития, чем сильнее тенденция к монополизации, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию к превращению в государство не всех капиталистов, а финансового капитала, господствующей олигархии. И в качестве такового оно будет стремиться ко все более интенсивному непосредственному вмешательству в процессы общественного производства и будет делать это все более координированным способом.
Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнси-анским. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих.
Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, преступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой. Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии. Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.
Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. В ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции. Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств [7,с.549]. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. Помимо финансирования производства, правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам, вовлекает правительство практически во все сферы экономической деятельности. Удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих, и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.
Целью данной работы является обзор и
анализ современных концепций и практики
функционирования государства как субъекта
экономических отношений в стране. Исследовать
значение государственных инструментов
регулирования, какие тенденции государство
переживает в современной России? Раскрыть
возможные методы воздействия государства
на экономику страны. Рассмотреть возможные
перспективы развития государства в условиях
кризиса.
В общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Государство, хотя и не может непосредственно усилить экономический рост, но от него зависят правила игры, которые позволят развиваться рынку и поднять благосостояние народа. Место государства в экономике характеризуется соотношением доходов (или расходов) государственного бюджета и валового внутреннего продукта (далее - ВВП), а также соотношением налоговых поступлений в бюджет и ВВП. Государство рассматривается через соотношение трех подходов в его понимании:
А). Политико-философский. Государство трактуется как средство решения “общих дел” и регулирования отношения власти и общества, а также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека;
Б). Классовый.
Государство есть результат
В). Правовой.
Как “юридическое государство”,
источник права и закона, организующее
жизнь общества и деятельность
самого государства и его
При определении
сущности государства
А). Наличие
публичной власти, выделенной из общества
и материализованной в
Б). Система
налогов, займов (необходимых для
материального обеспечения
В). Территория. Государство объединяет своей властью и защитой все население, проживающее на его территории;
Г). Суверенитет
как верховенство своей
Д). Право.
Право юридически оформляет
Е). Монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан жизни, свободы, которые являются высшими ценностям).
Государство ни при каких условиях не должно отказываться от обеспечения внешней и внутренней безопасности, поддержки социально незащищенных слоев населения, охраны природы. Определяя основные направления деятельности, государство подключает к их реализации все органы целиком, не разделяя их на отдельные части [3].
Функции
государства формируются