Роль экономическог государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Государство - есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение ______________________________________________________________________3
2. Теоретические основы государства ________________________________________________7
3. Экономические функции государства ______________________________________________9
4.Понятие и сущность экономической политики_______________________________________10
5. Особенности государственного регулирования Российской экономики на современном
этапе__________________________________________________________________________22
6. Заключение ___________________________________________________________________34
7. Приложение №1 _______________________________________________________________36
8. Приложение №2_______________________________________________________________40
9. Список используемой литературы_________________________________________________42

Работа содержит 1 файл

курсовая по теме Эк.роль гос-ва.docx

— 80.59 Кб (Скачать)

                                                                         СОДЕРЖАНИЕ

  1.Введение ______________________________________________________________________3                                                                                                                

  2. Теоретические основы государства ________________________________________________7                                                                 

  3. Экономические функции государства ______________________________________________9                                                            

  4.Понятие и сущность экономической политики_______________________________________10                                                

   5. Особенности государственного регулирования Российской экономики на современном

    этапе__________________________________________________________________________22                                                                                            

  6. Заключение ___________________________________________________________________34                                                                                                           

  7. Приложение №1 _______________________________________________________________36                                                                  

  8. Приложение  №2_______________________________________________________________40                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

  9. Список используемой литературы_________________________________________________42                                                                                                                                                                                                                            

   

 

 

 

 

                                                
 
 
 
 
 
 

    
 

  1. Введение.

  Государство - есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.

     Неоспоримо одно: государство — продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не Представляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

     Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного. Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов, которая провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. В связи с этим они призывали государство поощрять экспорт и сдерживать импорт. В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государства в экономике, физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство тремя функциями. Первая и важнейшая функция государства — хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, — собственность. «Законный порядок состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми». Образование — вторая функция. «Всеобщее образование является первой истинной социальной связью», — говорит Бодо. И Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способов познания его. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение — единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный. Предприятия общественного характера также указаны физиократами в числе функций государства — разве хороший хозяин-собственник не должен прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень полезны для установления связи между отдельными областями. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала классическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип laissez faire) создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное — для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, проникнута духом компромисса, что немало содействовало ее быстрому успеху.

Марксистская  теория утверждает, что в ходе капиталистического развития, чем сильнее тенденция  к монополизации, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию  к превращению в государство  не всех капиталистов, а финансового  капитала, господствующей олигархии. И  в качестве такового оно будет  стремиться ко все более интенсивному непосредственному вмешательству в процессы общественного производства и будет делать это все более координированным способом.

    Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнси-анским. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих.

   Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, преступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой.  Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии. Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.

     Во всех  общественных системах государство играет весомую экономическую   роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. В ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции. Оно включает в себя момент целеполагания,  целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств [7,с.549]. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. Помимо  финансирования  производства,  правительство осуществляет также ряд программ  социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики.   Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих  мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам,  вовлекает правительство практически во все сферы экономической деятельности. Удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих, и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.           

     Целью данной работы является обзор и анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в стране. Исследовать значение  государственных инструментов регулирования, какие тенденции государство переживает в современной России? Раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны. Рассмотреть возможные перспективы развития государства в условиях кризиса.  

                              

 

 

  1. Теоретические  основы исследования экономического  государства.

      В общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Основная  роль  государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Государство, хотя и не может непосредственно усилить экономический рост, но  от него зависят правила игры, которые позволят развиваться рынку и поднять благосостояние народа. Место государства в экономике характеризуется соотношением доходов (или расходов) государственного бюджета и валового внутреннего продукта (далее - ВВП), а также соотношением налоговых поступлений в бюджет и ВВП. Государство рассматривается через соотношение трех подходов в его понимании:

А). Политико-философский. Государство трактуется как средство решения “общих дел” и регулирования  отношения власти и общества, а  также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и  человека;

  Б). Классовый.  Государство есть результат классового  разделения общества.

 В). Правовой. Как “юридическое государство”, источник права и закона, организующее  жизнь общества и деятельность  самого государства и его структур  в системе политических общественных  отношений.

 При определении  сущности государства необходимо  рассмотреть и его признаки. К  признакам государства относятся: 

А). Наличие  публичной власти, выделенной из общества и материализованной в учреждениях  управления и принуждения (чиновники, армия, и т.д.)

Б). Система  налогов, займов (необходимых для  материального обеспечения государственной  политики, проведение экономических, социальных, культурных преобразований, содержания государственного аппарата);

В). Территория. Государство объединяет своей властью  и защитой все население, проживающее  на его территории;

 Г). Суверенитет  как верховенство своей властью  и независимость в международных  отношениях;

 Д). Право.  Право юридически оформляет государственную  власть и тем самым придает  ее легальность, определяет юридические  рамки и формы осуществления  функций государства;

Е). Монополия  на легальное применение силы, физического  принуждения (возможность лишить граждан  жизни, свободы, которые являются высшими  ценностям).

 Государство ни при каких условиях не должно отказываться от обеспечения внешней и внутренней безопасности, поддержки социально незащищенных слоев населения, охраны природы.   Определяя основные направления деятельности, государство подключает к их реализации все органы целиком, не разделяя их на отдельные части [3].

 Функции  государства формируются объективно, под определяющим воздействием  целей и задач, обусловленных  экономической и политической  структурами общества и вытекающими  отсюда интересами социальных  групп, коллективов, всего народа.  Если к власти приходят другие  политические силы, то изменяются  и функции государства. 

Информация о работе Роль экономическог государства