Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 01:17, курсовая работа
Целью написания этой работы является рассмотрение такого вопроса как земля и частная собственность на землю в Казахстане.
Введение…………………………………………………………………… 3 I.Роль и значение земли, понятие частной собственности…………. 5
1.1Понятие земли. Земельная рента……………………………………… 5
1.2Цена земли как капитального актива…………………………………. 10
1.3.Собственность как экономическая и юридическая система. Виды и формы собственности в современной экономике……………………….. 13
II. Земля и частная собственность на землю в РК………………………16
2.1. Формирование и развитие политики устойчивого развития сельского хозяйства………………………………………………………………………16
2.2. Проблема частной собственности……………………………………….20
2.3. Развитие правовых основ собственности на землю в Казахстане…….25
Заключение…………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………………………………….32
Повсеместно создавались коллективы интенсивного
труда (КИТ), производственные кооперативы,
которые работали на принципах подряда
и аренды. В целях повышения материальной
заинтересованности
работников и усиления действия противозатратного
механизма многие
хозяйства внедряли чековую систему взаиморасчетов,
оплату труда работников в зависимости
от валового и хозрасчетного доходов.
Однако все эти нововведения не обеспечивали
высокую материальную заинтересованность
в конечных результатах труда и постепенно
снижалась эффективность общественного
производства.
Эти процессы достаточно
хорошо освещены в отечественной экономической
литературе советского и постсоветского
времени.
Реформа в период 1992-1997 гг., несмотря на
"впечатляющие" темпы разгосударствления
и приватизации объектов сельскохозяйственного
производства, довела как валовые показатели
отрасли, так и ее эффективность до критической
отметки продовольственной безопасности.
Это происходит на фоне достаточно активной
правовой деятельности
государства в поддержку реформ, (Законы
о собственности, о земле, о крестьянском
хозяйстве, 2 издания 1993 и 1998 г.г., Указы
Президента и другие). Однако правовые
акты не работают в полную силу ввиду обескровленного
материального состояния сельского хозяйства
из-за общего экономического кризиса в
стране и специфичной аграрной политики
государства. Не в меньшей мере кризисные
явления были порождены распространением
негативного отношения к государственной
собственности в сельском хозяйстве. Опыт
реформирования сельской
экономики Казахстана показывает, что
главная цель состоит не в приватизации
как таковой, а в поиске и обустройстве
рыночной многоукладной "ниши", где
хозяйствующий субъект вне зависимости
от формы собственности будет эффективно
работать и полностью раскрывает свой
потенциал.
Рыночные проблемы
в аграрном секторе экономики в Казахстане
часто и глубоко освещаются в работах
Абдильдина С.А., Аубакирова Я.А., Аутова
Р.Р., Калиева Г.А., Куватова Р.Ю.,
Есиркепова Т.А., Сатыбалдина А.А., Сигарева
М.Н. и других.
В вопросах реформирования экономики
сельского хозяйства стран СНГ широко
известна принципиальная позиция российских
ученых-экономистов РАН и РАСХН
Цель исследования заключается в разработке
эффективного
экономического механизма рыночных отношений
на современном этапе развития сельского
хозяйства Казахстана.
Объектом исследования
выступают организационно-экономические
отношения, возникающие в процессе формирования
и функционирования различных видов и
типов сельскохозяйственных предприятий.
Объектом исследований были хозяйствующие
субъекты разных уровней.
Предмет исследования -
тенденции и закономерности развития,
пути эффективного преобразования организационно-экономических
отношений и форм хозяйствования в аграрной
сфере экономики Казахстана при переходе
к рынку.
Исследование ведется с
Методы разгосударствления и
приватизации собственности,
Однако, нерешенность главных
проблем развития многоукладной экономики
на селе, низкая эффективность с/х производства,
имеющих тенденцию перерасти в хроническое
состояние и усугубляемые нестабильностью
в целом экономики Республики, требуют
научно обоснованного критического анализа
реального положения, дальнейших научных
разработок и предложений с целью обоснования
реальной аграрной политики.
2.2.Проблема частной собственности
Интерес человека к труду и к его результатам - это и есть чувство хозяина, сердцевина отношений собственности. Именно отношение собственности служит основой всей системы экономических, социальных, политических, идеологических и прочих отношений в обществе. Экономическое содержание собственности заключается во взаимозависимости (способе соединения) двух основных факторов производства - вещественного (сырье, машины, производственные отношения и т.д.) и личного (человек, как работник, "рабочая сила").
Собственность порождает
В течение десятков лет в
бывшем СССР допускалось
При этом неизбежно возникает административно-командная
система хозяйственного управления, а
труженики становятся наемными рабочими
и бесправными просителями "всего"
(предметов и средств производства, заработной
платы и социально-бытового обеспечения).
Отчуждение человека от средств производства
и от результатов своего труда порождает
бесхозяйственность и безответственность,
что и послужило первопричиной - кризиса
в экономике. В условиях господства административно-
С обретением независимости
и провозглашением курса на рыночную экономику
возникла необходимость преобразования
земельных отношений, приспособления
их к условиям рынка, создания правовых,
экономических и организационных условий
для равноправного развития всех форм
хозяйствования, охраны прав на землю
граждан и юридических лиц, развитии рынка
земли. В этих целях за сравнительно короткий
срок в республике было принято множество
законов, способствующих развитию многоукладной
рыночной экономики, основанной на различных
видах собственности и разнообразных
формах хозяйствования.
Закон «О земле» является важнейшим законодательным актом в сфере регулирования земельных отношений в нашей республике. Один из стержней закона – установление и раскрытие видов и содержания собственности на землю. Закон определил пределы и условия передачи земель в частную собственность гражданам и юридическим лицам и открыл дорогу к земельному рынку, в том числе и к рынку прав землепользования.
Право землепользования по земельному законодательству сконструировано таким образом, что мало, чем отличается от права частной собственности на земельный участок. Это достигается тем, что гражданам и негосударственным юридическим лицам, обладающим правом землепользования, законодательно предоставлена возможность свободного распоряжения этим правом, включая гражданско-правовые сделки с ним.
Проблема частной собственности на землю сложна по своей сути. Наряду с экономической и социальной она несет в себе и политическую окраску. За длительное время даже в самых развитых капиталистических странах вопрос собственности на землю не решается абсолютно «да» или «нет». В настоящее время в Израиле 95% сельскохозяйственных земель находятся в государственной собственности, значительный удельный вес государственная собственность на землю составляет в Голландии, США и ФРГ. Земля как недвижимость приобретает свойства товара и функционирует под контролем государства.
Рассматривая проблему частной собственности на землю в цивилизованных странах, можно убедиться, что всюду земельные отношения в той или иной степени регулируются государством и их действие ограничено рамками правовых норм, установлением экономических и экологических пределов реализации права собственности на землю всеми его субъектами.
В законодательстве РК наблюдается то же самое, т.е. установлены пределы частной собственности на землю. Согласно ст.18 закона «О земле», в частной собственности граждан могут находиться участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства. Кроме того, в частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц могут находиться земельные участки, предоставленные под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе, жилыми зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий и сооружений в соответствии с их назначением.
Не могут находиться в частной собственности земельные участки Министерства обороны, особо охраняемые природные территории, земли лесного и водного фондов, запаса, общего пользования на землях населенных пунктов, а также сельскохозяйственного назначения.
В процессе обсуждения проекта закона «О земле» шли бурные дискуссии по поводу введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, где земля является главным средством производства. На этот счет существует множество противоречивых мнений. Так, сторонники введения частной собственности на землю считают: сельскохозяйственный товаропроизводитель почувствует себя хозяином, усилится мотивация к труду; повысится ликвидность сельскохозяйственных земель , что повлечет за собой вложение банковских средств в отрасль; рынок земли позволит определить ее истинную цену; будут сохранены и возвращены в сельскую местность работники.
Противники введения частной собственности на землю считают, что:
состоятельные покупатели приобретут большие участки сельскохозяйственных земель, что приведет к образованию латифундий латиноамериканского типа, которые будут обрабатываться наемными рабочими; в руки банков попадут большие участки земли при переходе заложенной земли в собственность залогодержателя; городские спекулянты быстро скупят землю и быстро перепродадут ее за большие деньги; сельскохозяйственные земли перейдут в категорию земель несельскохозяйственного назначения; частные собственники будут неосмотрительно быстро продавать права на свою землю по очень низким ценам.
Наиболее убедительными примерами, свидетельствующими, что главный стимул высокоэффективного труда в аграрном секторе заключается не в частном владении земельными угодьями, а в заинтересованности крестьян трудиться производительно и быть хозяевами созданной ими сельскохозяйственной продукции, являются Голландия, Израиль, Австрия, где земля не является собственностью фермеров, они – наследственные арендаторы земельных площадей. При этом сельскохозяйственное производство в этих странах высокорентабельное.
Отсюда напрашивается вывод: решающее значение имеет не форма собственности на землю сама по себе, а механизм ее реализации.
Эффективное рыночное сельское хозяйство может функционировать в рамках очень разных форм собственности на землю. При этом государственная собственность представляет собой одну из наиболее благоприятных альтернатив с точки зрения обеспечения свободного доступа труда и капитала к земле. Неэффективность крупных государственных сельскохозяйственных предприятий типа совхозов связана вовсе не с государственной собственностью на землю, а с подчинением государственному контролю всех аспектах их деятельности с государственным присвоением производственных ресурсов и результата труда, с отчуждением от непосредственных производителей всех элементов процесса трудовой деятельности.
Таким
образом, говоря о введении института
частной собственности на землю,
следует признать, что он в современной
экономической ситуации не является
первостепенным условием стабильности
и подъема сельского хозяйства. Продовольственное
изобилие достигается только в том случае,
если вместе с государственной собственностью
на землю будет создаваться цивилизованный
аграрный рынок продовольствия и средств
производства для села, если правительство
будет на необходимом уровне поддерживать
сельских товаропроизводителей.
2.3.Развитие правовых основ собственности на землю в Казахстане
В недалеком советском прошлом определения и права собственности не распространялись на земельные отношения, так как земля, являясь исключительной государственной собственностью, была изъята из гражданского оборота.
Суть ныне проводимой аграрной
реформы состоит в том, чтобы
на основе коренного