Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:03, курсовая работа
Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Устойчивая, сформировавшаяся экономическая система обладает свойством самоорганизации, саморегулирования. Это относится и к смешанной экономике, где функции государства становятся элементом самоорганизации, работают на поддержание целостности системы наряду с чисто рыночными инструментами.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности переходной экономики ………………………………. . 6
Глава 2. Роль и функции государственного регулирования в переходной экономике ……………………………………………………………………… 13
Глава 3. Приоритеты государственной экономической политики в РФ …… 17
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованной литературы ………………………………………… 31
Активные меры предпринимаются и по оказанию адресной поддержки реальному сектору экономики. В пакете налоговых мер по стимулированию экономики, объявленном в конце сентября, пожалуй, самой заметной и эффективной стала мера по снижению экспортной пошлины на нефть. Это решение продемонстрировало готовность властей проявлять гибкость в быстро меняющихся условиях. Правительство проводит консультации с представителями отраслей экономики, определяя риски для их деятельности и планируя возможную господдержку. Сектор пассажирских авиаперевозок в
настоящий момент является единственным (за исключением финансового сектора, где трудно будет избежать резкого замедления кредитования экономики), где финансовый кризис продолжает нарушать нормальное функционирование ряда компаний.
Как только будет достигнута фаза стабилизации, можно ожидать, что режим "ручного пожаротушения" будет сменен на проведение планомерной политики, целью которой станет поддержание приемлемых уровней экономического роста и уровня жизни населения. Инструментарий, которым обладает правительство для этого периода, очень широк и включает в себя не только бюджетные средства (в том числе суверенные фонды), но и компании, находящиеся в собственности государства, сам государственный аппарат, а также недавно созданные госкорпорации. Специалисты полагают, что по крайней мере в ближайшие годы приоритетом в деятельности госкорпораций и компаний, в которых государство является крупнейшим акционером, будет не максимизация прибыли, а поддержание уровня производства и сохранение занятости и уровня оплаты труда. Государство располагает резервами и инструментарием для того, чтобы в ближайшие годы заместить часть экономической активности, которая осуществлялась в предыдущие годы частным сектором. В 2006 — первой половине 2008 гг., несмотря на множество объявленных программ и планов, инвестиционная деятельность государства была минимальной, и это объяснимо: экономика и так находилась на грани (либо уже в состоянии) перегрева. Сегодня в условиях, когда спрос частного сектора снижается, наступает идеальная возможность для реализации крупных инфраструктурных проектов, развития транспортной системы, размещения крупных оборонных заказов, которые позволят перевооружить армию. Высвобождение ресурсов за счет снижения спроса в частном секторе снизит стоимость проектов для государства, одновременно подготавливая платформу для будущего роста. Инвестиционная и хозяйственная деятельность государства в ближайшие годы способна создавать спрос, как на продукцию ресурсных компаний, так и на рабочую силу, в том числе квалифицированную.
Кризис также предоставляет уникальную возможность для проведения "весенней уборки" в экономике. Резкое замедление темпов роста активов в банковской системе открывает "окно" для значительной и столь необходимой консолидации сектора, уменьшения количества банков. Также возникает удобный момент для оптимизации состояния рынка труда. Если государство будет в ближайшие годы работать над тем, чтобы создать условия для более легкой миграции (как внутри страны, так и международной), это позволит снизить стоимость труда для бизнеса в момент, когда возобновится быстрый экономический рост. В этой связи оправданы государственные действия, в том числе бюджетные расходы, направленные на развитие ипотеки и жилищного строительства, развитие транспортной инфраструктуры вообще и дорожного строительства в частности. Необходимы также шаги по упрощению регистрационных режимов и правил, связанных со сменой места жительства. Вполне можно ожидать, что в условиях ухудшившихся условий резко сократятся отрасли, успешно развивавшиеся в "тепличных" условиях, но в России не имеющие преимуществ, которые делали бы их стратегически важными для страны. Очевидно, что государству часто приходится балансировать между интересами потребителей (или экономики в целом) и производителей (корпоративные, региональные, отраслевые приоритеты), и острота этого выбора повышается во время кризиса.
Повышение гибкости рынка труда может стать частью более широкого комплекса мер по улучшению условий для ведения бизнеса в России. В последние годы на фоне быстрого и уверенного роста спроса на продукцию и в условиях доступности относительно недорогого финансирования важность других, нефинансовых затрат на ведение бизнеса отходила на второй план. Снижение административных барьеров и упрощение обязательных процедур могут стать важным фактором, поддерживающим частный бизнес в условиях весьма низкой доступности капитала и падения платежеспособного спроса. Важно, что реализация этих мер не приведет к снижению доходов бюджета, хотя, вероятно, снизит коррупционный доход чиновничества.
В ближайшие годы неизбежны рост общих государственных расходов (главным образом за счет средств госкорпораций и расходования накопленных фондов) и падение бюджетных доходов (в результате падения цен на сырье и замедления экономического роста). В этих условиях очень важны обеспечение предсказуемости и сбалансированности бюджетной системы, а также поддержание постоянных государственных расходов на уровне, позволяющем финансировать их текущими бюджетными доходами. Снижение налоговой нагрузки в таких условиях должно приводить к ускорению экономического роста, созданию рабочих мест и, в конечном итоге, повышению бюджетных доходов. В новых условиях принятие решений, которые приведут к устойчивому падению бюджетных доходов, по мнению экспертов, нежелательно и маловероятно, ведь правительство справедливо считает стабильность бюджета основой макроэкономической стабильности в России. В условиях глобального экономического кризиса снижение общей налоговой нагрузки вряд ли приведет к активизации инвестиционной деятельности. Уже упомянутое снижение ставки экспортной пошлины на нефть с октября текущего года, несомненно, имело большой краткосрочный эффект по поддержанию денежных потоков нефтяных компаний и уровня ликвидности в экономике, но вряд ли оно оправдано в качестве долгосрочной меры — маловероятно, что нефтяные компании используют освободившиеся средства для инвестиций в разведку и добычу. Нельзя исключать, что период низких цен на энергоносители окажется продолжительным, поэтому накопленные резервы должны лишь позволить обеспечить переход к новой, меньшей бюджетной системе, а не поддерживать уровень потребления, существовавший еще до кризиса, до тех пор, пока резервы не иссякнут.
Много раз поднимались проблемы денежно-кредитной политики. Очень уж понравился нашим “денежным” властям примитивный монетаризм, позволяющий произвольно устанавливать объемы эмиссии и делить ее по своему усмотрению. Ни за что не отвечать, да еще получать благодарности МВФ “за жесткую денежную политику”. Но эта политика окажется действительно полезной, когда будет направлена на стимулирование роста инвестиционной активности и улучшение финансового положения предприятий. Этого нельзя добиться без целевого регулирования денежных потоков, притока инвестиций в производственную сферу, последовательного контроля за снижением процентных ставок и принятия необходимых мер по предотвращению использования денег в качестве “мыльных пузырей” финансовых спекуляций.
Объявленные и уже частично осуществленные правительством меры по оказанию поддержки банковской системе направлены в первую очередь на "тушение пожара" и не являются индикатором будущей политики. Бюджетных средств просто не хватит для поддержания темпов роста кредитования экономики на уровне 2006—2007 гг. Сложившаяся сегодня ситуация с быстро уменьшающимся позитивным сальдо по счету текущих операций и отсутствием притока по счету капитальных операций создает идеальные условия для смены денежно-кредитной политики и перехода к инфляционному таргетированию. Этот процесс будет сопровождаться возникновением реально положительных процентных ставок, являющихся необходимым условием для роста склонности населения к сбережениям. После 2—3-летнего переходного периода именно это увеличение розничных депозитов станет основой для роста активов банковской системы.
Смена денежно-кредитной политики будет сопровождаться большей гибкостью в политике валютного курса. По мнению экспертов, в условиях отсутствия притока капитала дефицит текущего счета не будет финансироваться резервами. Ослабление рубля окажет поддержку экспортерам и даст толчок импортозамещению, что частично компенсирует эффект от фактического ужесточения денежно-кредитной политики.
Для выхода на траекторию устойчивого роста необходимо решить ряд проблем, среди которых, скорейшее реформирование налоговой системы. Нужны налоги, позволяющие “оживить” отечественное производство.
Необходимо изменить политику цен и тарифов. Повышение цен в энергетике продолжается. Российские производители платят за энергоносители, конструкционные материалы, услуги естественных монополий в 1,5 – 2 раза больше, чем их зарубежные конкуренты? Россия снабжает природными ресурсами Европу по приемлемым ценам, а своих производителей подвергает дискриминации. Поэтому требуется закон о ценообразовании и регулировании цен естественных монополий, в котором должны быть четко обозначены правовые границы добросовестной конкуренции и предусмотрены формы и ограничения государственного вмешательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Не соответствует требованиям дня и политика валютного регулирования и контроля. Все последние годы из России бесконтрольно “уходило” примерно по 1 млрд. долл. ежемесячно. При таком “кровопускании” даже самая мощная в мире экономика долго не проживет. Однако этот процесс не приостановлен. Либо удастся остановить “бегство” капитала, либо придется отказаться от свободной конвертируемости рубля. Иного не дано: надо резко ужесточить меры по пресечению “утечки” средств из страны.
Главной ошибкой переходного периода стал отказ от государственного регулирования. Наконец-то все признали необходимость управления рыночными процессами. Вместе с тем рыночные институты так же, как государственные, сейчас находятся в “разобранном” состоянии. Где конкуренция, эффективные собственники и свободное предпринимательство, образующие маховик развития? Скажем откровенно: они задавлены организованной преступностью и коррупцией, зажаты монополиями и налогами, брошены правоохранительными органами на произвол судьбы.
Выведение этих “родимых пятен”, оставшихся от шоковой терапии, должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики правительства в среднесрочной перспективе. Теперь пришло время восстанавливать управляемость. Это означает, прежде всего, наведение порядка в сфере прав собственности, прямое и эффективное управление государственной собственностью и контроль за соблюдением общественных интересов при управлении другими формами собственности.
Не менее важно восстановить процесс воспроизводства в реальном секторе, для чего требуется ликвидировать перекосы в ценах на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, изменить подходы к оценке труда. Труд как основной ресурс экономики нельзя отделять от процессов ее преобразования.
Отсюда – повышение внимания к вопросам социального партнерства, соответствие позиций государства интересам рабочих и работодателей. Первый шаг к сближению этих позиций и интересов следует сделать в направлении согласования ценовой и валютной политики с политикой формирования доходов трудящихся.
Восстановлению управляемости подлежат и финансовые потоки, включая валютный контроль и подготовку мер по вовлечению средств теневых структур в формирование государственного бюджета. Экономики нет и без создания и развития институтов и систем контроля, обеспечивающих эффективную инвестиционную и инновационную политику, без формирования и реализации продуманной, рассчитанной на завтрашний день кадровой политики, поддержки науки, образования, здравоохранения, которые связаны с воспроизводством “человеческого капитала”, а также разработок фундаментальных технологий ХХI в.
Приоритетным направлением экономической политики любой страны является поддержка национальных программ-мультипликаторов в автомобиле-, авиа-, станкостроении, отраслях переработки продовольствия, дорожном и жилищном строительстве. Некоторые из таких программ уже одобрены российским правительством.
Наконец,
исправлению положения
Итак, российские власти обладают значительными резервами и инструментариями для перехода к более активной экономической политике, чем это наблюдалось в предыдущие годы; более того, демонстрируется политическая воля к использованию возможностей государства для поддержки экономики. Вместе с тем, государство не сможет полностью восполнить экономические потери от кризиса, поэтому имеющиеся резервы должны расходоваться с большой осторожностью. Опасность нынешней ситуации в значительной степени заключается в том, что власти проявляют готовность помочь большой части бизнеса и поддержать уровень доходов населения; очевидно, что помощь не сможет быть предоставлена всем, кто о ней просит. Тем более настораживают меры, направленные на поддержку фондового рынка: при столь мощном доминировании на рынке продавцов выход на рынок государственных денег оказывается недостаточным для его поддержки, и это при том, что в российских условиях состояние фондового рынка в очень незначительной степени влияет на уровень благосостояния населения, ведь в рынок инвестированы сбережения лишь небольшого процента граждан, и чаще всего это люди с доходами выше среднего.
Еще
одной опасностью активного госвмешательства
в экономику в сегодняшних
условиях может стать предоставление
госкомпаниям — конкурентам частного
сектора преимущества доступа к
редким ресурсам (финансированию и платежеспособному
спросу) и долговременный переход в руки
государства значительных сегментов экономики.
Заключение
Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества России с промышленно развитыми странами.
Информация о работе Роль и функции государства в переходной экономике