Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:03, курсовая работа
Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Устойчивая, сформировавшаяся экономическая система обладает свойством самоорганизации, саморегулирования. Это относится и к смешанной экономике, где функции государства становятся элементом самоорганизации, работают на поддержание целостности системы наряду с чисто рыночными инструментами.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности переходной экономики ………………………………. . 6
Глава 2. Роль и функции государственного регулирования в переходной экономике ……………………………………………………………………… 13
Глава 3. Приоритеты государственной экономической политики в РФ …… 17
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованной литературы ………………………………………… 31
Второй этап: 1992-1994 гг. Начало этапа связано с распадом Советского Союза и образованием суверенного Российского государства. По методам проведения и содержания это был этап «шоковой терапии». В указанные годы произошла либерализация экономики, включающая освобождение цен, свободу предпринимательской деятельности, либерализацию внешнеэкономических связей и валютно-финансовой сферы; была проведена крупномасштабная динамичная приватизация; были решены в основном задачи создания правовой базы реформ. В итоге стали складываться внешние формы рыночных отношений, возникло большинство рыночных институтов, произошла нормализация потребительского рынка (правда, в основном за счет импорта). К приоритетным задачам данного этапа правительство относило также финансовую стабилизацию, но добиться ее к концу 1994 г. не удалось.
Третий этап: 1994-1996 гг. На данном этапе не происходило существенных институциональных преобразований. Государство сосредоточилось на текущем регулировании экономики, в частности, на задачах финансовой стабилизации. В результате удалось преодолеть гиперинфляцию, был разрешен валютный кризис, обеспечена внутренняя конвертируемость рубля, достигнут положительный внешнеторговый баланс. Были выработаны механизмы смягчения кризиса неплатежей. В целом удалось в определенной степени нормализовать финансовую сферу, но экономический кризис продолжался.
Четвертый (современный) этап реформ начался в 1997 г.
Приоритеты этого этапа - структурная перестройка и достижение устойчивого экономического роста. Соответственно важнейшими задачами являются: обеспечение высоких темпов роста инвестиций, необходимых для динамичного развития и структурных сдвигов; продолжение институциональных преобразований, завершение правовой реформы; обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте, повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий; осуществление реформы социальной сферы с целью повышения ее эффективности, рост реальных доходов населения, борьба с бедностью.
Финансовый кризис, разразившийся во второй половине 1998 г., выявил многие нерешенные проблемы и потребовал существенной корректировки методов реформирования и текущего управления экономикой. Правительством было заявлено о переходе к более жесткому и действенному государственному регулированию, в том числе с использованием административных методов, повышению организующей роли государства в обеспечении эффективности производства и его социальной ориентации.
В 2002 г. Европейский союз признал Российскую Федерацию страной с рыночной экономикой. Однако предоставление нашей стране рыночного статуса еще не означает исчезновение переходной экономики.
Переходный
характер экономики будет преодолен, рыночные
реформы завершены тогда, когда сформируется
целостная экономическая система, построенная
на рыночных принципах, с присущими ей
внутренними механизмами решения вопросов,
встроенными стабилизаторами и собственными
источниками саморазвития и самосовершенствования.
Глава
2. Роль и функции государства в переходной
экономике
В течение нескольких десятков лет в странах с плановой экономикой существовала командно-административная система государственного управления, основанная на безраздельном господстве государственной собственности на средства производства. Государственные органы управляли всеми экономическими процессами определяли, что и как производить, по каким ценам продавать готовую продукцию, осуществляли распределение ресурсов и предметов потребления. Основные горизонтальные связи между хозяйствующими субъектами устанавливались и регламентировались также из центра. Воздействие государства на экономику осуществлялось в основном с помощью директив, приказов, распоряжений и других административных мер.
Рыночная экономика в корне отличается от плановой по роли государства. Государственное регулирование здесь играет вспомогательную роль, государство берет на себя решение только тех вопросов, с которыми рынок не справляется. Регулирование осуществляется в основном с помощью косвенных методов.
Другое дело - переходная экономика. Здесь складывается совершенно иная система регулирования, отличающаяся и от командной и от рыночной. С одной стороны, в ходе трансформации государство перестает быть единственным собственником средств производства, в результате система государственного управления утрачивает функции основного регулятора хозяйственных пропорций, значительно сокращается его вмешательство в текущую хозяйственную деятельность. С другой стороны, в процессе становления рыночной экономики появляются новые функции государства, происходит изменение методов регулирования. При этом значение государственного регулирования возрастает, что связано с неразвитостью основных рыночных механизмов саморегуляции и самоорганизации. Неразвитость рынка требует более активной роли государства, в том числе в создании самих рыночных институтов: частной собственности, договорных отношений между экономическими агентами, свободных цен, инфраструктуры рыночной экономики в целом и др. Деятельного участия государства требуют и другие процессы, которые не могут произойти автоматически, сами по себе.
Экономика переходного периода унаследовала от командной системы огромные структурные диспропорции (причем в России структурная деформация в силу особенностей экономического и политического развития значительно больше, чем в других постсоциалистических странах), поэтому государство должно заниматься корректировкой распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Необходимо создание нового машиностроительного комплекса, увеличение доли производства предметов потребления, уменьшение степени милитаризации экономики в пользу гражданских отраслей, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и пр.
В связи высоким уровнем монополизации экономики, характерным для переходного периода, особое значение приобретает функция зашиты конкуренции и создание благоприятных условий для развития предпринимательства. В странах с давними рыночными традициями данная функция реализуется благодаря обеспечению рамочных условий предпринимательской деятельности и предполагает использование мер по ограничению монополистических тенденций, развитию малого и среднего бизнеса при наличии мощных рыночных институтов, широком развитии конкуренции и частной собственности. В постсоциалистических странах ситуация значительно сложнее, так как приходится ломать всеобъемлющую государственную монополию в народном хозяйстве, создавать многосекторную экономику, поэтому данная функция тесно переплетается с разгосударствлением и приватизацией, демонополизацией и реструктуризацией крупнейших предприятий и целых отраслей.
Переход к рынку сопровождается увеличением дифференциации доходов и снижением уровня жизни основной массы населения. В связи с этим государство играет более активную роль и в перераспределении доходов. Политика перераспределения доходов должна быть направлена на смягчение социального неравенства, с одной стороны, и стимулирование экономической активности различных слоев и групп населения, с другой.
Рыночное хозяйство отводит государству и функции макроэкономического и долгосрочного регулирования, определения приоритетов макроэкономического развития, основных народнохозяйственных пропорций, стабилизации экономики, контроля за уровнем занятости и инфляции. Эта функция реализуется благодаря наличию рыночных (прежде всего финансовых) инструментов.
Важнейшей функцией государства в посткоммунистический период является правовое регулирование, т.е. определение «правил игры» для экономических агентов. Реализация этой функции государства в сформировавшемся рыночном хозяйстве осуществляется главным образом путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, поддерживания государством существующих «правил игры». В переходный период правовая база, доставшаяся в наследство от командной экономики, в корне не соответствует новой модели хозяйствования, поэтому ее необходимо создавать заново. Кроме того, необходимо обеспечить правовые основы самого процесса трансформации экономической системы.
Правовое регулирование включает разработку антимонопольного законодательства, законодательства о собственности, о защите прав потребителей, о сделках, договорах и обязательствах, о труде и социальной защищенности определенных групп населения и др.
Таким
образом, в переходной экономике государство
играет активную роль и выполняет функции
по управлению реформированием экономики,
является важным субъектом, создающим
правовые и организационные условия для
преобразований, обеспечивает перераспределение
ресурсов в интересах общества, осуществляет
макроэкономическое регулирование, народнохозяйственных
и социальных процессов.
Глава
3. Приоритеты государственной
экономической политики
в РФ
По мере развития хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Сегодня настал период осознания новой реальности, и перед властями стоит задача сформулировать и реализовать пакет мер, которые позволят российской экономике пройти через кризис с наименьшими потерями, и, по возможности, подготовится к тому, чтобы совершить мощный экономический рывок, как только ситуация это позволит.
Очень важно, что государство явно признало необходимость принятия самых решительных мер для поддержания экономики. Это решение противоположно политике, которую российская власть проводила в предыдущие годы. Несмотря на колоссальные природные ресурсы и потенциально очень высокий спрос на социальные услуги, государство последовательно снижало свою активность в экономике, фокусируясь лишь на бюджетной консолидации и эффективности сбора налогов. Отказ от большого количества функций и либерализация многих рынков услуг позволили снизить расходы консолидированного бюджета до 33 - 35% ВВП, а федерального бюджета - почти до 20% ВВП. Государство исполняло функцию крупнейшего сберегающего агента в экономике - профицит бюджета в последние годы устойчиво превышал 5% ВВП1. Такая политика позволила властям накопить значительные резервы как в форме золотовалютных, так и в форме бюджетных резервов: Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния. Существующая бюджетная система предполагает, что государство может использовать накопленные средства для поддержания экономики в условиях ухудшившейся внешней конъюнктуры либо в условиях экономического кризиса. Можно ожидать, что в сложившихся условиях резко усилится давление на правительство, побуждающее не накапливать резервы, а вкладывать их в экономику.
В хозяйственном комплексе страны приоритетными направлениями экономической политики государства на среднесрочную перспективу является восстановление разрушенного воспроизводственного процесса в реальном секторе. Для этого необходимо ликвидировать перекосы в ценообразовании на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, изменить подходы к оценке труда, стимулируя рост платежеспособного спроса путем совершенствования структуры зарплаты.
К приоритетным направлениям относятся также восстановление управляемости экономическими процессами, поддержка национальных программ в области развития решающих отраслей машиностроения, переработки продовольствия, жилищного строительства, обобщение и использование опыта регионов в области управления. Очень важно опереться на реальное производство, поддержать отечественного товаропроизводителя, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Необходимо усиление роли государства в регулировании экономических процессов в условиях рынка и выполнение обязательств перед гражданами по своевременной выплате зарплаты и пенсий. Совет Федерации предлагал эти направления в качестве основы реформирования экономики еще два года назад. Но сегодня такие меры уже недостаточны. Без новых подходов к проведению преобразований из глубокого кризиса не выйти. Речь не идет об отмене рыночных отношений, снижении роли предпринимательской инициативы или стремлении замкнуться в собственной “скорлупе”. Напротив, при осуществлении дальнейшей реформы необходимо опираться на просыпающуюся инициативу регионов и накопленный опыт рыночных структур, а также согласованность действий всех ветвей власти.
В условиях жесткого дефицита времени нормализация ситуации в экономике и ее последующий рост возможны при обеспечении политической стабильности и возвращении доверия к власти, формировании четких и понятных каждому гражданину целей экономической политики государства, когда каждое практическое действие будет приниматься на основе хозяйственной эффективности и социальной цены.
Национальные правительства, в том числе российское, предпринимают шаги по поддержке "жизнеобеспечивающих" функций банковской системы (таких, как своевременное проведение платежей и расчетов) и сохранению жизнеспособности основных товарных рынков и сферы услуг. Для достижения этих целей были сделаны значительные шаги по поддержанию уровня ликвидности в банковской системе, в частности смена собственности в ряде финансовых организаций, банкротство и прекращение функционирования которых могло бы иметь очень тяжелые последствия для всей системы. Правительство и ЦБ РФ постоянно расширяют и совершенствуют меры по предоставлению ликвидности в систему, и события последних недель доказывают успешность этих действий. Смена собственников в банках не вызвала резкой паники среди населения, банковская система продолжает выполнять расчетные и платежные функции.
Информация о работе Роль и функции государства в переходной экономике