Роль государственного бюджета в макроэкономическом равновесии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и его роли в макроэкономическом регулировании. Для достижения данной цели поставлены задачи курсовой работы: определить понятия государственного бюджета, его составляющих и основных макроэкономических функций, выявить, в чем заключается балансирование государственного бюджета, и как оно осуществляется, определить роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономического равновесия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Государственный бюджет 5
1.1 Природа государственного бюджета 5
1.2 Структура государственного бюджета и его основные макроэкономические функции 6
Глава 2 Балансирование государственного бюджета 12
2.1 Дефицит бюджета и способы его финансирования 12
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики 14
2.3 Профицит бюджета 16
2.4 Государственный долг 18
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 19
Глава 3 Роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономического равновесия 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные  займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во- вторых, насколько  опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа  величины государственного долга. Необходимо так же с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита.

          Существует много различных мнений  в отношении к бюджетному дефициту  и государственному долгу. Кейнсианцы, например, рискнули заявить, что  увеличение государственных расходов, приводящие к дефициту бюджета,  в период спада производства  может привести к стабилизации  экономики. Но и сейчас многие  экономисты считают рост государственного  дефицита и долга недопустимым  при любых условиях.

     2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета

     Мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста/сокращения национального продукта, дохода или  денежного обращения превышает  инициирующую такое изменение сумму  инвестиций, правительственных расходов, налоговых отчислений или вкладов  в финансово-кредитные учреждения.

     Различают:

     - мультипликатор денежного предложения; 

     - мультипликатор инвестиционных  расходов;

     - мультипликатор правительственных  расходов;

     - мультипликатор потребительских  расходов;

     - налоговый мультипликатор.

          Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат  объединения эффектов увеличения  налогов и увеличения государственных  расходов. Первый и, как кажется,  наиболее очевидный ответ состоит  в том, что равный по величине  прирост и государственных закупок  и налогов не должен оказать  какого-либо влияния на уровень  доходов. Однако этот вывод  является ошибочным. Почему?

          Предположим, что объем государственных  закупок увеличивается от нуля  до 100 и на такую же величину  возрастают налоги. Инвестиции равны  250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц. Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75∙ 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак, при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.

          На рис.1 (см. приложения, с.25) показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1

       Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000+4∙25). Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.

          Данный пример является хорошей  иллюстрацией особого варианта  фискальной политики: фискального  расширения сбалансированного бюджета,  когда и налоги и правительственные  расходы увеличиваются на одинаковую  величину. В этом случае мы  получаем знаменитый эффект действия  мультипликатора сбалансированного  бюджета.

          Мультипликатор сбалансированного  бюджета устанавливает, что прирост  правительственных расходов, сопровождаемый  равными по величине приростом  налогов – имеет своим результатом  увеличение выпуска продукции.

          Причина того, почему объем выпуска  продукции увеличивается (вместо  того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост  государственных расходов приводит  к незамедлительному увеличению  совокупного спроса на величину  этого прироста, в то время  как прирост налогов, как только  что могли видеть в приведенном  примере, сокращает уровень потребительского  спроса на гораздо меньшую  величину. Эти два эффекта взятые  вместе, действительно приводят  к увеличению совокупного спроса  и, следовательно, являются причиной  роста выпуска продукции.

          При неизменном данном уровне  инвестицией результат действия  мультипликатора сбалансированного  бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном  выше примере, величина мультипликатора  сбалансированного бюджета в  этом случае будет в точности  равна 1. А это означает, что  объем выпуска продукции будет  увеличиваться ровно на величину  прироста правительственных расходов. 

 

     

     Глава 3 Роль государственного бюджета в обеспечении  макроэкономического  равновесия

 

           Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть.

            С одной стороны,  бюджет, являясь всего лишь комплексом  документов, разрабатываемых одной  ветвью власти и утверждаемых  другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный  государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по  отношению к осуществляемой властью  экономической политике является  производным продуктом, он полностью  зависит от избранного варианта  развития общества и самостоятельной  роли не играет.

           Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической  политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

       Государство в современной рыночной экономике выполняет функцию макроэкономической стабилизации экономики. Эта мера   государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования хозяйства на определенном уровне. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся изменение государственных расходов, налогов и др.

     В современном обществе государственное регулирование экономики осуществляется преимущественно на основе экономических средств, среди которых существенные позиции занимают кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование и др.

     Кредитно-денежная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Кредитно-денежная политика включает регулирование учетной ставки; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в Центральном банке и др.

     Бюджетно-налоговая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетной, налоговой систем для реализации целей социально-экономической политики. Бюджетно-налоговая политика зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны.

     Ускоренная амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления инвестиционных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала. Используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность также влиять на структуру экономики. Государство может ускорить процесс развития отдельных отраслей, введя для них особо благоприятные ставки амортизации.  

     Заключение

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

     Однако, именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Центральное место бюджета в финансовой системе  объясняется тем, что с его  помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота  бюджета, как правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

     

     Список  использованных источников

     1 Агапова Т.А., Серегина С.Ф., «Макроэкономика». Москва изд. «Дело и Сервис», 2005г. 464 с.

     2 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации : Учебник 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. 486 с.

     3 Ефимова Е.Г. Экономика : Учебное пособие. – М. : МГИУ, 2005. 368 с.

     4  Киселёва Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. Изд. «Кнорус», 2009г.

     5 Поляк Г.Б. Бюджетная система России Изд. «Юнити-Дана», 2007г. 704с.

     6 Соколинский В.М. Макроэкономическое регулирование : роль государства и корпораций., учебное пособие – М. : изд. «Кнорус», 2010. 248с.

     7 Юрьева Т.В., Марыганова Е.А., Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: 2008г. 286 с.

     8 URL:www. economics.wideworld.ru (дата обращения: 7.04.11)

Информация о работе Роль государственного бюджета в макроэкономическом равновесии