Роль государственного бюджета в макроэкономическом равновесии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и его роли в макроэкономическом регулировании. Для достижения данной цели поставлены задачи курсовой работы: определить понятия государственного бюджета, его составляющих и основных макроэкономических функций, выявить, в чем заключается балансирование государственного бюджета, и как оно осуществляется, определить роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономического равновесия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Государственный бюджет 5
1.1 Природа государственного бюджета 5
1.2 Структура государственного бюджета и его основные макроэкономические функции 6
Глава 2 Балансирование государственного бюджета 12
2.1 Дефицит бюджета и способы его финансирования 12
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики 14
2.3 Профицит бюджета 16
2.4 Государственный долг 18
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 19
Глава 3 Роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономического равновесия 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

     В нашей стране большую часть расходов составляют расходы, связанные с  социальной политикой (см. «Таблица В.1»).

     Структура бюджетных расходов подвержена ещё  более частым изменениям, чем структура  бюджетных фондов. Изменение соотношения  между расходами на военные и  социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о  тенденции спада экономического производства.

     Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает  возможность эффективного воздействия  государства на все экономические  процессы. При этом контроль и контрольная  функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для  осуществления контроля.

     Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении  национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли  с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда  учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве  рабочей силы.

     Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными  территориями.

     И наконец, различные хозяйствующие  субъекты могут получить бюджетное  финансирование. Таким образом, через  бюджет перераспределяется 30-40% национального  дохода.

     Учитывая  ситуацию, сложившуюся в настоящее  время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

  • преодоление последствий финансового кризиса, поддержания уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
  • прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
  • стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
  • снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
  • осуществление реструктуризации государственного долга РФ;
  • минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
  • снижение платежей, сокращение ненадежных форм расчетов;
  • полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. 

     Глава 2 Балансирование государственного бюджета

     2.1 Дефицит бюджета  и способы его финансирования

     Дефицит бюджета – эта сумма, на которую  в данном году расходы бюджета  превосходят его доходы. Бюджетный  дефицит отражает определенные изменения  в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

     В нашей стране сейчас наблюдается  дефицит государственного бюджета. По данным Министерства финансов за 2010 год в бюджет поступило 8 трлн 298,859 млрд рублей, кассовое исполнение расходов составило 10 трлн 94,057 млрд рублей, т.о. бюджетный дефицит составил 1 трлн 600,382 млрд рублей.

     По  природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный  бюджетный дефицит.

     Циклический дефицит - результат наступления  фазы спада производства, который  обусловливает сокращение поступления  доходов в бюджет в связи с  сужением сферы налогообложения  и увеличением расходов на социальные нужды, поддержание общественно  необходимых секторов экономики.

     Структурный дефицит - это превышение расходов над  доходами, вызванное финансовой политикой  государства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с  целью предотвращения спада экономики  и вывода ее из депрессивного состояния.

           Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

  • спад общественного производства
  • рост предельных издержек общественного производства
  • массовый выпуск «пустых» денег
  • излишне, неоправданно раздутые социальные программы
  • возросшие затраты на финансирование ВПК
  • оборот «теневого» капитала в огромных масштабах
  • возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

          Источники покрытия бюджетного  дефицита хорошо известны.

     В экономических системах с фиксированным  количеством денег в обращении  правительство располагает лишь двумя традиционными способами  покрытия дефицита бюджета – это  государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических  систем с нефиксированным количеством  денег есть и третий способ –  это выпуск новых денег (монетизация). Монетизация осуществляется в форме эмиссии наличных денег, а также в некоторых других формах, таких, как кредиты Центрального банка государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочка платежей государства за приобретенные товары и услуги. Если поставщиками товаров и услуг являются государственные предприятия, то нередко дефициты накапливаются, что увеличивает дефицит государственного бюджета. Если товары и услуги поставляет частный сектор, то цены на них заранее завышаются, что ведет к повышению темпов инфляции.

     Эмиссия денег является самым простым  методом покрытия бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному  обращению не однократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто  применяют это средство в критических  ситуациях - во время войны или  длительного кризиса. Избыточная эмиссия  широко применяется и в настоящее  время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для  долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итого все это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

     Государственные займы являются наиболее надежным источником финансирования дефицита бюджета, они  подразделяются на краткосрочные (от 1 года до 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и  долгосрочные (свыше 5 лет). Они осуществляются в виде продажи государственных  ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения  кредитов у банков. Государственные  займы более безопасны по сравнению  с эмиссией, но и они оказывают  негативное влияние на экономику. Государство, выходя на денежный рынок с целью  размещения займов, вступает в конкуренцию  за финансовые ресурсы с частным  сектором. В результате увеличения спроса на денежные средства процентная ставка растет, что способствует вытеснению с денежного рынка частных  инвесторов. Инвестиции в частном  секторе сокращаются, потребительские  расходы уменьшаются. В результате возникает "эффект вытеснения" частных  инвестиций.

     Несомненно, бюджетный дефицит относится  к так называемым «отрицательным»  экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система  утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует  отметить что, бездефицитность бюджета  вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

     2.2 Разные теоретические  подходы к проблеме бюджетного  дефицита и бюджетной политики

     В экономической теории различают  несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и  бюджетной политики. 
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса. 
 Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции. 
 Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет. 
Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета. 
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.  

     2.3 Профицит бюджета

     Профицит  бюджета – это превышение доходов  федерального правительства над  его общими расходами. Увеличение в  доходах увеличивает бюджетный  профицит и сокращает бюджетный  дефицит. Таким образом, бюджетный  профицит и бюджетный дефицит  зависят не только от государственной  политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные  расходы и подоходные налоги оказывают  не только непосредственное воздействие  на бюджетный профицит, но и косвенное  воздействие, влияя на объем производства и доходы.

     BS= t∙ Y-G-TR

     где  BS – бюджетный профицит

     t – налоговая ставка

     Y – выпуск (производство, доход)

     G – гос. закупки

     TR – трансфертные платежи

      

     Из  этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает  бюджетный профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это  сокращение ростом налогов, которое  вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

     Хотя  вполне вероятно, что увеличение налоговой  ставки, сохраняющей государственные  расходы на постоянном уровне, может  увеличить бюджетный избыток, возможно, что конечный результат  будет  гораздо меньшим, чем первоначально  запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.

     Избыток бюджета при допущении полной занятости – это такой избыток  бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится  в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного профицита и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для профицита бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

     BS* = t∙Y* - G – TR

Где BS* - это избыток бюджета в условиях полной занятости

 Y* - доход при полной занятости

          Разница между фактическим бюджетным  профицитом и бюджетным профицитом  при полной занятости представляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

       2.4 Государственный долг

     Нарастание  бюджетного дефицита в экономики  приводит к появлению и росту  государственного долга.

          Государственный долг – это  сумма накопленных в стране  за определенный период бюджетных  дефицитов за вычетом имеющихся  за это же время положительных  сальдо бюджета. Различают внешний  и внутренний государственный  долг.

          Внешний государственный долг, т.е.  долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится  на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать  какие-нибудь ценные товары, оказывать  определенные услуги, чтобы оплатить  проценты и погасить долг. Надо  помнить и то, что кредитор  обычно ставит определенные условия,  после выполнения которых и  предоставляется кредит.

           Внутренний долг государства,  т.е. долг своему населению,  приводит, прежде всего, к перераспределению  доходов внутри страны. Утечки  товаров и услуг обычно не  происходит, но возникают определенные  изменения в экономической жизни,  последствия которых могут быть  весьма значительными.

     Государственный долг РФ за 2010 год увеличился на 28,6 процента и на 1 января 2011 года составил 4,1 триллиона  рублей (9,3 процента ВВП), в том числе  государственный внутренний долг - 2,9 триллиона рублей, или 84 процента установленного верхнего предела на 1 января 2011 года, государственный внешний долг - 1,2 триллиона рублей, или 75,5 процента соответственно. Об этом говорится в Информации Счетной палаты РФ об исполнении федерального бюджета за январь-декабрь 2010 года.

     Консолидированный внешний долг РФ, по оценке Банка  России, за 2010 год увеличился на 21,2 миллиарда  долларов, или на 4,6 процента, и составил 488,7 миллиарда долларов.

Информация о работе Роль государственного бюджета в макроэкономическом равновесии