Роль государственного бюджета в макроэкономическом равновесии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и его роли в макроэкономическом регулировании. Для достижения данной цели поставлены задачи курсовой работы: определить понятия государственного бюджета, его составляющих и основных макроэкономических функций, выявить, в чем заключается балансирование государственного бюджета, и как оно осуществляется, определить роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономического равновесия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Государственный бюджет 5
1.1 Природа государственного бюджета 5
1.2 Структура государственного бюджета и его основные макроэкономические функции 6
Глава 2 Балансирование государственного бюджета 12
2.1 Дефицит бюджета и способы его финансирования 12
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики 14
2.3 Профицит бюджета 16
2.4 Государственный долг 18
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 19
Глава 3 Роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономического равновесия 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

 

     

     Содержание

     ВВЕДЕНИЕ 3

     Глава 1 Государственный бюджет 5

     1.1  Природа государственного  бюджета 5

     1.2 Структура государственного  бюджета и его  основные макроэкономические  функции 6

     Глава 2 Балансирование государственного бюджета 12

     2.1 Дефицит бюджета  и способы его  финансирования 12

     2.2 Разные теоретические  подходы к проблеме  бюджетного дефицита  и бюджетной политики 14

     2.3 Профицит бюджета 16

     2.4 Государственный  долг 18

     2.5 Мультипликатор сбалансированного  бюджета 19

     Глава 3 Роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономического равновесия 23

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

     ПРИЛОЖЕНИЯ 29

 

     

     Введение

     Я выбрал тему «Роль государственного бюджета в макроэкономическом равновесии», потому что в настоящие время, это наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны. Так как государственный бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.

     Достижение  всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это  полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением  государством своих обязательств.

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

     Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и его роли в макроэкономическом регулировании. Для достижения данной цели поставлены задачи курсовой работы: определить понятия государственного бюджета, его составляющих и основных макроэкономических функций, выявить, в чем заключается балансирование государственного бюджета, и как оно осуществляется, определить роль государственного бюджета в обеспечении макроэкономического равновесия. 

 

     

     Глава 1 Государственный бюджет

     1.1 Природа государственного бюджета

     Бюджет  является важным звеном финансовой системы  страны. Отражая содержание процессов  производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства. 
 В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.  
 Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований. 
 Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. 
Проект бюджет ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием.

     1.2 Структура государственного бюджета и его основные макроэкономические функции

     Бюджет  состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и  расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная  часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

     Структура бюджетной системы той или  иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В  странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и  местный бюджет. В странах с  федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются  промежуточные звенья – бюджеты  субъектов федерации, штатов, земель.

     Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трёх уровней:

     первый  уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     второй  уровень – бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

     третий  уровень – местные бюджеты.

     Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

     Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Федеральный  бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона.

     Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального  дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный  бюджет строится с учетом необходимости  осуществления избранной социально-экономической  стратегии. Основными функциями  федерального бюджета являются: перераспределение  национального дохода и ВВП; государственное  регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение  социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного  фонда денежных средств.

     Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы. Бюджет субъекта РФ – это  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ.

       Бюджеты субъектов РФ – один  из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Из этих бюджетов  в значительной мере финансируется  развитие отраслей производственной  сферы, в первую очередь местной  легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, развитие  транспорта и связи. 

     Большое значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

     В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

     Местные бюджеты составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

     На  местные органы власти возложена  важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части  проводится за счет местных бюджетов.

     Наиболее  ярко последствия экономических  и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с  повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и  культурно-бытового назначения, на благоустройство  территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных  объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному  увеличению бюджетных расходов.

     Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных  территориальных образований. Так, городским органам подчинена  значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально- культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

     Основные  функции государственного бюджета  следующие:

     1. Образование бюджетного фонда  - доходы бюджета.

     2. Использование бюджетного фонда  - расходы бюджета.

     3. Контроль за образованием и  использованием бюджетных фондов.

     Первую  функцию выполняют бюджетные  доходы. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. Они включают: налоги с доходов  хозяйствующих субъектов (см. «Таблица Б.1»); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег.

           По данным Министерства финансов РФ (см. «Таблица Б.2)  видно, что в нашей стране к 2010 году произошло сокращение годового дохода федерального бюджета по сравнению с предыдущими годами, по сравнению с 2006 годом доход сократился на 5,9%.

     Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических  условий развития данной страны. Изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения связанные с  экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между  налогами и займами в сторону  увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение  соотношения между потреблением и накоплением.

     Вторая  функция бюджета принадлежит  конкретным целевым бюджетным расходам (см. «Таблица В.1»). Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Роль государственного бюджета в макроэкономическом равновесии