Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа
В этой работе я рассмотрю главные вопросы государственного регулирования экономики: для чего государство регулирует рынок, почему оно вмешивается в экономику и каковы итоги этого вмешательства.
Ведение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государство в управлении экономикой (теория)…………….…………….5
1.1.Роль государственного регулирования экономики……………………………6
1.2.Причины государственного вмешательства в экономику…………………….7
1.3.Функции государственного регулирования экономики……………………...11
1.4.Методы государственного регулирования экономики……………………….18
Глава 2. Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………..31
Зарубежный опыт поддержки финансово-кредитными рычагами субъектов бизнеса нашел практическое применение и в нашей стране. Например, в 2001г. кредиты банков субъектам малого предпринимательства составили всего - 121954 млн.тг (в т.ч в тенге – 46676, а в иностранной валюте – 75278) в2003г. –196212 млн.тг (в т.ч. в тенге – 104434, в иностранной валюте – 91778), а в 2004г. – 236254млн.тг.
Основа становления и развития предпринимательства в РК заложена в государственных программах поддержки и развития предпринимательства. Впервые эти вопросы нашли свое отражение в Законе РК «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», принятом в декабре 1990 года.
В июле 1992 года был принят закон «О защите и поддержке частного предпринимательства», в котором отмечается, что частное предпринимательство – это деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная либо на собственности самого гражданина и осуществляемая от его имени, за свой риск и под его имущественную ответственность (индивидуальное предпринимательство), либо на коллективной собственности, осуществляемая от его имени, за риск и под имущественную ответственность Юридического лица (коллективное предпринимательство).
В условиях свободного предпринимательства существует ряд проблем, связанных с государственным регулированием экономики:
зачастую правительство менее информировано, чем частные лица, т.к. точная информация дорого стоит;
природные монополии, услуги которых наиболее экономно представляются одной единственной фирмой (газоснабжение, водоснабжение, телефонизация и т.д.);
внешние издержки, не отражаемые на цене или нормальном функционировании рынка, при которых государство должно корректировать перепроизводство и чрезмерное потребление товаров и услуг, ведущих к внешним затратам;
обеспечение государством экономики нужным количеством денег;
потребление общественных товаров, т.е. таких, в потреблении которых участвуют все граждане (единая энергосистема, национальная оборона, национальные сети коммуникаций и др.).
В Конституции РК, принятой 30 августа 1995 года, особо отмечен пункт 4 статьи 25, провозгласивший право каждого гражданина на свободу предпринимательской деятельности. В период с 1994 по1997гг. был принят ряд законов и постановлений, касающихся предпринимательства.
В качестве субъектов индивидуального предпринимательства законы определили физических лиц, занимающихся этой деятельностью «без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица». Можно отметить следующие положительные моменты:
- созданы льготные условия для получения кредитов;
- созданы законодательные возможности для покупки в рассрочку производственных объектов и площадей, офисных помещений, а также их аренда или доверительное управление;
- определены приоритеты деятельности;
- упрощена процедура создания и регистрации частных предпринимателей и частных предприятий, а также открытия ими счетов в банках второго уровня.
Главным координатором и проводником в жизнь государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства в РК является созданный в мае 1997 г. Департамент поддержки малого предпринимательства Министерства экономики и торговли РК. При нем созданы 2 экспертных совета.
Первый – из представителей предпринимательских структур по поддержке малого бизнеса для изучения проектов нормативных и законодательных актов.
Второй – межведомственный, из представителей заинтересованных министерств и ведомств, который занимается реализацией Указа Президента по активизации предпринимательской деятельности.
Политика поддержки предпринимательства реализуется через региональные центры малого бизнеса (ЦМБ). Они работают в каждой области РК. ЦМБ на местах призваны оказывать оперативную помощь и содействие предпринимателям, нуждающимся в поддержке. В основном ЦМБ занимаются решением текущих проблем, связанных с преодолением незаконных бюрократических барьеров. В перспективе эти центры будут предоставлять временные помещения новичкам для организации маломасштабного производства (размещение оборудования, открытие офиса и т.д.).
Необходимо тщательно продумать и осуществить конкретные меры по устранению или максимальному снижению отрицательного действия таких тормозящих развитие предпринимательства факторов, как:
недостаточно развитая политическая система и непостоянство нормативной правовой базы;
непостоянство казахстанской системы налогообложения;
недоступность кредитов из-за высокой разницы между процентной ставкой, назначаемой банками, и уровнем инфляции;
отсутствие у большинства предпринимателей навыков определения стратегии успешной деятельности предприятия;
низкий покупательный спрос населения;
проблемы во взаимоотношениях с партнерами и конкурентами как внутри Казахстана, так и за его пределами;
слабая профессиональная подготовленность работников малых предприятий.
Органы исполнительной и законодательной власти особо уделяют внимание проблемам институциональных преобразований, что нашло свое отражение в Гражданском кодексе РК, ряде законодательных актов, программных документов по углублению экономических реформ.
Основные действенные меры правительства связаны с реализацией Указа Президента Казахстана «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 г. В соответствии с данным указом:
создан государственный институт поддержки МП (Департамент поддержки малого предпринимательства Министерства экономики и торговли Республики Казахстан);
приняты законы «О государственной поддержки малого предпринимательства», «Об индивидуальном предпринимательстве», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства»(1997г.) и др.;
сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими;
образован Фонд развития малого предпринимательства;
установлен минимальный размер кредитования субъектов малого предпринимательства всеми банками второго уровня (не менее 10%от основного долга кредитного портфеля банка).
Зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что предпринимательство выполняет важнейшие функции в национальной экономике, обеспечивая особый механизм воспроизводства рыночных отношений через сбалансирование спроса и предложения, а также оказывая значительное влияние на активизацию человеческих ресурсов инновационный потенциал.
В целом государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике предусматривает создание правовых условий её развития и поддержки и разработку дальнейших мероприятий по совершенствованию нормативной базы с целью создания условий, благоприятствующих развитию и росту предпринимательства, а также меры по снятию излишних сборов со стороны контролирующих и инспектирующих организаций.
Зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что предпринимательство выполняет важнейшие функции в национальной экономике, обеспечивая особый механизм воспроизводства рыночных отношений через сбалансирование спроса и предложения, а также оказывая значительное влияние на активизацию человеческих ресурсов инновационный потенциал.
В целом государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике предусматривает создание правовых условий её развития и поддержки и разработку дальнейших мероприятий по совершенствованию нормативной базы с целью создания условий, благоприятствующих развитию и росту предпринимательства, а также меры по снятию излишних сборов со стороны контролирующих и инспектирующих организаций.
В финансово-инвестиционной и производственно-
Выполнение намеченных мероприятий правительства РК по государственному регулированию предпринимательства, направленных на развитие и его поддержку, позволит резко увеличить число субъектов бизнеса, занимающихся предпринимательской деятельностью, и, как следствие, будут созданы условия по увеличению доли отечественной продукции.
Вмешательство государства в экономику требует крупных расходов, которые включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетность).
Государственное регулирование предпринимательской деятельности неразрывно связано с правами, обязанностями и ответственностью предпринимателей. Права сочетаются с его обязанностями и ответственностью за их нарушение.
Заключение.
В данной работе были затронуты только самые общие, наиболее важные и принципиальные сферы взаимодействия государства и рынка. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Должен быть создан новый механизм хозяйствования, который высвободит энергию созидания всего народа. Государство в этом механизме будет играть роль рулевого, прокладывая курс экономического развития в сложном мире современности, где пока господствуют национальные интересы высокоразвитых промышленных стран.
Войдем мы в их число или нет, зависит в очень большой мере от мудрой экономической политики руководства страны, где должны быть четко обозначены цели, инструменты и где каждому отведены полагающиеся функции. Как показывает опыт ХХ века, ни одна страна без продуманной экономической стратегии государства не добивалась успеха в развитии своего национального хозяйства.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.
Таким образом, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
Подведя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что роль государства в рыночной экономике очень важна. Государство должно вмешиваться в экономику страны, ведь частные организации ставят и реализуют свои собственные цели, а государственные интересы служат интересам общества, реализуют цели, установленные законодательными органами, их деятельность регулируется правительственными постановлениями или законодательными актами. Перед государством стоит сложная проблема – ответственность перед народом за результаты эффективности своей управленческой политики.
Список литературы
1. Борисов Е.Ф.«Экономическая теория» 2000г.
2. Елемесов Р., Жатканбаев Е. «Государство и рынок».
3. Кантарбаева А.К. «Предпринимательство. Индустриально-эволюционный подход» 2000г.