Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа
В этой работе я рассмотрю главные вопросы государственного регулирования экономики: для чего государство регулирует рынок, почему оно вмешивается в экономику и каковы итоги этого вмешательства.
Ведение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государство в управлении экономикой (теория)…………….…………….5
1.1.Роль государственного регулирования экономики……………………………6
1.2.Причины государственного вмешательства в экономику…………………….7
1.3.Функции государственного регулирования экономики……………………...11
1.4.Методы государственного регулирования экономики……………………….18
Глава 2. Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………..31
33
Министерство образования Республики Казахстан
Казахстанско-Американский Свободный университет
Кафедра «Права, экономики и информационных систем»
Выполнила: студентка 1 курса
Проверил: старший преподаватель
г.Усть-Каменогорск, 2005г.
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Глава 1. Государство в управлении экономикой (теория)…………….…………….5
1.1.Роль государственного регулирования экономики……………………………6
1.2.Причины государственного вмешательства в экономику…………………….7
1.3.Функции государственного регулирования экономики……………………...11
1.4.Методы государственного регулирования экономики……………………….18
Глава 2. Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Тема роли государства в экономике – одна из старейших и важнейших тем в экономической науке. Ещё основоположник теории рыночной экономики А. Смит отмечал некоторые функции государства в рыночной системе, хотя он отводил государству пассивную роль и в экономическом развитии отдавал приоритет частной инициативе.
«Второе дыхание» эта проблема приобрела в конце 19 века. Среди ученых стала модной тема «Государство и/или рынок», особенно в постсоциалистических странах.
В настоящее время все более обостряются дискуссии по поводу этой проблемы. В наиболее общем виде здесь противостоят друг другу взгляды, согласно которым пальма первенства в регулировании хозяйственной жизни отдается «свободной руке рынка», и этатические (дирижистские) воззрения, сторонники которых видят в государстве мощного экономического агента, распределяющего ресурсы в соответствии с избранными приоритетами и защищающего интересы отечественного производителя. Словом, одни считают гос. вмешательство злом для экономики, другие, наоборот – условием ее развития.
Споры на эту сложную тему наверняка будут продолжаться и, возможно, никогда не закончатся, т.к. государство играло и будет играть активную роль в экономике и вряд ли удастся когда-нибудь точно расписать его функции и роль в экономике, потому что оно должно реагировать на меняющиеся условия внутренней и внешней среды. Государственные меры, давшие блестящий результат сегодня, могут оказаться бесполезными завтра. Экономика переменчива и функции государства в ней тоже переменчивы.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными гос. учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающую комплекс разнообразных экономических регуляторов.
Важной целью государственного регулирования экономики является создание экономической и социальной стабильности и адаптация его к изменяющимся условиям. В условиях рыночной экономики оно решает различные задачи:
стимулирование экономического роста;
регулирование занятости;
поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре;
поддержание экспорта.
Основные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем.
Субъектами государственного регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объектами гос. регулирования являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могли возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или решаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо.
В этой работе я рассмотрю главные вопросы государственного регулирования экономики: для чего государство регулирует рынок, почему оно вмешивается в экономику и каковы итоги этого вмешательства.
Глава 1. Государство в управлении экономикой (теория).
Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство «правит», тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль – то «ночного сторожа» капитализма (А. Смит), то «констебля в условиях анархии» (Т. Карлейль), то «попечителя общественного интереса» (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в нынешнем столетии оно повсюду стало необходимой частью самой хозяйственной системы.
Среди многочисленных подходов к исследованию экономической роли государства в современной рыночной системе можно выделить 2 наиболее значимых:
Основным содержанием системной трансформации хозяйства и общественной жизни в современном Казахстане является реализация таких главных и взаимосвязанных процессов, как развитие рыночных отношений и становление нового государства, отвечающего по всем параметрам требованиям рыночной модели социально-экономического устройства.
Рынок и государство – наиболее последовательные воплощения 2х типов взаимодействия, в той или иной степени используемые во всех сферах человеческого общения. С одной стороны – это добровольный характер сделок, с другой – принуждение. Использование принуждения оправдано, если отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым.
Регулируемый рынок подчинен определенному порядку и поддерживается государством. Государство обычно осуществляет корректировку протекающих на рынках процессов и их результатов.
Современный рынок включает следующую совокупность социальных институтов:
1.Правовая система, организующая правовое регулирование рынка и охраняющая интересы участников рыночных отношений.
2.Органы гос. контроля и регулирования (налоговая система, органы финансово-кредитной политики и т. д.)
3.Ассоциации,союзы потребителей, предпринимателей и работников (профсоюзы).
4.Инфраструктура: торговые предприятия, биржи, банки и т. д.
Регулирование рынка может дать благоприятный результат, если учитываются экономические законы.
1.1 Роль государственного регулирования экономики.
В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами.
В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком, не совпадают. Поэтому в некоторых странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.
Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования – одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.
На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во–первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во – вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.
1.2 Причины вмешательства государства в рыночную экономику
В экономической литературе приводятся различные определения рынка, рыночной системы. Российский экономист А.Лишвиц, обобщив данные экономической науки, сформулировал пять признаков рынка:
1) неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него;
2) абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов;
3) информированность в пределах доступности каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.д.;
4) абсолютная однородность одноименных продуктов;
5) ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Вообще, свободного рынка в строгом смысле нет ни в одной стране, не было, да и быть не могло. Но любая реально функционирующая экономическая система (даже командно-административная) включает в себя элементы рынка, обмена. Без определенных элементов рыночных отношений не может функционировать никакая хозяйственная система. Элементы рынка – неотъемлемый атрибут хозяйственной жизни.
Отсюда вывод, что экономика без рыночных механизмов не может функционировать, но сами рыночные механизмы не могут решать насущные проблемы.
Все исследователи рыночной системы приходят к выводу, что возможности рыночного механизма не безграничны. Он не в состоянии решить все социально – экономические проблемы общества. Там, где рыночный механизм не справляется с решением каких-то задач, появляется государство.
Под государством понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся, в случае необходимости, на силу принуждения. Какие же задачи не под силу рыночному механизму, и по каким причинам в экономику вмешивается государство?
Отмечают 2 причины вмешательства государства в рыночные механизмы: внешние эффекты и общественные товары и услуги. Суть первой сводится к тому, что действие участника рынка может обернуться потерей для одного и выгодой для другого. Рыночный механизм не может решить эту проблему, и государству приходится вмешиваться, чтобы возместить потери одного за счет выгоды другого. Что касается второй проблемы, речь идет о товарах и услугах, которыми пользуются все люди, но производство которых для отдельных людей невыгодно и невозможно. За это дело берется государство, которое принуждает всех людей участвовать в финансировании этих товаров и услуг через налогообложение (национальная оборона, полиция, суды, национальные системы инфраструктуры, информации и т.д.).