Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа
В этой работе я рассмотрю главные вопросы государственного регулирования экономики: для чего государство регулирует рынок, почему оно вмешивается в экономику и каковы итоги этого вмешательства.
Ведение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государство в управлении экономикой (теория)…………….…………….5
1.1.Роль государственного регулирования экономики……………………………6
1.2.Причины государственного вмешательства в экономику…………………….7
1.3.Функции государственного регулирования экономики……………………...11
1.4.Методы государственного регулирования экономики……………………….18
Глава 2. Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………..31
Даже в стерильной экономике свободного предпринимательства остаются по крайней три проблемы, находящиеся вне пределов досягаемости рыночного механизма. Эти проблемы следующие:
1) внешние для рынка эффекты: окружающая среда, социальные последствия, потери одного, которые оборачиваются доходами другого, и т.д.;
2) рынок в принципе не способен производить товары и услуги, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос;
3) эти «общественные товары» порождают проблему налогов или равного распределения их издержек и выгод.
Итак, в экономике свободной конкуренции государство выполняет, по крайней мере, две функции – регулирование внешних эффектов и снабжение населения общественными товарами, причем делает оно это главным образом с помощью бюджета. Если добавить ещё одну функцию (обеспечение экономики нужным количеством денег, на что рынок, разумеется, не способен), то мы получим представление о хозяйственном механизме экономики свободного предпринимательства. Выделяются два его ведущих звена – свободный рынок и государство. Смысл экономической деятельности последнего состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует».
Это минимально необходимые функции государства, которые оно должно выполнять даже в условиях теоретического «свободного рынка». Без них рыночный механизм перестанет функционировать. Но в современном обществе эти минимально допустимые границы вмешательства государства ещё недостаточны, чтобы рыночная экономика могла функционировать более или менее нормально. Существует ещё пять проблем, решение которых в современной экономике без государства невозможно:
1) перераспределение доходов: распределение доходов, справедливое с точки зрения законов рынка, несправедливо с точки зрения современного общества;
2) проблема занятости: рынок не может обеспечивать право на труд для тех, кто хочет и может трудиться не может этого гарантировать этого и государство. Но без вмешательства государства проблема может перерасти в социальную напряженность и беспорядки. Поэтому все государства, так или иначе, регулируют этот вопрос;
3) проблемы НТП: рыночные механизмы хорошо приспособлены для использования уже имеющихся результатов НТП, но не могут самостоятельно обеспечивать прорывы в области науки и технологии, и особенно в исследовании фундаментальных теорий естественных наук, глубокие структурные преобразования в производстве. Следовательно, здесь тоже требуется вмешательство государства;
4) региональные проблемы: в силу различных причин территориальное развитие не может быть равномерным. Во избежание социальных последствий неравномерности территориального развития государство берет на себя бремя регулирования региональных проблем;
5) инфляция и монополизм: исторический опыт показывает, что ни одна экономика не имеет иммунитета против этих болезней экономики. Поэтому рыночное хозяйство нуждается в постоянно проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.
Как вполне очевидно, государству удается добиться того, что недоступно рынку, - максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но не менее ясно и другое. Государственное регулирование может упускать преимущество рыночного воздействия на производство – подъема его экономической эффективности. Государство пытается решать социальные проблемы наиболее доступным для него способом: увеличить налоги и перераспределить доходы субъектов рынка. Однако если такое перераспределение достигнет очень больших масштабов, то это отрицательно скажется на материальном стимулировании первопроизводителей и подорвет экономические источники социального прогресса.
Практическая экономика, поэтому будет двигаться вперед путем сочетания рыночного механизма и государственного регулирования. Сейчас все большее внимание теоретиков и практиков привлекают лидирующие в темпах экономического роста страны Восточной Азии, особенно Японии, где роль государства в экономике традиционно намного сильнее, чем в странах Западной Европы, где, в свою очередь, эта роль выше, чем в США. Отсюда вывод: как в экономической теории, так и в действующих в разных странах моделях экономики нет однозначного решения проблемы соотношения государства и рынка. В экономической теории обычно выделяют крайние модели, чтобы дать представление о функционировании экономики в различных режимах. На практике же в каждой стране имеются свои национальные модели функционирования экономики, которые, базируясь на общих принципах рыночных отношений, учитывают исторические, культурные, национальные, географические и прочие особенности данной страны, ее положение в международном разделении труда.
В вышеприведенных причинах вмешательства государства в рыночную экономику упущены еще 2 важнейших составляющих элемента любой экономической системы, без которых не может функционировать никакая экономика. Это законодательное обеспечение экономики (или обеспечение «правил игры») В этой сфере государство выступает единственным монополистом.
«Правила игры», в свою очередь базируются на правах собственности. Без четко оформленных прав собственности и передачи их правопреемнику невозможно наладить нормальную экономическую жизнь.
Вполне закономерно считая, что экономические силы в рыночной системе могут действовать вполне бесконтрольно, экономисты тем не менее вынуждены считаться с реальным фактом государственного регулирования современной экономики. Другой вопрос - какие процессы оно регулирует, точнее, должно регулировать, поскольку теория занимается не столько тем, что есть, а тем, что должно быть. В поисках ответов на этот вопрос и возникает проблема экономических функций государства.
Итак, какие функции выполняет государство? Существует четыре основные формы государственного вмешательства в рыночную систему: установление правил и ограничений; предоставление населению общественных благ и трансфертных платежей; поддержка конкуренции; содействие стабилизации экономики.
Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во – первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во – вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функции:
1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
2) защита конкуренции;
Ко второй группе относятся:
1) функции перераспределения доходов и богатства;
2) корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта;
3) стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых комбинациями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.
корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.
В экономической теории еще нет четко установившихся представлений о роли и функциях государства в современной рыночной системе. Все зависит от позиций авторов, их приверженности к тому или иному направлению экономической теории, различным школам, от экономической конъюнктуры в определенные отрезки времени и, главное, от соотношения сил в мировой экономике и в международном разделении труда, где основным действующим лицом пока выступает государство, на которые не обращает внимания ни один из авторов вышеприведенных учебников. Все сторонники свободного рынка отмечают роль государства, но перечень его экономических функций у них почти никогда не совпадает.
Кратко опишем особенности некоторых функций.
Первая и основная функция государства, со времен Адама Смита получившая название «ночного сторожа», - это создание «правил игры» для участников рынка и контроль за соблюдением этих правил, их охрана и совершенствование. Эта функция сводится к разработке хозяйственного законодательства, обеспечению его нормативной базой и строгому контролю за их выполнением, в том числе и самим государством. Без таких законов никакая экономика функционировать не может.
Идеологической основой концепции национальной экономической политики должна быть задача создания правовых основ в экономическом пространстве республики. Необходимо создать оптимальные условия хозяйствования для всех участников экономики. Ясно, что за один день, или месяц, или год такую систему нельзя создать. К тому же экономические отношения имеют «привычку» быстро меняться, что заставляет законодателей приспосабливаться к этим изменениям. Законодательство должно быть таким же непрерывным процессом, как и сама экономическая жизнь. Но здесь возникает дилемма: для участников экономической жизни нужны стабильные законы, без чего не может быть сколько-нибудь объективного плана хозяйственных решений, хотя бы на период инвестиций в какое-нибудь дело; в то же время быстрое изменение экономической конъюнктуры требует оперативного вмешательства.
Какими бы ни были политические режимы, к законам всегда предъявляются определенные требования: необходимость самого закона, его согласованность с уже существующими законами, необходимые для его ввода подзаконные акты, исполнимость закона при существующих институтах, их материальное обеспечение, ожидаемые социально-экономические последствия принятия и применения соответствующего закона и т. д. То есть и у разработчиков законов, и у принимающих должны быть четкие представления о нормативных требованиях к самим законам и их соответствии возможностям данного конкретного государства. К сожалению, такого нормативного акта в республике нет.
Второй крупный недостаток, который тормозит рыночные преобразования, — отсутствие четко продуманного плана законодательных инициатив. Речь не идет о том, что у нас вообще не было законодательной базы, а о том, что такая база, созданная для обслуживания плановой экономики, оказалась непригодной для рыночной экономики. Это касается в первую очередь самой основы экономических отношений - прав собственности. Ведь общественная собственность и рыночная экономика несовместимы, так же как частная собственность и плановая экономика.
Понятно, что законодательство стремится охватить все сферы жизни, и оно не становится менее ответственным. Поэтому сама законодательная деятельность государства должна регулироваться и планироваться, что предполагает решение других проблем, не совсем связанных с экономикой, но без которых экономика нормально развиваться не может.
Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально – экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.
Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо непосредственной экономической услуги.
Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.
Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко – и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.
Данная функция государства больше относится к проблеме социального регулирования, но она связана с его экономическими функциями самым прямым образом хотя бы потому, что социальная защита требует громадных затрат, которые можно получить только из сферы экономики.
Связь экономической и социальной политики в рамках данной функции заключается в том, что сама социальная защита опирается на понятия «прожиточный минимум» или «порог бедности». Ни то, ни другое понятие не имеет точных количественных параметров, а, скорее всего, опирается на сложившиеся в каждом обществе представления об уровне бедности.
Четко определенная социальная политика является залогом успеха самих экономических реформ, поскольку экономические преобразования - не самоцель, а средство решения назревших социально-экономических задач, которые возникают вне самих экономических функций государства. Непосредственно экономическое воздействие государства на рыночные системы осуществляется в рамках иных функций государства, чем социальные. Если цели экономических преобразований приходят в противоречие с необходимостью решения неотложных социальных задач, грозящих непредсказуемыми последствиями, приоритет должен отдаваться последним. При любых возможных экономических решениях предпочтение должно отдаваться тем, которые позволяют сохранять социальное спокойствие в нашем обществе.