Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение роли государства в рыночной экономике, выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Необходимость вмешательства государства в экономику………………5
3. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики…………………………………………………………………11
4. Особенности современной экономической политики российского государства………………………………………………………………..17
5. Практикум…………………………………………………………………21
6. Заключение………………………………………………………………..23
7. Список литературы……………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      Один  из самых драматичных и дорогостоящих  уроков прошедших пяти-шести лет  заключается в том, что ни исполнительная власть, ни законодательные органы не разработали концепцию создания системы управления, адекватную рыночному механизму и особенностям переходного периода. Нет и ответа на вопрос: как выходить из организационного кризиса? К тому же в программах перехода к рыночной экономике, которые провозглашались в последние годы представителями всех направлений (правого, левого, центра), оставались в тени основные условия эффективности проведения реформ - система управления экономикой во всех звеньях, организация хозяйственного управления, формирование четкой и безотказной институциональной структуры. [6, 176]

      Представление о вторичности управления свело  проблемы руководства хозяйственными процессами к предельно простым  связям и отношениям, примитивизму в понимании многосложных объективных  процессов, практически подменило  гибкое и нормативное регулирование  импульсивными мерами по "тушению пожаров".

      По  этим причинам кризис приобрел всеобщий характер, задев самые основы управленческой вертикали, горизонтальных связей и  информационных потоков. Он превратился  в кризис человеческих отношений. Это  нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, корпоративной этики и чести.

      К наиболее заметным проявлениям охватившего  экономику кризиса управления можно  отнести:

- самоустранение  государственных структур от целенаправленного, обоснованного и гибкого использования всей системы экономических и административных рычагов, от решения вопросов, которые ; и в рыночной экономике остаются в сфере их компетенции;

- отсутствие  четкого разграничения прав и ответственности как по вертикали власти, так и между властью и хозяйствующими субъектами; в равной мере не разграничены и во многом не упорядочены права и ответственность собственников и управляющих;

- необеспеченность  правовой защиты договорных отношений;

- разрушение  производственных и управленческих  структур корпоративного типа, являющихся  основой промышленного потенциала;

- тенденцию  к разделению на отдельные  части крупных и средних предприятий;

- бесхозность  предприятий, находящихся в государственной собственности, включая унитарные с правом хозяйственного ведения, и несостоятельность казенных предприятий;

-отсутствие повсеместной системы выдвижения и высококвалифицированной подготовки нового поколения руководителей всех уровней.

             19 апреля 2007 года  российское Правительство одобрило прогноз социально-экономического развития на 2008г. и на период до 2010г. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило обновленный сценарий развития страны на среднесрочную перспективу, в котором прослеживается ориентация на диверсификацию экономики, сильный инвестиционный и потребительский спрос, опережающее развитие обрабатывающей промышленности и рост несырьевого экспорта.

       В прогнозе социально-экономического развития страны на 2008–2010гг. зафиксированы следующие параметры. Прогноз по инфляции на 2007г. составляет 7-8%, на 2008г. – 6-7%, на 2009г. – 5,5-6,5%, на 2010г. – 5-6%. Прогноз по ВВП составляет: на 2007г. – 6,5%, на 2008г. – 6,1%, на 2009г. – 6%, на 2010г. – 6,2%. При этом глава МЭРТ Герман Греф полагает, что Россия может выйти и на более высокие темпы роста ВВП, чем заложенные в трехлетний прогноз. Это может произойти, если инвестиционная активность предприятий будет выше и цена на нефть превысит официальные ожидания.

Прогноз по росту промышленного производства на 2007г. составляет 5,2%, на 2008г. – 5,1%, на 2009г. – 4,8%, на 2010г. – 5,2%. Рост инвестиций в основной капитал, по прогнозу МЭРТ РФ, составит: в 2007г. – 12,8%, в 2008г. – 11,9%, в 2009г. – 10,5% и в 2010г. – 11,4% [7, 361].

       Реальные  располагаемые доходы россиян в 2007г. вырастут на 9,8%, в 2008г. – на 9,1%, в 2009г. – на 8% и в 2010г. – на 7,5%. При  этом реальная заработная плата, по прогнозу, в 2007г. увеличится на 12,8%, в 2008г. – на 10,8%, в 2009г. – на 8,8% и в 2010г. – на 8,2%. Ожидается снижение безработицы – с 7,3% в 2006г. до 6,8% в 2010г. При этом число зарегистрированных безработных должно вырасти, что говорит о структурных изменениях в этой сфере.

       Многие  аналитики также положительно оценивают прогноз социально-экономического развития, подготовленный МЭРТ. И предполагают, что на фоне возможного дефицита рабочей силы одним из приоритетов для правительства должна стать миграционная политика. Высокие темпы роста зарплат и пенсий приведут к дальнейшему росту располагаемых доходов населения, в связи с чем увеличение потребления будет по-прежнему оставаться одним из ключевых факторов роста российской экономики.

       Таким образом, государство, оказывает влияние  на сдерживание темпов инфляции и  ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       5. Практикум.

      Как известно, между  «провалами» современного рынка и направленностью экономической политики государства существует определенная взаимосвязь. Установите данную взаимосвязь, заполнив таблицу:  указывая, справа конкретные направления корректирующего и дополняющего воздействия  государства на отмеченные слева «провалы» рынка.

«Провалы» современного рынка

Направления экономической политики государства 
Тенденция к монополизации рынков  
Неустойчивые  темпы экономического роста  
Недоиспользование ресурсов  
Неполная  занятость  
Нестабильность общего уровня цен  
Циклический характер развития производства  
Неравномерное распределение информации о рыночных сделках и о качестве товаров   
Неравномерное распределение доходов  
Существование нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не находящих отражения в ценах  
Несостоятельность рынка по предоставлению населению  общественных благ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Решение задачи.

«Провалы» современного рынка

Направления экономической политики государства 
Тенденция к монополизации рынков    Антимонопольная политика, поддержание конкурентной среды
Неустойчивые  темпы экономического роста    Политика  стимулирования экономического роста
Недоиспользование ресурсов    Сглаживание циклических колебаний, структурная политика
Неполная  занятость    Политика  борьбы с безработицей
Нестабильность  общего уровня цен    Антиинфляционная  политика
Циклический характер развития производства    Антициклическая политика
Неравномерное распределение информации о рыночных сделках и о качестве товаров     Информационная  политика государства
Неравномерное распределение доходов    Политика  доходов, социальная политика
Существование нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не находящих отражения в ценах    Устранение  негативных внешних  эффектов и стимулирование позитивных
Несостоятельность рынка по предоставлению населению общественных благ    Производство  государством общественных благ
 

     «Провалы» рынка наблюдаются при решении  проблем конкуренции, которые являются ключевыми для эффективного распределения  ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции приобрели регулярный и эффективный характер. [10, 192] 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Заключение.

      В современном мире экономическая  роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Увеличение коллективных расходов - это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой прежде всего совокупность государственных предприятий, продукция которых идёт опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что "разбухание" государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством. Существующая ныне система государственного регулирования экономики в условиях долгой эволюции и представляет собой совокупность функций, методов и форм.

      Истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить по таким формальным показателям, как доля валового национального продукта, распределяемого через государственный бюджет, объем государственных закупок, удельный вес государственной собственности, количество налогов, поступающих в государственный бюджет. Влияние государства на рыночные процессы в первую очередь определяется совершенством правовой формы - степенью разработки и обеспечения выполнения законов.

      Таким образом, в рыночной экономике у  государства есть свои проблемы, а у рынка - свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыночного механизма.

      Переход к рыночным отношениям в России сопровождался  либерализацией экономики, отказом государства от монополии на некоторые виды хозяйственной деятельности. Произошел переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную политику и бюджетно-налоговую систему).

      При переходе к рыночной экономике в России возникла необходимость в макроэкономической стабилизации. Здесь решающую роль играет государство.

В настоящее  время государству необходимо:

1)сократить свои расходы или существенно повысить их эффективность;

2)снизить свое бремя на бизнес и направить на подъем экономики на основе частной инициативы;

3)сократить текущие расходы в секторе экономики, сопоставимом с нынешним государственным сектором, включая естественные монополии, на сравнимый объем производимой продукции и услуг. При этом объем услуг и инвестиций в этом секторе существенно возрастет, в частности, за счет реинвестирования полученной экономии в науку, образование, здравоохранение;

4)повысить пенсии и заработную плату в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней. 
 

7. Список литературы.

  1. Акулов В. Б., Акулова О. В. Экономическая теория: Учебное пособие. Изд.: ПётрГУ: Петрозаводск-2007. 115 стр.
  2. Базылёв Н. И., Базылёва М. Н. Экономическая теория: Учебное пособие. Изд.: Современная школа: Минск-2008. 640 стр.
  3. Борисов Е. Ф. Экономика: Учебник. Изд.: Проспект: Москва-2008. 318 стр.
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник 2-е издание. Изд.: Проспект: Москва-2007. 535 стр.
  5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: Учебное пособие 3-е издание. Изд.: Питер-2010. 512 стр.
  6. Клюни В. Л. Основы экономической теории. Изд.: Высшая школа: Минск-2006. 240 стр.
  7. Корчагин Ю.А. Современная экономика России. Изд.: Феникс: Ростов на Дону-2007.  544 стр.
  8. Сашина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник. Изд.: Норма: Москва-2007. 672 стр.
  9. Третьякова О. Н. Основы экономической теории: Учебное пособие. Изд.: РИО ГАГУ: Горно-Алтайск-2001. 176 стр.
  10. Экономическая теория: Учебник, под ред. Николаевой И. П. Изд.: Проспект: Москва-2001. 448 стр.
  11. Экономическая теория: Учебник для вузов, под ред. Добрыника А. И., Тарасевича А. С. Изд.: Питер: Москва-2007. 542 стр.
  12. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений 7-е изд., под ред. Кашаева В. Д. Изд.: Владос: Москва-2001. 640 стр.
  13. Экономическая теория: Учебник, под ред. Кочеткова А. А. Изд.: Дашков и К: Москва-2007. 606 стр.
  14. Экономическая теория: Учебник, под ред. С. С. Ильина, А. И. Архипова. Изд.: Проспект: Москва-2007. 607 стр.
  15. www.minfin.ru
  16. www.budgetrf.ru

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике