Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение роли государства в рыночной экономике, выяснение причин, целей и границ вмешательства государства в рыночную экономику.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Необходимость вмешательства государства в экономику………………5
3. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики…………………………………………………………………11
4. Особенности современной экономической политики российского государства………………………………………………………………..17
5. Практикум…………………………………………………………………21
6. Заключение………………………………………………………………..23
7. Список литературы……………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

реформирования экономики в направлении создания рыночной  системы состоит в том, что эта деятельность объективно ведёт к уменьшению возможностей прямого управления народным хозяйством со стороны государства, к формированию независимых от государства экономических агентов, к утрате административных рычагов управления и собственных экономических возможностей. [14, 360]

      Таким образом, государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики.

      Государственное регулирование экономики - это система  мер законодательно, исполнительного  и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. [10, 200]

      Общая стратегия государственного регулирования  рыночной экономики базируется на следующих  принципах:

1. При  прочих ранних условиях предпочтение  следует отдавать рыночным формам  организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).

2. Государственное  предпринимательство должно не  конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3. Государственная  финансовая, кредитная и налоговая  политика должна способствовать  экономическому росту и социальной стабильности.

4. Государственное  вмешательство в рыночные процессы  тем эффективнее, чем в более  «рыночную» форму оно облачено.

5. Особую  значимость государственное регулирование  приобретает в период общехозяйственных  кризисов, а также для процессов  в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

      Таким образом, современная рыночная экономика  является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

      Государственное регулирование рыночной экономики  преследует три цели:

· минимизацию  неизбежных негативных последствий  рыночных процессов;

· создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

· обеспечение  социальной защиты тех групп рыночного  общества, положение которых в  конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

      Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

      Методы  государственного регулирования экономики.

      Экономические методы государственного регулирования  предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширения рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются:

      - бюджетная и фискальная политика

      - денежно-кредитная политика

      - программирование 

      - прогнозирование и планирование. [11, 432]

      Государство выполняет свои функции, применяя различные  методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования.

      Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное  планирование, натуральное распределение  производственных ресурсов и предметов  потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

      Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм.

      Вместе  с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

      В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

      Административные  методы

      Такие методы характерны прежде всего для  централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

      Административные  методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

      Административные  методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологи, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.

            Экономические методы.

      Экономические методы включают бюджетно-налоговые  и кредитно-денежные. К первым относятся  государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, субсидии, т. е. те выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета. Вторые включают эмиссию денежных знаков, регулирование ставки межбанковского процента, операции на открытом рынке, использование нормы обязательных резервов, а так же валютного курса.[2, 418]

      Важнейшим методом налогового регулирования  является применение дифференцированного  подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.

      Экономисты  вывели зависимость между величиной  налоговых ставок, инвестиционной активностью  товаропроизводителей и налоговых  доходов государства. Эта зависимость  получила название теории Лаффера. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел , за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%.

                 

 

 

 

Рис. 1. Методы воздействия на экономику [12, 482]

  Анализируя опыт и практику государственного регулирования развитых стран Европы и Азии, а так же переходной экономики России, можно выделить реальные методы и конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с использованием бюджетной и фискальной политики многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы. [11, 433]

      Экономическая политика правительства – это определённая регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

    1. В кредитной политике:

      - нормирование  банковских резервов;

      - варьирование  учётной ставки банковского процента;

      - проведение  операций на валютном рынке.

      2. В бюджетной политике:

      - регулирование  государственных расходов;

      - осуществление  государственных закупок;

      - выпуск  государственных внутренних займов;

      -поддержка  и регламентирование государственного  предпринимательства.

      3. В фискальной политике:

      - регулирование  налогового обложения имущества  граждан и юридических лиц;

      - введение  муниципальных налогов.

      4. В социальной политике:

      - регулирование  минимальных ставок оплаты труда;

      - установление  размеров пенсий, пособий по безработице  и т. д.

      5. Во внешнеэкономической политике:

      - законодательное  установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

      - использование  иностранных займов, инвестиций  и валютных ограничений. [11, 434]

      Таким образом, проведённый анализ позволяет  сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой как административные, так и экономические методы превращаются в неотъемлемую часть экономической системы, и ни в одной из них не ставится задача их замены или устранения. Действенность их использования конкретной исторической и хозяйственной структурой, а так же приоритетными целями развития.  
 
 
 
 
 
 

    4. Особенности современной экономической политики российского государства.

      Особенностью  России является то, что роль государства  в экономике здесь всегда была более значительной, чем в европейских странах, по причинам экономического, социального, национального, географического, природно-климатического порядка.

      Россия - гигантская страна с исключительным разнообразием природно-климатических  особенностей. В то же время население и природные ресурсы расположены на этой огромной территории структурно диспропорционально: 80 % населения России живет в европейской части страны и только 20 - в ее азиатской части. Природные ресурсы же располагаются наоборот: 85% их находится к востоку от Урала и только 15 - в Европейской России. Гигантские размеры страны сами по себе определяют большую роль государства в создании социальной и экономической инфраструктуры, без чего практически не может быть развития не только рыночной экономики, но и любой другой. [6, 173]

      На  современном этапе в России требуются  чрезвычайные и вместе с тем системные  стратегические меры для вывода страны из глубокого управленческого кризиса, поразившего практически все  звенья и уровни руководства хозяйством. Речь идет, во-первых, о реорганизации первичного звена экономики- хозяйствующих субъектов и, во-вторых, о радикальном усилении регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти, о беспрепятственном прохождении управленческих импульсов и надежной обратной связи по всей управленческой вертикали.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике