Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:32, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе выступает система безналичных расчётов в России. Предметом исследования является совокупность принципов, форм и способов её организации и совершенствования.
Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:
- изучение сущности безналичных расчётов;
- Характеристика системы организации безналичных расчетов;
- Изучение принципов и форм безналичных расчётов;
- Анализ системы безналичных расчётов в РФ
- Обзор недостатков системы безналичных расчетов в РФ и мер по их совершенствованию.
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности системы безналичных расчётов РФ 4
1.1 Понятие и сущность безналичных расчётов 4
1.2 Характеристика системы организации безналичных расчетов 8
1.3 Формы безналичных расчетов 10
Глава 2. Организация системы безналичных расчетов и платежей в ЦБ РФ 18
2.1 Понятие и структура платежной системы Банка России 18
2.2. Роль Банка России в системе электронных платежей 23
2.3 Меры по обеспечению безопасности и защите информации в платежной системе 28
2.4 Обзор недостатков системы безналичных расчетов в РФ и меры по их совершенствованию 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
В целом, безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах - до 90%. Именно широкое развитие безналичных расчётов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.
Таким образом, среди существующих форм расчетов наибольший удельный вес занимает безналичная форма расчета. Повышение доли данной формы расчетов в общем итоге всех расчетов характеризует степень зрелости товарных отношений в стране.
Законодательство в области организации системы безналичных платежей, постепенно совершенствуется. Банками и их клиентами были положительно восприняты усилия ЦБ по повышению эффективности системы расчетов, изменению инструкций и положений, регламентирующих требования к участникам системы.
Банк России ввёл в постоянную эксплуатацию систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Если сейчас платеж достигает получателя в течение дня внутри одного региона либо на следующий день, если платеж межрегиональный, то участие в системе БЭСП позволит банкам проводить клиентские платежи за считанные минуты.
Через действующую сейчас расчетную систему Банка России ежегодно проводится 700 млн платежей на сумму порядка 300 трлн руб., или около 60% всех безналичных платежей в России. Расчеты в ней осуществляются несколькими рейсами в день, что увеличивает сроки прохождения платежей. Ее пользователями являются все российские банки.
Подключение к БЭСП не предполагает отказа от существующей системы расчетов несколькими рейсами в день. Новинкой, пользуются только 10-20 крупных банков, на которые приходится порядка 90% всех безналичных расчетов.
Дело в том, что система БЭСП изначально рассчитана на крупные банки, в которых сосредоточены крупные клиенты, готовые платить повышенный тариф за новую услугу. Кроме того, стать участником системы сможет кредитная организация, прошедшая проверку на соблюдение обязательных резервных требований ЦБ и не имеющая просроченных обязательств. Остальные банки будут пользоваться старым порядком расчетов.
Себестоимость услуг ЦБ для банков по рейсовым платежам составляет порядка 8 рублей за одну платежку, с учетом комиссии банка тариф для клиентов - в среднем 10 рублей. Тарифы ЦБ за срочные платежи в три раза выше - 25-30 рублей, значит, и клиент заплатит за срочность в три раза больше.
Мелкие же клиенты проводят большое количество платежей на небольшие суммы, поэтому платить повышенный тариф за срочность им в большинстве своем может быть невыгодно.
Однако, следует отметить, что для банков проблемы срочных платежей новая расчетная система ЦБ не решит. Если банк отправителя платежа в Москве является участником БЭСП, а банк получателя в регионе - никакого ускорения клиент не получит. Таким образом, срочные платежи возможны лишь между банками--участниками системы, и глобальной ее назвать нельзя даже внутри России.
Проблему
можно решить через перевод банком
срочного платежа в свой же филиал,
расположенный в регионе банка-
Также следует отметить, что несмотря на длительный срок разработки новой системы, нет окончательного варианта программного обеспечения. Поэтому, многие банки несмотря на все плюсы новшества, мы не торопятся с его использованием.
Говоря о совершенствовании системы безналичных расчётов в России, следует отметить интернет-банкинг. Его внедрение в банковскую практику предопределило использование новых средств связи. В первую очередь это Интернет и мобильные телефонные сети, которые существенно расширили возможности клиентов.
Подобная практика могла бы применяться и в России, но пока не каждый банк может принять от клиента поручение на оплату коммунальных платежей, так как сначала он должен заключить договоры с обслуживающими организациями, а это не всегда удается, особенно с государственными компаниями.
Упрощение
процедуры оплаты коммунальных платежей
способствовало бы развитию безналичного
оборота в России, поскольку клиент
существенно сэкономит время, поручив
банку автоматическое проведение регулярных
платежей по определенному графику.
В заключении, следует отметить, что сфера практического применения расчетов безналичными деньгами в экономике России имеет тенденцию к расширению, что связано с такими преимуществами безналичных расчетов, как:
-снижение издержек обращения;
-безопасность осуществления расчетов;
-ускорение скорости денежного обращения;
-получение
банками и предприятиями
-возможность
осуществления
Последнее объясняется тем, что в России, от предприятий требуется прозрачность их финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим именно безналичные расчеты хозяйствующих субъектов, требующие документального оформления всех платежей и обеспечивающие возможность проверки проведенных операций, удовлетворяют обозначенному принципу прозрачности.
Поскольку
при выборе формы денег и расчетов
немаловажную роль играет фактор удаленности
контрагентов друг от друга, именно предприятия
(преимущественно в
Издержки
на выпуск и обращение наличных денег
значительно выше, чем безналичных.
Вышесказанное делает очевидным
вывод о необходимости
При этом успешное применение инкассовой формы расчетов невозможно в российских условиях ввиду отсутствия отлаженной работы банковской системы и эффективного механизма контроля за исполнением хоздоговоров со стороны государства.
Расчеты платежными поручениями – основная форма безналичных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, для внесения авансовых платежей либо предварительной оплаты. Эффективность данной формы расчетов зависит от работы банков.
Расчеты чеками, несмотря на удобства и простоту пользования чековыми книжками, широко не применяются из-за отсутствия достаточного уровня развития банковской системы в регионе и больших трансакционных издержек.
Аккредитивная форма характеризуется высокими трансакционными издержками, необходимостью наличия денежных средств на счете предприятия или банковской гарантии, что является затруднительным для выполнения нашим предприятиям в условиях недостатка финансовых средств.
Наиболее удобная форма расчетов для российских условий - клиринговая (зачет взаимных требований). Ее достоинства: высокая скорость обращения средств, надежность расчетов, низкие трансакционные издержки, простота осуществления.
Расчеты путем зачета взаимных требований могут осуществляться как финансовыми службами предприятий, так и через посредников – банков, финансовых компаний. В условиях отсутствия денег у фирм широкое распространение получила форма расчетов с помощью векселей.
Платежи, проведенные платежной системой Российской Федерации
Всего платежей | В том числе проведенные: | |||||||||||||
платежной системой Банка России | Частными платежными системами | В том числе | ||||||||||||
Расчетными небанковскими кредитными организациями | Кредитными
организациями через |
Между
подразделениями одной |
в пределах одного подразделения кредитной организации | |||||||||||
тыс. единиц | млрд. рублей | тыс. единиц | млрд. рублей | тыс. единиц | млрд. рублей | тыс. единиц | млрд. рублей | тыс. единиц | млрд. рублей | тыс. единиц | млрд. рублей | тыс. единиц | млрд. рублей | |
2009 г. | 2 723 796,6 | 877 432,5 | 942 943,3 | 609 865,7 | 1 780 853,3 | 267 566,8 | 4 605,5 3 | 275,5 | 82 772,1 | 30 955,0 | 427 996,9 | 110 506,5 | 1 265 478, | 8 122 829,8 |
2010
г.
|
2 892 501,8 | 812 153,9 | 1 058 979,5 | 653 352,9 | 1 833 522,3 | 158 801,0 | 8 465,7 1 | 832,1 | 155 284,0 | 12 057,0 | 362 543,0 | 62 661,4 | 1 307 229,6 | 82 250,5 |
2009 год I квартал | 603 863,0 | 184 944,9 | 193 139,4 | 122 072,8 | 410 723,6 | 62 872,1 | 760,7 | 1 108,6 | 18 808,5 | 6 652,4 | 96 092,7 | 27 461,7 | 295 061,7 | 27 649,4 |
II квартал | 676 856,3 | 216 569,2 | 231 365,2 | 154 061,4 | 445 491,1 | 62 507,8 | 1 065,5 | 676,8 | 20 086,4 | 6 498,6 | 107 744,4 | 25 814,0 | 316 594,8 | 29 518,4 |
III квартал | 694 741,0 | 226 754,4 | 245 139,3 | 161 087,7 | 449 601,7 | 65 666,7 | 1 229,5 | 690,7 | 20 946,5 | 7 244,7 | 108 272,2 | 27 927,2 | 319 153,5 | 29 804,1 |
IV квартал | 748 336,3 | 249 164,0 | 273 299,4 | 172 643,8 | 475 036,9 | 76 520,2 | 1 549,8 | 799,4 | 22 930,7 | 10 559,3 | 115 887,6 | 29 303,6 | 334 668,8 | 35 857,9 |
2010 год I квартал | 601 911,1 | 185 449,2 | 216 104,5 | 151 794,3 | 385 806,6 | 33 654,9 | 1 663,9 | 379,5 | 14 762,6 | 2 507,9 | 75 127,1 | 12 941,4 | 294 253,0 | 17 826,1 |
II квартал | 719 909,4 | 200 122,2 | 262 800,7 | 161 795,4 | 457 108,7 | 38 326,8 | 1 993,3 | 424,3 | 44 979,1 | 3 120,8 | 89 140,3 | 15 563,5 | 320 996,0 | 19 218,2 |
III квартал | 751 175,1 | 199 485,8 | 273 953,4 | 159 313,3 | 477 221,7 | 40 172,5 | 2 732,9 | 508,7 | 46 674,1 | 2 945,2 | 100 737,9 | 15 899,2 | 327 076,8 | 20 819,4 |
IV квартал | 819 506,2 | 227 096,7 | 306 120,9 | 180 449,9 | 513 385,3 | 46 646,8 | 2 075,6 | 519,6 | 48 868,2 | 3 483,1 | 97 537,7 | 18 257,3 | 364 903,8 | 24 386,8 |
2011 год I квартал | 698 142,4 | 232 323,1 | 251 069,5 | 194 094,3 | 447 072,9 | 38 228,8 | 1 722,1 | 453,4 | 42 281,6 | 2 801,5 | 89 685,0 | 16 216,1 | 313 384,2 | 18 757,8 |
II квартал | 804 476,6 | 251 785,5 | 299 289,5 | 206 772,4 | 505 187,1 | 45 013,1 2 | 039,7 | 938,8 | 53 424,1 | 2 971,1 | 102 879,4 | 18 952,5 | 346 843,9 | 22 150,7 |
III квартал | 812 150,3 | 272 843,3 | 300 842,2 | 225 670,5 | 511 308,1 | 47 172,8 | 2 512,6 | 788,9 | 50 483,4 | 3 004,6 | 104 545,6 | 20 264,0 | 353 766,5 | 23 115,3 |
Информация о работе Роль центрального банка в организации безналичных расчетов