Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:00, курсовая работа
Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Введение
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Сущность, цели, основные инструменты денежно-кредитной политики
1.2 Мировой опыт денежно-кредитного регулирования
2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в 2008-2010 г.г.
2.1 Статистика денежно - кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации
2.2 Проблемы денежно - кредитного регулирования в Российской Федерации
2.3 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
· в качестве залога,
в принципе, могут приниматься
активы и первой, и второй категорий.
Однако с согласия Совета Управляющих
ЕЦБ Национальные центральные банки
имеют право накладывать
3. Обратные операции
«точной настройки» проводятся
с использованием инструмента
обратных трансакций (путем проведения
дополнительных обратных
Обратные операции «точной настройки» имеют следующие особенности:
· могут применяться как для предоставления, так и для изъятия ликвидных средств;
· могут быть как регулярными, так и не регулярными;
· имеют срок погашения априори, который не регламентируется;
· операции, имеющие целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;
· операции, имеющие целью поглощение ликвидности, как правило, проводятся через двусторонние процедуры;
· обычно осуществляются
децентрализованно, через Национальные
центральные банки (при исключительных
обстоятельствах Совет
· ЕСЦБ может отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;
· в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.
4. Структурные обратные
операции относятся к
Они характеризуются следующими моментами:
§ осуществляются с целью предоставления ликвидности;
§ проводятся регулярно или не регулярно;
§ имеют срок погашения, который априори не регламентируется;
§ проводятся на основе стандартных тендеров;
§ осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;
§ все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;
§ в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории [2].
Целю ФРС США является достижение максимальной занятости при стабильном уровне цен и умеренной стоимости кредита
Инструменты денежно - кредитной политики ФРС США:
§ Резервные требования
Теоретически доля
всех средств, получаемых депозитным институтом,
должна храниться в ФРС либо в
виде депозита, либо в виде наличной
валюты. Тот процент средств, который
должен оставаться в ФРС, называется
нормой обязательного резервирования.
Эта норма варьируется в
Акт о либерализации депозитных институтов и денежном контроле (Depository Institution Deregulation and Monetary Control Act - DIDMCA) установил одинаковые нормы резервирования для всех депозитных институтов. В соответствии с этим законом депозитными институтами являлись коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, агентства и отделения иностранных банков, а также корпорации, образованные в соответствии с законом Эджа (Edge Act).
Совет управляющих ФРС имеет право изменять нормы обязательного резервирования в рамках, установленных Актом о либерализации депозитных институтов и денежном контроле. Например, норма резервирования для определенного объема средств на текущих счетах может варьироваться от 8 до 14%. Однако ФРС не имеет права устанавливать нормы резервирования для определенных видов депозитов. Так, средства на срочных депозитах физических лиц не подлежат резервированию, кроме исключительных обстоятельств.
Для депозитных институтов установлен минимальный объем от суммы их обязательств, который должен храниться в форме обязательных резервов. Однако обычно институты резервируют больше, чем установленный минимум, в форме избыточных резервов. Требования по обязательному резервированию должны обременять более мелкие институты в меньшей степени.
Резервируемые суммы подразделяются на заемные и незаемные. Незаемные средства могут поступить в распоряжение депозитных институтов только путем покупки их на открытом рынке. Заемные средства могут быть взяты в кредит у резервного банка через его дисконтное окно.
§ Операции на открытом рынке
Под операциями на открытом рынке подразумевается покупка и продажа ценных бумаг на площадке открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка. Ежедневно менеджер по внутренним операциям (Manager for Domestic Operations) осуществляет эти операции в соответствии с директивами Федерального комитета по операциям на открытом рынке (ФКОР, Federal Open Market Committee - FOMC)10. Операции на открытом рынке - самое сильное оружие в арсенале ФРС. В сущности, через них определяется объем доступных депозитным институтам незаемных средств. Если ФРС покупает ценные бумаги, резервы системы растут; при продаже объем резервов снижается. Когда у депозитного института появляются избыточные резервы, то есть излишек над обязательным минимумом, институт будет расширять свой кредитный портфель до уровня, когда объем резервов уменьшится до установленного минимума. Таким образом, ФРС непосредственно влияет на поведение депозитных институтов, объем выданных кредитов и через них - на ставки процента и экономику.
Федеральный резерв может
влиять на денежное предложение просто
путем покупки или продажи
государственных ценных бумаг, так
как ФРС обладает уникальной способностью
выставлять требования самой себе.
Более того, по определению, любое
требование депозитного института
к ФРС считается резервом. Так
происходит, когда ФРС выписывает
чек для предъявления самой себе,
например, для оплаты государственных
бумаг физическим лицом. Этот чек
в итоге вернется в ФРС от какого-либо
депозитного института для
Центральные банки
стимулируют отдельные виды кредитных
учреждений, устанавливая для них
специальные ставки резервных требований.
В России долгое время для Сбербанка
РФ нормы резервирования устанавливались
специальными нормативными актами Банка
России. Ставки отчислений в фонд обязательных
резервов различаются в зависимости
от страны. Высокие нормы резервных
требований наблюдаются в странах,
где центральные банки считают
использование механизма
2. Денежно - кредитная политика Центрального банка РФ в 2008-2010 г.г.
Законодательная и нормативная база
Во исполнение статьи
3 Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России) и в соответствии со статьями
4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального
закона Банк России, являясь кредитором
последней инстанции, организует систему
рефинансирования (кредитования) кредитных
организаций, в том числе устанавливает
порядок и условия
2.1 Статистика денежно - кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации
Таблица 2.1 - Анализ денежно - кредитного регулирования 2008 - 2009 год
2008 (руб) | 2009 (руб) | ||
Чистые требования к органам государственного управления | 1 308 572 | 975 582 | |
Требования к центральному банку | 17 903 729 | 23 522 080 | |
Требования
к федеральным органам |
6 906 204 | 7 881 932 | |
Обязательства перед федеральными органами государственного управления | 3 178 368 | 7 552 646 | |
Требования к населению | 11 127 183 | 10 414 578 | |
Обязательства перед центральными банками | 46 198 935 | 35 045 866 | |
Депозиты, включаемые в широкую денежную массу | 135 043 398 | 159 218 786 | |
Из таблицы 2.1 следует
что в период с 2008 по 2009 годы требования
со стороны кредитных организаций
к организациям государственного управления
уменьшились на 15%, наличные денежные
средства в валюте РФ уменьшились
на 14%, увеличилось количество приобретений
ценных бумаг кредитными организациями
на 7%, кредиты населению уменьшились
на 3%, задолженность кредитных
Рис. 2.1 Анализ денежно - кредитного регулирования 2008 год
Рис. 2.2 Анализ денежно - кредитного регулирования 2009 год
Таблица 2.2 - Объемы операций кредитования Банка России
Месяц
/год |
Объем предоставленных внутридневных кредитов | Объем предоставленных кредитов овернайт | Объем предоставленных ломбардных кредитов | Объем предоставленных других кредитов | |||||
т.р | % | т.р | % | т.р | % | т.р | % | ||
Итого за 2008 год | 17 324 352,8 | 95% | 23 0236,1 | 1,3% | 2126777 | 2,5% | 445526 | 2,5% | |
Итого за 2009 год | 22 832 687,5 | 88% | 31 1423,6 | 1,2% | 308848,5 | 1,1% | 2419364 | 9,4% | |
Итого за год (с января по ноябрь) | 17509291,4 | 97% | 149667,1 | 0,8% | 52 845,4 | 0,3% | 317751 | 1,8% | |
Сумма | 57657331,7 | 93% | 69 1326,8 | 1,1% | 57 4371,5 | 0,9% | 3182642 | 5% | |
Информация о работе Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике