Роль банков в экономической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 08:13, реферат

Описание работы

Банковская система играет важную роль в осуществлении расчетов между экономическими агентами, кредитует экономику и способствует претворению в жизнь перехода на рыночные преобразования. Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма.

Содержание

1 Введение 3
2 Сущность банков 6
2.1 Сущность банков с позиции исторического развития 6
2.2 Современное понимание сущности банков 7
3 Функции банка 9 3.1 Функции «банка - банков» 9
3.2 Анализ функций банка 12
4 Роль банков в экономике 14
4.1 Влияние банков на рынке 16
4.2 Роль Банка России в экономической системе 20
Заключение 26
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по экон. тоерии.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Специфической чертой развития российской банковской системы были и остаются взаимоотношения  наших и западных банков. Несколько лет назад высказывались опасения, что более развитые, совершеннее оборудованные западные банки, располагающие большими капиталами, "подомнут" под себя российский рынок, а наши банки либо будут поглощены западными гигантами, либо обанкротятся. Однако ничего этого не произошло. В России сейчас открылось достаточное количество отделений иностранных банков, но это практически не сказалось на рыночной ситуации, больше того, основная масса реальных и потенциальных потребителей банковских услуг даже не заметила произошедших изменений. Причин, по которым это произошло, несколько:

     - активность крупных западных компаний в России снизилась, таким образом, для западных банков стало бессмысленно сопровождать здесь своих клиентов;

     - крупные российские компании, прежде  всего экспортные и импортные,  уже являлись клиентами российских  банков и не собирались их  менять;

     - в России высоки кредитные  риски, за счет чего сфера  кредитов и инвестиций не может  считаться приоритетной для западных  банков;

     - в такой сфере, как прием  частных вкладов, западные банки  оказываются неконкурентоспособными, т.к. во-первых, они, наравне с  российскими банками, подчиняются тем нормативам ЦБ, которые относятся к такого рода услугам, а значит, несут все связанные с этим системные риски; а во-вторых, проценты по вкладам у них традиционно ниже. 

 

      Заключение

     История развития кредитных отношений и  основного их звена - банка -насчитывает не одну сотню лет. Все это время они совершенствовались и приспосабливались под существовавшие экономические и политические структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь - от меняльных контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни услуг и действующих во всех отраслях экономики. В этот процесс вмешивалось государство, формируя банковскую систему, экономически и социально приемлемую для общества. Функцию формирования обычно выполнял Центральный Банк, создающий нормативную базу для деятельности коммерческих банков.

Банковская  система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных  укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизация управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие изменения.

В связи  с проведением экономических  реформ рыночного типа в конце 80-х  гг. начинается разгосударствление собственности  и вновь происходит акционирование государственных банков. Быстро растет количество вновь созданных коммерческих банков. За период 1990-93 гг. число банков на территории России выросло в 18 раз.

Современное положение на банковском рынке характеризуется  как относительно стабильное. Возможности  экстенсивного расширения банковской сферы практически полностью исчерпаны, этому способствует ужесточение нормативных требований, насыщение кредитного рынка традиционными банковскими услугами, возрастание конкуренции в банковской сфере и другие факторы. В дальнейшем развитии банковской системы главную роль получит ее качественное совершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях:

     1) Развитие процессов концентрации  в банковском деле. Банки способны  сыграть ключевую роль в финансовом  обеспечении подъема экономики, который, в свою очередь, даст всплеск инвестиционной активности. Крупные российские банки имеют традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в регионах - предпосылки для удовлетворения инвестиционных потребностей производственных структур через долгосрочные кредиты.

     2) Расширение круга услуг, предоставляемых  банками своим клиентам, диверсификация  в самом широком смысле. Потребности  хозяйствующих субъектов растут, а ассортимент банковских услуг  еще далеко не исчерпан.

Работа по совершенствованию банковской системы России еще в самом начале, и только в том случае, если за нее возьмется все общество: и банкиры, и государство, и пресса, и население - мы получим быстрые и положительные результаты.

     Рожденные интересами народного хозяйства, банки изначально обязаны осуществлять деятельность в соответствии с общественной необходимостью.

     Попытка осуществлять политику, не отвечающую общественным потребностям и интересам, приводила к уходу банков с  экономической арены.

     Дело  не только в историческом процессе, который определяет общественную миссию банка. Банк, будучи одним из экономических субъектов производства, является «гражданином» той страны, в которой он «живет» и развивается. Гражданская позиция банка вольно или невольно всегда проявляется в его деятельности.

     На  переломных этапах развития, при переходе от одного общественного строя к  другому, от одной системы хозяйствования к другой общественное назначение банков проявлялось в более сложной  форме, зачастую оказывалось «отодвинутым на второй план». Работа ради собственной прибыли для некоторых банков начинала превалировать над общественными интересами. Прибыль для себя зачастую любой ценой (в ущерб интересам клиентов), в итоге приводит к нарушению законодательных и экономических норм и, как следствие, к ликвидации тех банков, которые провозгласили исключительно коммерческие цели, поставили собственные интересы над интересами клиентов. Подрыв доверия предприятий и населения к таким банкам так или иначе увеличивает их убытки, оборачивается потерями, предопределяет  переход к политике в интересах клиента как гарантии получения банковской прибыли.

     Большое воздействие на данный процесс оказывает сложившийся менталитет, представление банкиров об общественных ценностях и долге.

     Чем быстрее в сознании банкиров утверждается идеология деятельности, направленной на удовлетворение потребностей клиентов, тем положительнее становится роль банков в общественном развитии. Важно при этом не забывать, что банк – не политический орган, а экономическое предприятие, он не может заниматься благотворительностью, не имеет права покрывать деньгами своих вкладчиков убытки несостоятельных заемщиков. Однако из всего спектра потребностей хозяйства банк как общественный институт обязан выбрать те, которые при его активной поддержке позволят получить большую прибыль, повысить рентабельность как предприятия-заемщика, так и самого банка. 
 
 

 

Список литературы

1. Экономика. (Микро-, макро- и прикладная экономика). Учебный курс под ред. А.П.Казакова, Н.В.Минаевой.

2. Деньги, кредит, банки. Разработка д.э.н.К.И.Бобкова: ЮНИТА 3. Банки, 2005

3. Деньги, кредит, банки. Учебник под ред. О.И. Лаврушина. М., Экспресс-курс, 2007

4. Деньги. Кредит. Банки. Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. М.: ЮНИТА,2001.

Информация о работе Роль банков в экономической системе общества