Республика Беларусь в системе мировой и региональной валютной интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение зарубежного опыта интеграции валютных систем и определение возможности включённости валютной системы Республики Беларусь в мировую валютную систему.
Основные задачи при написании курсовой работы:
рассмотреть историю развития международной валютной системы и основные характеристики современной международной валютной системы;
изучить особенности становления и характерные черты валютной системы в Республике Беларусь;
определить проблемы развития валютной системы Беларуси.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 92.79 Кб (Скачать)

  В качестве основных факторов дальнейшего  увеличения международных резервных  активов рассматриваются:

  • замедление темпов роста отрицательного сальдо внешней торговли;
  • привлечение кредитов и инвестиций в иностранной валюте;
  • поступление средств от продажи государственной собственности за иностранную валюту. [4].

  Следует отметить, что политика валютного  регулирования РБ находится под  значительным влиянием интеграционных процессов между нашей страной  и Российской Федерацией. Была разработана  Концепция введения единой валюты, формирования единого эмиссионного центра и общей банковской системы Союза Беларуси и России. Концепция предусматривает унификацию денежно-кредитной политики, достижение реальной конвертируемости национальных валют, создание общего рынка ценных бумаг и разработку нормативной и законодательной базы для создания общей валютной системы. В результате ожидается оживление денежно-кредитной системы РБ за счёт доступа к российским резервам и снижения внешнего долга республики перед РФ и западными кредиторами. [17;с.511]

  Интеграция  финансово-кредитных систем РБ и  РФ, происходящая в рамках создания союзного государства, неизбежно повлечёт за собой изменения в законодательстве нашей республики, касающиеся создания одинаковых «правил игры» на финансовых рынках обеих стран. Для Республики Беларусь эти изменения будут  касаться организации более либерального подхода к действиям на валютном рынке, что неизбежно приведёт к  привлечению в страну огромных инвестиционных ресурсов, которые должен будет «поглотить»  финансовый рынок, и связанному с  этим риску возникновения финансового  кризиса вследствие их возможного оттока. В этой связи уже сегодня необходимо создание действенных механизмов и  инструментов, защищающих национальный финансовый рынок РБ от возможности  возникновения финансового кризиса. Реальные предпосылки для организации  такой защиты уже существуют: отлаженная система государственного регулирования, строгий надзор за операциями с ценными  бумагами, развивающаяся система  организации электронных расчётов, позволяющая чётко отслеживать  и предупреждать возникновение  каких-либо кризисных явлений на финансовом рынке. [17;с.576]

  Определённые  шаги в этом направлении уже делаются. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 15.01.2007г. № 27 утверждена Программа  развития банковского сектора экономики  Республики Беларусь на 2006-2010гг., согласно которой важную роль в проведении денежно-кредитной политики и развитии банковского сектора играет международное  сотрудничество в рамках Союзного государства  Республики Беларусь и Российской Федерации, ЕврАзЭС, ЕЭП и других интеграционных образований.[19]

  В соответствии с Соглашением о  введении единой денежной единиц и  формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000г. продолжается работа по формированию единого экономического пространства и на завершающем её этапе –  по введению единой денежной единицы  Союзного государства.

  Развитие  интеграционных процессов в  ЕврАзЭС  предусматривает дальнейшее согласование государствами-участниками сообщества параметров денежно-кредитной политики и выработку единых принципов  валютного регулирования и контроля для подготовки государств-участников ЕврАзЭС к завершающему этапу  валютной интеграции, характеризующемуся согласованием условий и порядка  введения единой валюты.

  По  мере формирования ЕЭП основное внимание предполагается уделить:

  • реализации мероприятий по созданию условий для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчётам в национальных валютах;
  • последовательной либерализации валютной политики;
  • согласованию механизма установления валютных курсов национальных валют;
  • формированию действенной платёжной системы;
  • повышению степени либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств-участников.

  Продолжится двустороннее сотрудничество НБ РБ с  другими центральными (национальными) банками государств-участников СНГ, в том числе с Национальным банком Украины, как это и определено Соглашением о создании Консультативного совета центральных банков РБ и Украины.

  Взаимодействие  банковской системы страны и Национального  банка с международными финансовыми  организациями, в первую очередь, с  МВФ, планируется осуществлять посредством:

  • привлечения технической помощи по актуальным направлениям деятельности банковской системы, включая дальнейшее её укрепление с учётом рекомендаций экспертов МВФ по Программе оценки финансового сектора;
  • совершенствования денежно-кредитной политики, банковского надзора, системы сбора, составления и распространения статистической информации;
  • перехода на международные стандарты финансовой отчётности;
  • проведения мероприятий по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных незаконным путём.

  Взаимоотношения с группой организаций Всемирного банка и Международного банка  реконструкции и развития послужат целям привлечения финансовых ресурсов указанных организаций в банковский сектор страны, а также в капиталы белорусских банков. [17;с.613]

  В ходе переговорного процесса со странами-членами  Всемирной торговой организации (ВТО) продолжится работа по сближению  позиций заинтересованных сторон по условиям доступа иностранных поставщиков  финансовых услуг на рынок страны с учётом экономических интересов  государства в целях присоединения  Республики Беларусь к ВТО.[19]

  Для обеспечения развития национального  финансового рынка и его эффективного государственного регулирования специально созданной рабочей группой при  Министерстве финансов разработан проект Концепции развития финансового  рынка Республики Беларусь на 2009-2015 годы. Вместе с тем представляется необходимым предпринять ряд  дополнительных шагов общесистемного характера для создания условий, обеспечивающих более активную интеграцию. Такие шаги можно сгруппировать  в несколько основных направлений:

    • расширение функций ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», обеспечивающее допуск нерезидентов и выход резидентов на региональные и мировые биржи;
    • интеграция системы учёта прав на финансовые инструменты в мировую систему посредством установления междепозитарных корреспондентских отношений с иностранными депозитариями;
    • создание системы, связующей финансовые и технологические потоки на международном уровне (создание специальной торговой площадки на ОАО  «Белорусская валютно-фондовая биржа»), для торговли ценными бумагами высокотехнологических предприятий, проведения открытого публичного предложения акций (IPO).

  С учётом уникального геополитического положения республики, высокой степени  открытости её экономики, пересечения  потоков товаров, услуг, инвестиций, наличия конкурентоспособных секторов обрабатывающей промышленности, развитой платёжной системы интеграция национального  финансового рынка в мировую  финансовую систему придаст совокупности преобразований, предусмотренных упомянутой Концепцией, логическую завершённость  и нацеленность на решение важнейшей  системной задачи – технологического обновления экономики и развития человеческого потенциала страны.

  Усиление национальных и международных финансовых систем, вызванное происходящими интеграционными явлениями, позволит:

  • укрепить рыночную дисциплину;
  • увеличить информационную прозрачность рынков;
  • улучшит качество и скорость совершения сделок, что послужит сокращению пропасти между отдельными финансовыми рынками (в том числе развитых и «переходных» стран).

Это будет  способствовать построению более эффективной, чем сегодня, глобальной финансовой системы. [17;с.648]

  Таким образом можно сделать вывод, что национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы.

  Национальная  валютная система Республики Беларусь представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования  её валютно-кредитных  и финансовых взаимоотношений с другими странами. Эта система находится в процессе становления и окончательно ещё  не сформировалась.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

  При написании данной курсовой работы, я затронула такие вопросы  как, история развития валютной системы  и основные характеристики современной  международной валютной системы, особенности  становления и характерные черты  валютной системы Республики Беларусь.

  Делая вывод, я могу сказать, что международная  валютная система представляет собой  закреплённую в международных соглашениях  форму организации валютных отношений, функционирующих самостоятельно или  обслуживающих движение товаров  и факторов производства. Валютная система развивается объективно и независимо от волеизъявления участников валютных отношений. В процессе развития система  вступает  в   противоречие   с   формой   организации   валютных отношений, что приводит к кризисам валютной системы. Новые валютные отношения зарождаются в действующей системе, и кризис приводит к замене одной валютной системы на другую.

  Говоря  об особенностях денежной системы Республики Беларусь, следует отметить, что  белорусская денежная система начала формироваться после распада  СССР и претерпела множество изменений. На сегодняшний день ее можно охарактеризовать, как устойчивую.

  Одним из субъектов валютного регулирования  является Национальный Банк Республики Беларусь.

  Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального  банка Республики Беларусь (НБ РБ), является обеспечение внутренней и внешней  устойчивости национальной валюты. Для  достижения этой цели Национальным банком (НБ) используются различные инструменты  прямого и косвенного воздействия  на обменный курс национальной валюты.

  В соответствии с законодательством  Республики Беларусь  на Национальный банк возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории Республики Беларусь, регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.

  Разработка  механизмов валютного регулирования, способствующих приостановлению и  последующему предотвращению оттока отечественного капитала в переходные периоды развития и период, охватывающий развитие элементов  финансового рынка – эту задачу можно рассматривать, как основную для решения проблемы дефицита платежного баланса Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованных источников 
 

  1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика.- СПб.: Питер, 2008. – 768
  2. Абрамов, В.Л. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / В.Л. Абрамов. – М.: Дашков и К, 2007. – 312 с.: Б.ц.ББК 65.5я73 Аул-2, Чз1-1
  3. Байнев, В.Ф. Факторы деиндустриализации и девальвация национальной валюты как важнейший из них / В.Ф. Байнев // Белорусский экономический журнал. – 2009. - №3. – С. 14-24.ББК 65.30 РБ
  4. Доклад МВФ №09/333// Финансовый директор. – 2010. - №1. – С. 13-19.ББК 65.9(4Беи)-04 РБ
  5. Колесов, В.П. Международная экономика: учеб. для вузов / В.П. Колесов, М.В. Кулаков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 474 с.: Б.ц.ББК 65.5я73 Чз1-1, УК 1837 Чз1-300
  6. Колупаев В.А. Формирование валютного механизма Республики Беларусь // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2003. -№4. -С.72-77.
  7. Лузгина А. Механизм валютного курса как заключительный этап валютной интеграции. -2005. -№16 (309). -С.32-36.
  8. Маркусенко, М. Посткризисные проблемы функционирования национальной валютной системы Республики Беларусь / Марина Маркусенко // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2011. – 6 января (№1). – С. 6-15.ББК 65.268.61 РБ
  9. Мировая экономика: учебник / [Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова и др.]; под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2010. – 240 с.: Б.ц.ББК 65.5я73 Аул-1, Чз1-1
  10. Моисеев, С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: учеб. пособие для вузов / С.Р. Моисеев. – М.: Дело и сервис, 2007. – 816 с.: Б.ц.ББК 65.268.4я73 Аул-1, Чз1-1
  11. Ожигина, В. Союзное государство: быть или не быть экономической интеграции? / Вера Ожигина // Банкаўскі веснік. – 2010. – № 19 (ліпень). – С. 18-23.ББК 65.54 РБ
  12. Олехнович, Г.И. Мировая экономика: учеб.-метод. комплекс / Г.И. Олехнович. – Мн.: Амалфея, 2007. – 340 с.: Б.ц.ББК 65.5я7 Чз1-1
  13. Салак С. Либерализация продолжается // Национальная экономическая газета. -2004. -№48 (765) от 29.06.2004.
  14. Суэтин, А.А. Международные валютно-финансовые отношения [Электронный ресурс]: электрон. учеб. курс / А.А. Суэтин. – Электрон. дан. и прогр. – М.: КноРус, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): Б.ц. ББК 65.268.6я73 CD-ROM 86 ЧзНР-1
  15. Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика: учеб. для вузов / Н.Ф. Чеботарев. – М.: Дашков и К, 2007. – 332 с.: Б.ц.ББК 65.5я73 Аул-1, Чз1-1, Чз2-1
  16. Шимко, П.Д. Международная экономика: учеб. пособие для вузов / П.Д. Шимко, Н.И. Диденко; под ред. П.Д. Шимко. – М.: Юрайт, 2010. – 752с. ББК 65.5я73 Чз1-1
  17. Электронный ресурс http://www.nbrb.by/publications/
  18. Электронный ресурс http://economicus.ru/

Информация о работе Республика Беларусь в системе мировой и региональной валютной интеграции