Регулирование международной торговли на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

В работе цель - исследовать регулирование международной торговли на современном этапе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) исследовать таможенно-тарифное регулирование на современном этапе;
2) изучить унификацию подходов к нетарифному регулированию на международном уровне;
3) изучить соотношение национального законодательства и права Европейского союза в регулировании международной торговли.

Содержание

Введение 3
1. Таможенно-тарифное регулирование на современном этапе 5
2. Унификация подходов к нетарифному регулированию на международном уровне 12
3. Соотношение национального законодательства и права Европейского союза в регулировании международной торговли 19
Заключение 22
Библиографический список 24

Работа содержит 1 файл

Регулирование международной торговли на современном этапе.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Согласно  международно-правовой доктрине международная  правосубъектность государств является универсальной. При вхождении государств в Европейский союз часть своих суверенных прав они утрачивают, поскольку Европейский союз создается как союз народов Европы, задачей которого является организация на базе сплоченности и солидарности отношений между государствами-членами и между их народами. При всем уважении к национальной индивидуальности своих государств-членов Союз наделяет себя средствами, необходимыми для достижения своих целей и для успешной реализации своей политики. Основные документы Евросоюза прямо или косвенно определяют круг вопросов, в котором государства-члены ограничиваются в своих суверенных правах, в том числе и в вопросах правовой регламентации международной торговли на своей территории. Во исполнение закрепленных положений институтами Европейским союзом издаются директивы и регламенты. Однако данные акты относят часть вопросов реализации предусматриваемых правовых положений к национальным правовым системам, которые хоть и подвержены влиянию права Европейского союза, однако сохраняют свою самобытность и специфику. В результате отсутствует общая правовая основа, работающая комплексно. Провозглашенный в основных документах Европейского союза принцип внутреннего рынка с его свободным перемещением людей, капиталов, товаров и услуг сталкивается со сложнейшей проблемой - разнообразием закона в государствах - участниках общего рынка. Фактически это отсутствие общего комплексного нормативного регулирования можно рассматривать как препятствие на пути к достижению целей Европейского союза [3, с. 35].

     Поиск решения проблемы происходит в двух плоскостях - на уровне Европейского союза, а также государств-членов и на уровне непосредственных участников торговой деятельности. На уровне Европейского союза осуществляется унификация права ЕС путем заключения международных договоров между государствами-членами (в том числе конвенций, относящихся к частному праву), изданием регламентов и директив. Эти нормативные акты Европейского союза направлены на гармонизацию правового регулирования общего рынка. Вторая плоскость - субъекты предпринимательской деятельности, являющиеся представителями разных стран-членов. Одним из наиболее дискутируемых вопросов в Европейском союзе является создание Единого гражданского кодекса. Однако пока вопрос о регулировании гражданских (включая торговые) отношений общим союзным нормативным актом является открытым, субъекты предпринимательской деятельности активно используют обычай, в том числе и Принципы европейского договорного права. Многие нормы французского законодательства о договоре купли-продажи в настоящее время не имеют никакого практического значения, по крайней мере в торговых отношениях, они были заменены обычаем или условиями типовых контрактов, лучше приспособленными к современной торговой практике. С помощью такого механизма предприниматели добиваются выгодной им правовой регламентации, не прибегая к пересмотру положений гражданского и торгового права. Последние фактически просто перестают действовать в соответствующей области, но без формальной их отмены.

     В связи с расширением общего рынка  создается европейское правовое поле, значительно видоизменяющее национальное законодательство государств-членов, в том числе и в вопросах регулирования международной торговли. В связи с различием правовых систем, норм государств-членов и возникающими в связи с этим проблемами предприниматели при осуществлении международной торговой деятельности активно используют предоставленную им свободу выбора правового регулирования, изыскивая наиболее действенные способы. В последующем они могут быть заложены (или уже закладываются) в нормы Единого европейского гражданского кодекса или другие нормативные акты, разработанные для регулирования торговых отношений на уровне Европейского союза. Таким образом, при регулировании международной торговли между государствами - членами Европейского союза существует реальная и вполне оправданная тенденция ограничения действия норм национального законодательства в пользу единых евросоюзных норм. 

 

     Заключение

 

     На  современном этапе развития государство  стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации конкретных задач социально-экономического государства. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - изменение ставок таможенного тарифа. В отличие от инструментов нетарифного регулирования, позволяющих государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс внешнеторгового обмена, таможенно-тарифные инструменты воздействуют на объект внешнеторговой политики косвенно, через ценовой фактор. Таможенные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

     Сущность  нетарифного регулирования внешней  торговли не может быть раскрыта без  учета одной из важнейших тенденций  развития современной международной торговли - унификации организационно-правовых форм ее регулирования на международном уровне. Провозглашенный в основных документах Европейского союза принцип внутреннего рынка с его свободным перемещением людей, капиталов, товаров и услуг сталкивается со сложнейшей проблемой - разнообразием закона в государствах - участниках общего рынка. Фактически это отсутствие общего комплексного нормативного регулирования можно рассматривать как препятствие на пути к достижению целей Европейского союза. Функционирование многосторонней системы согласованного применения нетарифных инструментов демонстрирует глубинное противоречие, заложенное в международный механизм регулирования внешней торговли: с одной стороны, он исходит из принципа устранения нетарифных барьеров и тарификации торговых ограничений, а с другой стороны, на практике сталкивается с фактическим расширением зоны нетарифного регулирования, подтверждающим невозможность полной отмены нетарифных барьеров по экономическим и торгово-политическим соображениям. Выход в сложившейся ситуации видится, прежде всего, в том, чтобы продолжать совершенствовать нормативное регулирование нетарифных мер в рамках ВТО и договариваться о согласованной на межгосударственном уровне дисциплине их применения.

     В связи с различием правовых систем, норм государств-членов и возникающими в связи с этим проблемами предприниматели при осуществлении международной торговой деятельности активно используют предоставленную им свободу выбора правового регулирования, изыскивая наиболее действенные способы. В последующем они могут быть заложены (или уже закладываются) в нормы Единого европейского гражданского кодекса или другие нормативные акты, разработанные для регулирования торговых отношений на уровне Европейского союза. Таким образом, при регулировании международной торговли между государствами - членами Европейского союза существует реальная и вполне оправданная тенденция ограничения действия норм национального законодательства в пользу единых евросоюзных норм.

 

     Библиографический список

 
  1. Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4850.
  2. О таможенном тарифе: закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 // Российская газета. - 1993. – 5 июня.
  3. Бевз, В. В. Соотношение национального законодательства и права Европейского союза в регулировании международной торговли / В. В. Бевз // Внешнеторговое право. - 2009. - № 1. - С. 35-36.
  4. Дюмулен, И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование / И. И. Дюмулен. - М.: ВАВТ, 2004. - 529 с.
  5. Карро, Д. Международное экономическое право: пер. с фр. / Д. Карро, П. Жюйар. - М.: Международные отношения, 2002. - 580 c.
  6. Оболенский, В. «Дорожная карта» реформирования международной торговой системы / В. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 8. - С. 10-18.
  7. Трошкина, Т. Н. Принципы нетарифного регулирования внешней торговли / Т. Н. Трошкина // Реформы и право. - 2009. - № 2. - С. 17-29.
  8. Трошкина, Т. Н. Система мер нетарифного регулирования международной торговли: понятие и сущность / Т. Н. Трошкина // Налоги. - 2009. - № 4. - С. 28-30.

Информация о работе Регулирование международной торговли на современном этапе