Регулирование международной торговли на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

В работе цель - исследовать регулирование международной торговли на современном этапе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) исследовать таможенно-тарифное регулирование на современном этапе;
2) изучить унификацию подходов к нетарифному регулированию на международном уровне;
3) изучить соотношение национального законодательства и права Европейского союза в регулировании международной торговли.

Содержание

Введение 3
1. Таможенно-тарифное регулирование на современном этапе 5
2. Унификация подходов к нетарифному регулированию на международном уровне 12
3. Соотношение национального законодательства и права Европейского союза в регулировании международной торговли 19
Заключение 22
Библиографический список 24

Работа содержит 1 файл

Регулирование международной торговли на современном этапе.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 

     Правовой  пакет Всемирной торговой организации (далее - ВТО), на котором и базируется международная торговая система, в настоящее время играет роль своеобразного кодекса поведения правительств в сфере регулирования внешней торговли, единого коллективного многостороннего торгового договора, служащего основой во многом унифицированного правового пространства. Принципы, правила и нормы международной торговой системы взяли на вооружение уже 153 страны, в том числе пять стран СНГ - Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия и Украина. Еще около трех десятков стран, включая Россию, ведут переговоры о присоединении к Организации.

     Будучи  преемницей Генеральное соглашение по тарифам и торговле (далее - ГАТТ), Всемирная торговая организация продолжает линию на совершенствование действующих и выработку новых правил регулирования торговли.

     Исторически формирование инструментария регулирования  международной торговли шло по пути выделения мер таможенно-тарифного регулирования и всех остальных инструментов, с помощью которых было возможно воздействовать на внешнюю торговлю. Таким образом, меры нетарифного регулирования определяются как любые меры (инструменты) воздействия государства на внешнюю торговлю товарами, которые не относятся к практике взимания ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин.

     В работе мы ставим цель - исследовать  регулирование международной торговли на современном этапе.

      Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

      1) исследовать таможенно-тарифное регулирование на современном  этапе;

      2) изучить унификацию подходов к нетарифному регулированию на международном уровне;

        3) изучить соотношение национального законодательства и права Европейского союза в регулировании международной торговли.

      Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. 
 

 

     1. Таможенно-тарифное регулирование на современном  этапе

 

 

     Таможенно-тарифное регулирование исторически стало  первой формой государственного регулирования  внешней торговли. Доля таможенных пошлин в общем объеме поступлений в государственный бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5%. В Российской Федерации таможенная пошлина остается одним из наиболее "доходных" налогов: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета.

     Суть  таможенно-тарифного регулирования  закреплена в ст. 19 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности": "В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины" [1]. В том же Законе в ст. 20 содержится характеристика нетарифного метода регулирование внешней торговли товарами, предполагающего использование таких инструментов, как количественные ограничения (квотирование), лицензирование, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.

     На  современном этапе государство  стремится регулировать внешнеторговую деятельность не столько административными запретами и ограничениями, сколько путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия.

       Наряду с высоким фискальным значением таможенной пошлины, она продолжает оставаться эффективным инструментом протекционистской политики. По своему экономическому содержанию таможенная пошлина относится к стоимостным, рыночным регуляторам экспортно-импортных операций. Таможенная пошлина представляет по своей сути разновидность косвенного налога, которым облагается товар при его перемещении через таможенную границу. Как всякий косвенный налог, она увеличивает цену товара и тем самым снижает его конкурентоспособность. Однако за этим внешне простым и, на первый взгляд, односложным воздействием таможенной пошлины на внешнюю торговлю скрываются сложные и подчас противоречивые процессы, обусловленные характером внешнеторговой политики данной страны.

     Важная роль таможенных пошлин связана, прежде всего, с тем, что, воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они активно влияют на накопление капитала, темпа развития и норму прибыли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в национальных и международных условиях производства.

       Действующие ставки ввозных таможенных пошлин были разработаны исходя из концепции, что таможенный тариф должен служить главным инструментом регулирования внешней торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения - потребительскими товарами. В то же время он призван защищать отдельные отрасли от чрезмерного ввоза иностранной продукции и выполнять протекционистскую функцию. Поэтому изменения в механизме таможенно-тарифного регулирования импорта в настоящее время в значительной степени обусловлены фискальными целями и необходимостью поддержки отечественного производства.

     Этими факторами обусловлены и новые  тенденции в применении различных видов  пошлин. Ставки пошлин на современном этапе имеют две разновидности: первый вариант предполагает определение ставки пошлины в процентах от таможенной стоимости, но не ниже определенного количества ЭКЮ за единицу измерения. По второму варианту происходит сложение адвалорной и специфической составляющих ставки. В российской таможенно-тарифной системе преобладающим является первый вариант, который  используется и в рассматриваемом постановлении. Это означает, что существует пороговое значение таможенной стоимости за единицу соответствующего товара. Если реальная таможенная стоимость товара выше этой величины, то используется адвалорная составляющая ставки, а если ниже - то специфическая. Таким образом, почти по всем товарам складывается похожая ситуация: пороговое значение таможенной стоимости превышает ее среднюю величину, следовательно, при прочих равных условиях большая часть товаров, импортируемых из-за рубежа, будет подпадать под обложение специфической пошлиной. Поэтому все более актуальной становится задача усиления контроля за правильностью определения таможенной стоимости.

     Россия  на протяжении последних лет провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом направлении:

     1. Признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки;

     2. Признание основным регулятором  внешней торговли таможенного  тарифа, сведение к минимуму других средств регулирования;

     3. Признание принципа наибольшего  благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем 120 государствам, включая всех участников международной торговли);

     4. Признание принципа национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении налогов);

     5. Признание принципа национального  режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов);

     6. Отказ от субсидированного экспорта;

     7. Утверждение общепринятой номенклатуры  таможенного тарифа, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;

     8. Утверждение системы таможенного  контроля, базирующийся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта;

     9. Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.

     Таможенные пошлины  выступают в качестве стоимостного ограничителя импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

     В пункте 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1 [2] определены основные цели таможенного тарифа. Одной из них названа рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию, то есть рационализация товарной структуры российского импорта. Под рационализацией имеется в виду, что таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики, снижаются или полностью отменяются; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

     В интересах защиты отечественной  обрабатывающей промышленности может  использоваться метод построения тарифов  на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения, в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

     Стимулирование  развития национальной экономики осуществляется и через защиту экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим параметрам и затратам на производство продукции значительно превосходят отечественных производителей. Это объясняет высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынках. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

     Другой  целью Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" названо поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов.

     Использование таможенных пошлин призвано также содействовать  прогрессивным изменениям в структуре  производства и потребления товаров в Российской Федерации, что также является одной из основных целей таможенного тарифа. Одна из важнейших задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической.

     В настоящее время в товарной структуре  российского экспорта сохраняется сырьевая направленность с преобладанием энергоносителей. Основными экспортными товарами по-прежнему остаются сырая нефть и природный газ. На товарную структуру импорта существенное влияние оказывают последствия происходившего в течение ряда лет снижения объемов производства внутри страны, в том числе производства продовольственных товаров. Как следствие, наблюдался стабильный рост объемов закупок продовольствия за рубежом.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности должно привести к прогрессивным  изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Важнейшими задачами в области обеспечения экономической безопасности является опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, неуклонное расширение рынка наукоемкой продукции. Для этого должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и поддержки развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

     Таким образом, таможенно-тарифное регулирование  представляет собой экономический метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которого лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. В целях таможенно-тарифного регулирования используется богатый арсенал инструментов - ставки таможенных пошлин, таможенная товарная номенклатура, порядок определения страны происхождения товара и расчета (установления) таможенной стоимости, система льгот и преференций по таможенному обложению и др. В отличие от инструментов нетарифного регулирования, позволяющих государству осуществлять непосредственное вмешательство в процесс внешнеторгового обмена, таможенно-тарифные инструменты воздействуют на объект внешнеторговой политики косвенно, через ценовой фактор. Таможенные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя импортных (экспортных) операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

Информация о работе Регулирование международной торговли на современном этапе