Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 22:15, курсовая работа
В работе цель - исследовать регулирование международной торговли на современном этапе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) исследовать таможенно-тарифное регулирование на современном этапе;
2) изучить унификацию подходов к нетарифному регулированию на международном уровне;
3) изучить соотношение национального законодательства и права Европейского союза в регулировании международной торговли.
Введение 3
1. Таможенно-тарифное регулирование на современном этапе 5
2. Унификация подходов к нетарифному регулированию на международном уровне 12
3. Соотношение национального законодательства и права Европейского союза в регулировании международной торговли 19
Заключение 22
Библиографический список 24
Международная торговая практика, деятельность различных международных организаций не внесли желаемой ясности в определение нетарифного регулирования и не создали унифицированных, единообразных подходов к дефиниции нетарифных мер. Классификационные схемы нетарифных мер созданы, например, Всемирной торговой организацией (ВТО) (ранее - Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ГАТТ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международной торговой палатой и др. Они объединяют более 800 конкретных нетарифных мер различной экономической, административной и правовой природы.
Вопрос классификации, сопоставления, количественной оценки нетарифных мер занимал одно из центральных мест в деятельности ГАТТ в ходе многосторонних торговых переговоров в 1973-1995 гг., а теперь включен в повестку дня Всемирной торговой организации. Несмотря на это, отмечает И.И. Дюмулен, официального определения нетарифных мер до сих пор не существует. Его заменяет классификационная схема, насчитывающая несколько сот наименований нетарифных мер. Эта классификационная схема используется в практике не только ВТО, но и многих других международных экономических организаций. Описательный подход к определению нетарифных мер используется повсюду вместо обобщенного терминологического определения [4, с. 296].
Сущность нетарифного регулирования внешней торговли не может быть раскрыта без учета одной из важнейших тенденций развития современной международной торговли - унификации организационно-правовых форм ее регулирования на международном уровне. Характеризуя эту тенденцию, И.И. Дюмулен отмечал, что расширение национального аппарата регулирования внешнеэкономических отношений сопровождается развитием межгосударственных форм регулирования: появляются международные экономические организации и учреждения, координирующие экономическую и торговую политику, формирующие новую правовую инфраструктуру международных экономических отношений, создающие основы международного экономического механизма, обслуживающего экономические (в том числе внешнеторговые) связи между странами.
Международное регулирование внешней торговли нацелено прежде всего на гармонизацию и унификацию национальных процедур применения инструментов торговой политики. Это в полной мере касается и нетарифных мер. Международные принципы нетарифного регулирования внешней торговли формируются в ходе многосторонних переговоров, проходящих в рамках универсальных международных организаций (ГАТТ-ВТО), а также в различного рода региональных интеграционных объединений, таможенных и экономических союзов (например, Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза, заключенное в 1997 г. Республикой Беларусь, Казахстаном, Киргизией и Российской Федерацией; впоследствии к нему присоединились Узбекистан и Таджикистан).
Принципы торговой политики, формируемые в рамках ГАТТ-ВТО, являются универсальными и определяют общепризнанные подходы к вопросам применения тех или иных инструментов государственного регулирования внешней торговли. Авторитет ГАТТ-ВТО настолько высок, что даже немногочисленные государства, не являющиеся членами этой организации, как правило, следуют принципам, закрепленным в ее документах.
Международная система регулирования торговли, сформированная в рамках ГАТТ-ВТО, исходит из запрета странам-участницам использовать какие-либо меры ограничения ввоза и вывоза товаров, кроме таможенных тарифов (статья XI ГАТТ). Комментируя принцип исключительной таможенно-тарифной защиты, профессора Университета Париж-1 (Сорбонна) Д. Карро и П. Жюйар, отмечают следующее: "Чтобы международная торговля могла гармонично развиваться, необходимо также, чтобы на ее пути не было непреодолимых препятствий. Следовательно, главный принцип международной торговли состоит в том, что государства вправе ограничить доступ на национальный рынок только посредством таможенных пошлин. Это действительно наиболее прозрачный и объективный метод, который основан исключительно на разнице в цене между национальным и иностранным товаром. Кроме того, многосторонняя торговая система - по крайней мере, если она строится на свободном предпринимательстве и свободном рынке, - должна сохранять конкурентную среду, а условия конкуренции должны быть равными для всех" [5, с. 178].
Принцип исключительной таможенно-тарифной защиты может быть сформулирован иначе как принцип запрета нетарифных барьеров. Страны - члены ВТО обязались устранять нетарифные барьеры, заменяя их таможенными пошлинами - соответствующим тарифным эквивалентом. В практике многостороннего регулирования внешней торговли это получило название тарификации торговых ограничений.
Несмотря на то, что основные положения ГАТТ посвящены таможенно-тарифному регулированию, торговая практика, по выражению И.И. Дюмулена, все же "втягивала в сферу деятельности ГАТТ нетарифные меры" [5, с. 318]. Взяв курс на отмену нетарифных мер, ГАТТ-ВТО в своих документах одновременно закрепляет значительное количество исключений, позволяющих на практике реанимировать применение нетарифных мер. В настоящее время "в порядке исключения" допускается использование государствами - членами ВТО:
- запрещений или ограничений экспорта, временно применяемых для предотвращения или ослабления критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение для экспортирующего государства;
- ограничений импорта сельскохозяйственных товаров, включая продукты рыболовства, при проведении государственных мероприятий, направленных на сокращение национального производства подобных товаров или на ликвидацию затоваривания;
- ограничений в целях обеспечения равновесия платежного баланса;
- ограничений в случае импорта товара в значительно увеличенных количествах (государство - член ВТО имеет право на применение защитной меры, если было установлено, что импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли национального производства, производящей подобные или непосредственно конкурирующие товары);
- нетарифных мер, применяемых странами, экономика которых не может обеспечить достойный уровень жизни и находится на ранних стадиях развития (если требуется государственная помощь для создания и развития определенной отрасли промышленности) и др. [7, с. 19].
Курс ВТО на либерализацию внешней торговли, предусматривающий в том числе запрет нетарифного регулирования и тарификацию торговых ограничений, соответствует интересам национальных производителей, решающих задачу выхода на внешние рынки. В то же время он противоречит интересам тех субъектов экономической деятельности, которые не стремятся выйти на международные рынки и при этом рассчитывают на создание эффективной защиты от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Этими различиями в интересах во многом объясняются противоречивость и непоследовательность ряда норм ГАТТ-ВТО, наличие в достигнутых соглашениях отдельных положений, позволяющих давать им различные толкования. На практике это нередко приводит к появлению споров и даже серьезных торговых конфликтов, связанных с применением инструментов нетарифного регулирования, что существенно снижает эффективность многостороннего регулирования.
Частично данную проблему удается решить путем детализации нормативного регулирования и принятия в рамках ВТО многосторонних соглашений (иногда называемых кодексами), регулирующих применение нетарифных мер: Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по таможенной оценке товаров (Соглашение по применению статьи VII ГАТТ), Соглашение по правилам происхождения товаров, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по антидемпинговым мерам (Соглашение по применению статьи VI ГАТТ), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм и др.
Международная система согласованного применения нетарифных мер, сложившаяся на сегодняшний день в рамках ВТО, может быть в самых общих чертах определена с помощью следующих принципов:
- осуществление нетарифного регулирования в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования в отношении доступа товаров на внутренний рынок страны импортера и в соответствии с национальным режимом в отношении положения товара на внутреннем рынке;
- транспарентность нормативной базы нетарифного регулирования;
- обеспечение свободы транзита при осуществлении нетарифного регулирования;
- запрет на все формы количественных ограничений;
- установление правил применения нетарифных мер, при реализации которых возможно проявление скрытых форм дискриминации и протекционизма (использование технических барьеров, санитарных мер, особенности таможенных и пограничных процедур и т.д.);
- сбалансированность в применении нетарифных мер, предусматривающая возможность применения установленных мер защиты интересов государства-импортера от несправедливой торговой практики, резких неблагоприятных колебаний экономической конъюнктуры (антидемпинговые, компенсационные и специальные меры), а также ряда чрезвычайных ситуаций (кризисное состояние национальной промышленности, стихийные бедствия, обеспечение безопасности населения) [7, с. 23].
Мировой финансово-экономический кризис наглядно показал, что действующие принципы и правила регулирования внешнеэкономического обмена, согласованные на многостороннем уровне, совокупность которых принято именовать международной торговой системой, смогли удержать правительства подавляющего большинства стран от скатывания к безрассудному и безудержному протекционизму. Этому способствовало и то, что крупнейшие державы мира, в частности "двадцатка", в разгар кризиса взяли на себя обязательства воздерживаться от возведения новых барьеров на пути торговли и инвестиций. Сдержанность национальных правительств в отношении чрезвычайных мер регулирования торговли позволила уберечь мировую экономику от более глубокого спада. Однако полностью избежать соблазнов протекционизма мировому сообществу не удалось.
Протекционизм - одно из направлений экономической политики, обеспечивающее защиту экономической безопасности страны. Современный протекционизм отличается новыми формами и инструментами регулирования, в значительной мере видоизменившими саму деятельность государства по защите национальной экономики с помощью рычагов внешнеторговой политики. Он характеризуется все большей географической и товарной избирательностью, переносом центра тяжести на те импортные поставки, которые угрожают развитию аналогичных отраслей национальной экономики. В отношениях развитых стран между собой это - область сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали; в торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимся странам; в торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.
По данным аналитического центра Global Trade Alert, в течение 2009 года в мире было введено 257 мер, которые можно оценить как усиление защиты национальных производителей. Среди них - прямая финансовая поддержка со стороны государства, повышение ставок таможенных тарифов, экспортные субсидии, санитарные и фитосанитарные меры и некоторые другие. Тем не менее международная торговая система не стала мультипликатором кризисных явлений. Ее организационное ядро - ВТО - наряду с другими международными организациями большое внимание уделяло улучшению ситуации на финансовых рынках, в первую очередь устранению "тромбов" в финансировании мировой торговли [6, с. 10].
Кризис убедил мировое сообщество в неотложности реформирования международной финансовой архитектуры. Вместе с тем он подчеркнул важность дальнейшего совершенствования международной торговой системы. На состоявшейся в декабре 2009 года седьмой конференции министров стран ВТО большинство ее участников, представлявших 135 стран, решительно высказались за завершение в 2010 году Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров, длящегося уже более восьми лет. В повестке дня раунда - выработка новых соглашений о дальнейшем снижении тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле и мерах, способствующих ее развитию. Эти вопросы в той или иной мере решались еще до создания ВТО и теперь закономерно оказались главным направлением ее деятельности.
Таким образом, функционирование многосторонней системы согласованного применения нетарифных инструментов демонстрирует глубинное противоречие, заложенное в международный механизм регулирования внешней торговли: с одной стороны, он исходит из принципа устранения нетарифных барьеров и тарификации торговых ограничений, а с другой стороны, на практике сталкивается с фактическим расширением зоны нетарифного регулирования, подтверждающим невозможность полной отмены нетарифных барьеров по экономическим и торгово-политическим соображениям. Выход в сложившейся ситуации видится, прежде всего, в том, чтобы продолжать совершенствовать нормативное регулирование нетарифных мер в рамках ВТО и договариваться о согласованной на межгосударственном уровне дисциплине их применения.
Путем
издания законов и подзаконных
актов государство создает
Информация о работе Регулирование международной торговли на современном этапе