Реализация задач Диалога по промышленной политике и предпринимательству России и ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 12:09, научная работа

Описание работы

Диалог по промышленной политике и политике в сфере предпринимательства (пункт 1.6 «дорожной карты»). Это более стратегический диалог, который направлен на улучшение административной, регулятивной и инвестиционной среды для компаний, на обмен информацией по экономическим вопросам и политике, на усиление конкурентоспособности малого и среднего бизнеса и на развитие совместных программ сотрудничества.

Содержание

Введение 3
1. Анализ промышленной политики и предпринимательства в ЕС (основные цели Диалога по промышленной политике и предпринимательству. Практической реализации данной политики)


4
2. Анализ деятельности структур по сотрудничеству межправительственных комиссий в области промышленности
8
3. Анализ наиболее важных отраслевых проблем 10
4. Анализ новой инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» в приоритетных отраслях промышленности
17
5. Анализ практического развития промышленного российско-европейского сотрудничества в рамках Диалога и в рамках межправительственных комиссий
21
Заключение 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 54.55 Кб (Скачать)

     Данный  ФЗ обеспечивает установление правовых возможностей для учреждений науки  и образования создавать малые  инновационные предприятия, занимающиеся практическим применением результатов  интеллектуальной деятельности, права  на которые принадлежат данным учреждениям. В настоящее время 187 вузов из 71 субъекта Российской Федерации выразили готовность к созданию малых предприятий. До 2015г. предполагается создать более 2,5 тысяч предприятий и 30 тысяч  новых рабочих мест. Приняты ряд  поправок к ФЗ, направленные на развитие инновационной инфраструктуры: «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (в части, регламентирующей правоотношения, связанные с деятельностью  государственных научных центров Российской Федерации).

     Осуществлялась  разработка системы новых форм организации  научной деятельности, призванных взять  на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики. Продолжена работа по созданию в России сети национальных исследовательских  университетов (далее – НИУ) как  центров накопления и максимально  эффективного использования образовательного, научного и внедренческого потенциала. Основной задачей государственной  поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных  организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального  образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких  технологий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации для  высших учебных заведений, на базе которых  будут формироваться НИУ, предусматривается  изменение их типа на автономное учреждение. Данное условие является правовой необходимостью, так как вузы, претендующие на государственную  поддержку программ развития НИУ, должны обеспечить создание инновационного пояса  малых научных компаний с целью  коммерциализации широкого спектра  изделий и технологий, ими разработанных.

     Указом  Президента Российской Федерации «О пилотном проекте по созданию «Курчатовский институт» положено начало процессу организации НИЦ – организаций, обладающих научными, материальными и кадровыми ресурсами, достаточными для обеспечения реализации одного или нескольких приоритетных направлений и/или стратегических программ (проектов) национальной значимости, координации опережающего научно-технического и инновационного развития научной, технической и технологической базы в целях создания высокотехнологичной продукции.

     5. Анализ практического  развития промышленного  российско-европейского  сотрудничества в  рамках Диалога  и в рамках межправительственных  комиссий.

Характеристика  промышленной политики в начале ХХI в.

     Глобализация  мировой экономики сопровождается небывалым темпом углубления взаимозависимости  не только национальных и интеграционных экономических комплексов, но, прежде всего, субъектов мировой экономики. Значительным противоречием в экономических процессах мировой экономики является тот факт, что в процессах глобализации возрастает асимметрическая зависимость большей части населения мира от наднациональных корпораций, стратегических альянсов, финансовых и лоббистских групп, которые максимально используют информационные технологии для укрепления своей конкурентоспособности в решающих процессах международного значения.

     Субъекты  в мировой экономике, финансовые группы, лоббистские и спекулятивные  группы способны посредством информационных технологий передвигать огромные финансовые потоки в доли секунды в пространство своих интересов. Данные факты требуют  в условиях современного процесса глобализации, международной координации и  гармонизации экономических процессов в мировой экономике переноса определенных компетенций на межгосударственные и наднациональные институты с соблюдением интересов и потребностей развивающихся и трансформирующихся национальных экономических комплексов.

     Для развития трансформирующихся экономических  комплексов, старающихся вступить в  интеграционный экономический комплекс ЕС и ЕВС, необходимо учитывать в  их экономической политике следующие  факты:

     1. Координацию и адаптацию интеграционного  процесса экономических комплексов  стран-членов ЕС и кандидатских  стран при использовании более  значительного тренда новой экономики  в процессе глобализации.

     2. В теоретической и прагматической  реализации новой экономики, США  опережают ЕС не меньше чем  на 5 лет. Рост опережения США  может влиять на повышение  внедрения новой экономики в  кандидатских транзитивных экономиках  так, чтобы они могли быть  конкурентоспособными и не тормозили  экономический рост в интеграционном  процессе.

     3. Процесс приближения экономического  развития транзитивных экономик  к экономическому развитию стран-членов  ЕС будет проходить в рамках  динамично развивающейся конкуренции  между США, ЕС и Китаем. С  точки зрения конкуренции в  области обрабатывающей промышленности, отраслей легкой промышленности  Китай является самым крупным  конкурентом на мировом рынке.

     4. Транзитивные экономики должны  принимать и более значительно  адаптировать внешние экономические  условия процесса глобализации  при формировании экономической  и промышленной стратегии трансформационного  процесса. Только используя такую  стратегию, они могут включиться  в интеграционный региональный  процесс развития как его составная  часть. Только такой стратегический  подход и тактика реализации  являются реальной единственной  возможностью быстрого и эффективного  завершения трансформации и достижения  обязательно необходимых динамических  компаративных выгод (национальной  экономики, предпринимательских  субъектов, региональной промышленной  политики в рамках национального  экономического комплекса) и окончательный  переход от ценовой к качественной конкурентоспособности.

     5. Промышленная политика трансформирующихся  транзитивных экономик должна  обязательно исходить из учета  атрибутов стратегии и тактики  новой экономики в современных  глобализационных тенденциях с перспективой образования промышленной политики, направленной на создание информационного общества, со стратегией на период 20-30 лет и среднесрочной тактикой и немедленной корреляцией с внешним экономическим пространством.

     6. Промышленная политика, направленная  на создание информационного  общества, должна в своей стратегии  и тактике соблюдать следующие  принципы развития:

     а) инновационные процессы;

     б) поддержка образования, включая  постоянное образование как один из факторов повышения конкурентоспособности;

     в) развитие технологии и информационной инфраструктуры, поддерживающей инновации, направленные на развитие предпринимательского сектора, повышения конкурентоспособности, прогнозов, стратегий и программ;

     г) необходимость в дерегулировании и установление роли государства и правительства, направленных на определение экономической политики, в том числе промышленной политики государства, при соблюдении постоянно повышающейся роли предпринимательских субъектов. Образование условий для созидательной деятельности всех структурных частей экономики и общества как самого значимого фактора для развития демократического либерализованного общества;

     д) необходимость подавления волюнтаристического подхода политических партий к разработке экономической политики без использования теоретических и практических знаний. Определение роли государства в экономике, экономической и промышленной политике с точки зрения научно-технического, экономического и общественного проявления и рассмотрение факторов, определяющих компаративную позицию государства, предпринимательских субъектов и задачи развития отдельных регионов в государстве в условиях обеспечения их конкурентоспособности в национальной экономике и международной региональной политике;

     е) определение характера и задач  промышленной политики государства  и рынка с точки зрения факторов, определяющих развитие экономики во времени, переход от стратегии секторовой ориентации экономики к концепциям адаптационных процессов конкурентоспособности, направленной на всеобщую поддержку современных ключевых технологий, то есть к современному пониманию конкурентоспособности, основанной на анализе качества определенной местности. Речь идет о комплексном подходе к пониманию взаимосвязей с точки зрения локализации - регулирование входа на рынок и выхода из рынка; меры, принятые государством по налогам, меры государства для иностранных инвесторов; уровень заработной платы, квалификационная структура рабочей силы, телекоммуникационная и транспортная инфраструктуры.

     Составной частью комплексного понимания конкурентоспособности  при оценке качества определенной местности  является сопоставление новых фирм с предпринимательским "инкубатором", которые применяют опыт достижения цели не только за счет сопоставления  результатов, но и методов, применяемых  успешными конкурентами, причем анализ фирм адаптируется к общим условиям, в которых они действуют.   
 

Промышленная  политика ЕС в начале XXI в.

     Промышленная  политика ЕС является частью общей  политики ЕС и связана со стратегической программой конкурентоспособности. Ее содержание направлено на программы поддержки предприятий (enterprise policy), экономического соревнования (competition policy).

     Политика  конкурентоспособности разработана  в стратегии программ конкурентоспособности, а именно: "Плана действий, направленного  на поддержку предпринимательства  и конкурентоспособности" (Action Plan to Promote Entrepreneurship and Competitiveness), которые связаны на национальном и интеграционном уровнях (Business Environment Simplification Task Force).

     План  действий на поддержку предпринимательства  и конкурентоспособности разработан в 9 приоритетных областях:

     - образование для предпринимателей,

     - тренинг, 

     - доступ к финансам, 

     - доступ к результатам исследований  и инновациям, 

     - адаптация программ ЕС в области  науки и исследований для малых  и средних предприятий, 

     - улучшенное использование патентов  малыми и средними предприятиями, 

     - улучшение вспомогательных услуг, 

     - усовершенствование общественного  контроля, 

     - улучшение занятости и условий  труда.

     Отдельные программы более детально разработаны в документе "Report on the Implementation of the Action Plan to Promote Entrepreneur-ship and competitiveness", SEC/2000/1825, Vo I, Vo II.

     В "Best Procedure" указана процедура развития политики поддержки предприятий. В 2001 г. было подготовлено 11 проектов для улучшения предпринимательской среды.

     Политика  ЕС по развитию предпринимательства  ориентирована на поддержку предприятий  разной величины и всех отраслей и  направлена на повышение количества, прежде всего инновационных фирм. Несмотря на то, что ЕС продвигал в рамках политики конкурентоспособности минимализацию государственной помощи, в настоящее время идет изменение этого подхода (использование опыта, полученного на основе дотационной политики США) в области объединения фирм, государственной помощи и их антимонопольного положения, что позволит более эффективно использовать дотации для повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий. Переоцениваются правила предоставления государственной помощи начинающим и инновационным фирмам.

     В области поддержки предприятий  политика ЕС основана на следующих  принципах:

     - поддержка предпринимательской  деятельности,

     - поддержка малых и средних  предприятий,

     - поддержка инноваций,

     - сохранение свободных рынков.

 
 

Заключение

Информация о работе Реализация задач Диалога по промышленной политике и предпринимательству России и ЕС