Развитии международных кредитно-финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить место и значимость международного кредита в развитии международных кредитно-финансовых отношений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия "международный кредит";

- рассмотреть принципы, функции, формы и условия международного кредита;

- описать Россию как одного из активных участников международных кредитных отношений;

Работа содержит 1 файл

Doc2.docx

— 48.24 Кб (Скачать)

     По  величине квоты (5,9 млрд. СДР, или 8,5 млрд. долл.) Россия занимает десятую строку (2,8% общей суммы квот стран-членов). Россия оплатила в конвертируемой валюте около 25% суммы квоты. Остальная часть  подписки оплачена национальной валютой.

     Членство  МВФ дало возможность России пользоваться в течении переходного периода  кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических  реформ и покрытия дефицита государственного бюджета и платежного баланса (Приложение 1).

     Был обнародован ряд международных  программ помощи России при поддержке  МВФ. В целом за 1992 – 1999 гг. МВФ  одобрил семь договоренностей о  кредитах России на сумму 36,6 млрд. долл.. В 1999 г. Россия была самым крупным  заемщиком МВФ: на конец апреля ее долг составлял 17,4 млрд. долл., и на нее приходилось 19,2% общей суммы не погашенных на тот момент странами-членами кредитов Фонда. В результате регулярного погашения Россией долга Фонду он снизился до 3,33 млрд. долл. в ноябре 2004 г.

     Россия  по-прежнему осуществляет постоянное сотрудничество с МВФ, регулярно  проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. С 1999 г. Россия не обращалась к Фонду  за новыми кредитами и регулярно  погашала свою задолженность, которая  ликвидирована в январе 2005 г.

     Также Россия сотрудничает с Международным  банком реконструкции и развития (МБРР), который является основным компонентом  группы Всемирного банка. Квота России в МБРР составляет 5,4 млрд. долл. (оплачено 6,2%) и по доле в капитале (2,85%) соответствует  ее квоте в МВФ. Россия имеет такое  же количество акций (44795), как Индия, Италия, Канада и Саудовская Аравия, и по количеству, и по стоимости  акций она делит с этими  странами 7-11 места.

     МБРР  так определял цель предоставления кредитов России: "Помощь в максимально  быстром переходе к рыночному  финансированию путем повышения  роли частного сектора, укрепления через  правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению  частных инвестиций в российскую экономику".

     МБРР  поводит тщательные предынвестиционные исследования, проверки и ревизии  предлагаемых проектов. С момента  выделения кредита до фактического кредитования объекта проходит несколько  лет. Период использования кредита  составляет от шести до девяти лет (бюджетозамещающих  кредитов на цели структурной перестройки  – от одного до трех лет).

     На  сегодняшний день Всемирный банк финансирует 14 проектов (перечисленных  ниже) в России на общую сумму 1,51 миллиардов долл. США. С 1992 года Всемирный  банк профинансировал более чем 70 проектов в России на общую сумму 14,15 миллиардов долл. США.

      Около 40% кредитов МБРР России имели макроэкономический характер, пополняли доходы государственного бюджета (реабилитационные, на структурную перестройку экономики, государственное управление и развитие частного сектора). Эти крупные заимствования России, близкие по своему назначению кредитам МВФ, были обусловлены кризисным состоянием ее экономики.

     В настоящее время, несмотря на существенное улучшение макроэкономических и  финансовых показателей, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой  Всемирного банка, особенно в целях  развития национальной экономики –  промышленности и сельского хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных  преобразований.

     Таким образом, в условиях рыночной экономики  Россия все активнее участвует в  международных валютно-кредитных  отношениях. Происходит ее постепенная  интеграция в мировой финансовый рынок, но вместе с тем мы сталкиваемся с большим количеством проблем.

     Одной из них является низкая экономическая  эффективность связанных кредитов под государственные гарантии РФ, так как их привлечение налагает обязанность закупать услуги или  товары у стран, которые эти кредиты  предоставляют. Эффективное использование  иностранных связанных кредитов может быть обеспечено только при  условии наведения порядка в  заимствованиях, обеспечении государственного контроля над указанным процессом  и добросовестного отношения  заемщиков к своим обязательствам.

     Далее, в настоящее время международные  кредиты имеют довольно высокую  стоимость. Ежегодное сокращение расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга может быть достигнуто при досрочном погашении  части задолженности, но в большинстве  случаев кредиторы не поддерживают эту инициативу.

     Кроме того, не обеспечивается контроль над  эффективным использованием закупаемых в счет иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и  развития российских предприятий, а  также товаров и сырья.

     И наконец, анализируя исполнение законодательно-нормативных  документов, необходимо отметить, что  изложенные в них требования выполняются  не в полном объеме. Не выполняются  постановления и в части регистрации  подписанных правительством РФ межправительственных соглашений в Государственной книге  внешнего долга РФ: некоторые из них не имеют регистрационных  номеров.

     Для решения выявленных проблем в  России разработана долговая стратегия  в области государственного внешнего долга, согласно которой должны быть достигнуты следующие цели:

     1.Повышение  суверенного кредитного рейтинга  РФ для поддержания стабильного  доступа России к международным  рынкам капитала;

     2. Осуществление внешних заимствований  в форме несвязанных кредитов;

     3. Увеличение рыночной составляющей  в государственном внешнем долге  РФ;

     4.Существенное  сокращение задолженности перед  правительствами иностранных государств  и международными финансовыми  организациями.

     Для достижения указанных целей следует  прежде всего предпринять действия по качественному изменению структуры  государственного внешнего долга РФ в соответствии со структурой развитых индустриальных стран.

     Так, стратегия в области взаимодействия с международными финансовыми организациями  будет нацелена на существенное сокращение привлечения новых кредитов и  ускоренное погашение имеющихся  обязательств.

     Итак, без международных вливаний экономика  России развиваться не может. Выход один: обеспечить эффективность использования международных кредитов. Для этого необходимо совершенствование и повышение институциональных механизмов регулирования.

     Таким образом, я рассмотрела современные тенденции развития международных кредитных отношений и этапы внешних заимствований, представили Россию как международного должника и кредитора, изучили участие России в международных финансовых институтах, описали долговую стратегию в области государственного долга, проблемы внешних заимствований и пути их решения. 

 

      Заключение 

     Проведенное исследование позволяет сделать  вывод, что международный кредит представляет собой сложное экономическое  явление, роль которого огромна для  всего мирового сообщества.

     В данной работе международный кредит определен как экономическая  категория, раскрыто понятие международного кредита, описаны его принципы, функции, условия и основные формы. Выявлено, что международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: позитивную и негативную.

     Затем проанализирована динамика использования  международного кредита в России. Было выяснено, что Россия является не только крупным заемщиком, но и  кредитором. Россия выступает в качестве заемщика у развитых стран и как  кредитор развивающихся стран. В  связи с этим в нашей стране существует проблема внешнего долга, т.к. возврат долгов России развивающимися странами практически не происходит в связи с их неплатежеспособностью.

     В настоящее время происходит интеграция России в мировую экономику. Она  активно участвует в международных  кредитных отношениях, сотрудничает с международными финансово-кредитными организациями, такими как МВФ, МБРР и др. В процессе участия Россия сталкивается с рядом проблем, для  решения которых разработана  долговая стратегия в области  государственного долга. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин  и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 624 с.
  2. Деньги, кредит, банки: Учебник / колл. авт.; под ред. О. И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 560 с.
  3. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие / Под общ. ред И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 149 с.
  4. Звонова Е. А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М.: Экономика, 2009. – 324 с.
  5. Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 176 с.
  6. Международно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 576 с.

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации // ПСИС "Консультант Плюс".

8. http://www.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/

9.http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/EXTRUSSIANHOME/EXTRUSSIANCOUNTRIES 

Информация о работе Развитии международных кредитно-финансовых отношений