Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 13:16, курсовая работа
Цель данной работы – определить место и значимость международного кредита в развитии международных кредитно-финансовых отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия "международный кредит";
- рассмотреть принципы, функции, формы и условия международного кредита;
- описать Россию как одного из активных участников международных кредитных отношений;
Итак,
в международных кредитных
2.2
Россия – должник и кредитор
Россия одновременно является крупным должником и кредитором. Как кредитор она сталкивается с неспособностью, а иногда и с нежеланием должников из числа развивающихся стран погашать свои обязательства. В качестве заемщика она испытывала серьезные трудности и неоднократно прибегала к процедуре урегулирования государственного (суверенного) долга.
Россия-должник. В ноябре 2004 года, государственный внешний долг России был равен 113,4 млрд. долл. В последующие годы он снижался, и к 1 августу 2011 года составляет 36,77 млрд. долл. Значительно снизилось долговое бремя, измеряемое отношением долга к ВВП. Если в 2005 г. этот показатель был равен 34,7%, то к 2011 г. –11,2%. В этой связи государственный внешний долг перестал рассматриваться в качестве фактора, негативно влияющего на экономику страны. Однако на долговые платежи по-прежнему направляются большие суммы бюджетных средств.
Государственный долг России сформирован, во-первых, из внешнего долга Советского Союза, во-вторых, из нового российского долга. Долг СССР в основном образовался в 1985-1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96,6 млрд. долл. в начале 1992 г.
После
распада СССР заключено соглашение
о распределении долга между
союзными республиками. В качестве
критерия раздела был принят показатель,
в котором учитывались
Однако только Россия, и то частично, обслуживала свой долг. Но согласно заложенному в соглашении принципу солидарной ответственности к России могли быть предъявлены такие же претензии, как и к другим странам. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг при условии перехода к ней прав на все внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил кредиторов, Россию и почти все бывшие союзные республики.
Трудности
по выполнению долговых обязательств
начались еще в 1990 г. В 1991 г. Внешторгбанк,
осуществлявший обслуживание внешнего
долга и выступивший
В 1993-1995 гг. Россия через Парижский клуб урегулировала долг на сумму в 28 млрд. долл. на стандартных условиях. Суть их состоит в том, что урегулированию подлежит только сумма выплат на предстоящий год. В этом заключается практика "короткого поводка" западных кредиторов.
Практика урегулирования долга на более длительный срок применяется редко. Тем не менее России удалось реструктурировать свой долг официальным кредиторам сразу в полном объеме на сумму 38 млрд. долл. Долг был реконструирован следующим образом: срок окончательного погашения был передвинут на 25 лет (по прежним кредитным соглашениям средние сроки – 10-15 лет), льготный период установлен в 7 лет (по сравнению с 3-6 годами).
Если
долг официальным кредиторам в соответствии
с международной практикой
Переговоры в рамках Лондонского клуба продолжались пять лет. В итоге долг, подлежащий урегулированию, был определен в сумме 323 млрд. долл. Урегулированная сумма долга членам Парижского и Лондонского клубов составила 67,3 млрд. долл. Она была эквивалентна 70% советского долга. Но при подобном урегулировании внешнего долга путем затягивания сроков погашения и применения рыночной ставки на должника возложены дополнительные расходы по обслуживанию долга.
Однако
в результате кризиса 1998 г. Россия столкнулась
с ситуацией, когда ей оказалось
трудно обслуживать внешний долг
и по новому графику. В 1999 г. были реструктурированы
платежи в рамках Парижского клуба
на текущий период. В 2000 г, с Лондонским
клубом было достигнуто новое глобальное
соглашение. Из 32 млрд. долл. задолженности
было списано 11,68 млрд. долл. (36,5%). Оставшаяся
часть долга из ценных бумаг конвертировалась
в еврооблигации. Банки списали
часть долга, но взамен ценных бумаг,
не гарантированных
Кроме советского долга, регулируемого на многосторонней основе по отработанным схемам в рамках Парижского и Лондонского клубов, России от СССР достался еще коммерческий долг внешнеторговых организаций, которые осуществляли в кредит централизованные закупки товаров за рубежом по поручению правительства СССР. Фактически этот долг был государственным, и в 1994 г. Россия подтвердила свои обязательства. Однако лишь в конце 2001 г. было принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами". Этот долг оформлен в государственные облигации со сроком погашения в 2010 и 2030 гг.
Таким
образом, фактически по всем долгам Советского
Союза были достигнуты соглашения.
В России завершился этап кризисного
управления внешним долгом, когда
использовались такие методы, как
реструктуризация, рефинансирование,
секьюритизация, частичное списание
долга. На повестке дня стоит реализация
программы управления суверенным долгом
путем формирования его оптимальной
структуры по составу валют, срокам,
стоимости заемных средств. Такие
системы действуют во многих развитых
странах и осваиваются в
Надежная статистика о размерах частного внешнего долга отсутствует. По оценке его сумма превысила 90 млрд. долл. (долг предприятий и банков). Эта сумма невелика, если ее сопоставлять с экономическим потенциалом российских заемщиков. Но взрывоопасность частного долга заключается в том, что в отношении его не выработано столь же действенных мер урегулирования, как это имеет место в отношении суверенного долга. Особенно опасно краткосрочное кредитование, которое широко используется российскими частными заемщиками.
Россия-кредитор.
Советский Союз, правопреемницей
которого по зарубежным финансовым активам
стала Россия, предоставлял кредиты
развивающимся странам в
После прекращения "холодной войны" и распада Советского Союза в
1992 г.
прежние стратегические цели
исчезли. Но одновременно в
России повысилась
Многие страны-должники просто перестали признавать свои долги. Это выразилось в том, что они прекратили направлять документы, подтверждающие график платежей. В 1992-2000 гг. Россия должна была получить 96 млрд. долл. долговых платежей, но фактически поступления составили лишь около 15% этой суммы. Около 2/3 их приходилось на одну Индию. С ней Россия в 1993 г. урегулировала долг на взаимоприемлемых условиях, пойдя на некоторые уступки. Однако эффективность кредитных отношений с Индией, помимо прочего, была обусловлена тем, что за счет кредитов Советский Союз оказал действенную экономическую помощь этой стране.
Столкнувшись с описанной ситуацией и будучи лишена возможности повлиять на своих должников, Россия в 1997 г. вступила в Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Многие станы были вынуждены вступить в переговоры с Россией и заключить с ней соглашения на условиях Парижского клуба. Однако в числе стран наших должников оказалось большое количество государств с высоким уровнем задолженности и низким уровнем развития. А согласно существующим правилам Парижского клуба долги таких стран подлежат списанию в пределах 70-90%, а остальная сумма погашается с рассрочкой в 25-30 лет. Поскольку Советский Союз активно кредитовал страны с низким уровнем развития, то в начале 2000 гг. Россия заняла одно из первых мест в мире по показателю соотношения списанных долгов к ВВП. Вступление России в Парижский клуб не привело к росту долговых платежей иностранных заемщиков. Значительную часть долгов пришлось списывать, а другую часть реструктурировать.
На страны, с которыми появилась возможность урегулировать их долг, приходилось около 1/3 финансовых активов России, а 2/3 - на страны, которые не признают Парижский клуб. В российских должниках числится более пятидесяти стран. Но изначально на три страны - Кубу, Монголию и Вьетнам - приходилось до 40% долга. С Вьетнамом долг был урегулирован по схемам Парижского клуба: 85% его было списано, остальная часть реструктурирована. Однако с Кубой, Монголией и другими крупными должниками возможно урегулирование долга только на двухсторонней основе. При этом некоторые из них отвергают даже схемы, близкие к практике Парижского клуба, настаивая на полном списании долга.
В 1992 г. долг развивающихся стран России был равен 142 млрд. долл., а в 2002 г. – 76,7 млрд. долл. Сокращение его произошло главным образом в результате списания долговых обязательств. По некоторым оценкам, Россия может рассчитывать на долговые платежи развивающихся стран в размере не более 30 млрд. долл. в течение предстоящих 30 лет. Прогнозировать качественный прорыв в отношениях с нашими должниками не приходится, хотя возможности двухстороннего урегулирования с рядом стран не исчерпаны.
В настоящее время Россия превратилась из государства – должника в государство – кредитора. Она уже не нуждается в официальных кредитах и не добивается дополнительной реструктуризации какой-либо задолженности. Россия становится активным участником позитивных процессов международного развития, в том числе применяя списание задолженности беднейшим странам, а также, что еще более важно, инвестируя в экономику этих стран.
Интеграция
России в мировую экономику
В число таких организаций входят Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, региональные международные банки развития.
Международный
валютный фонд (МВФ) - межправительственная
организация, предназначенная для
регулирования валютно-
27
апреля 1992 г. Совет управляющих
МВФ проголосовал за прием
России и тринадцати других
бывших советских республик.
Информация о работе Развитии международных кредитно-финансовых отношений