Развитие внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества РФ на примере региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Разделение труда способствует широкому использованию высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники, обеспечивает подъем производительности общественного труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ……………………………………………………….4

1.1.Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………….4

1.2.Внешнеэкономическое и международное сотрудничество…………....7
.Модели сотрудничества. Регионы……………………………………...11

2.РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РФ НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………………..15

2.1.Внешнеэкономическая деятельность Курской области…………….....15

2.2.Международное сотрудничество Курской области в рамках Курской Коренской ярмарки…………………………………………………………..17

2.3.Приграничное сотрудничество Курской области……………………...20

3. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………..26

3.1. Итоги внешнеэкономической деятельности за I половину 2010 года.26

3.2. Новые напрявления внешнеэкономического сотрудничества..............31

3.3. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности Курской области в ближайшей перспективе......................................................................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................40

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................42

Приложение А Определения, обозначения сокращения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

   Во  внешнеэкономических связях переплетаются  воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные  исследования и кредитно-финансовые операции.

   Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:

   - внешнюю торговлю;

   -международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;

   -международное инвестиционное сотрудничество;

   -международное научно-техническое сотрудничество;

   - экономическое и техническое содействие;

   - валютно-финансовое сотрудничество.

     Государственное регулирование внешнеэкономических  связей является составной частью механизма  воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики.

     Государственное регулирование внешнеэкономических  связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

     Сущность  государственного регулирования внешнеэкономических  связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.

     Возникновение и развитие экономических отношений  между государствами есть результат  общественного разделения труда  в международном масштабе.        Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Разделение труда способствует широкому использованию высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники, обеспечивает подъем производительности общественного труда.      Разделение труда между странами — является одной из форм общественного территориального разделения труда, выражающей специализацией трудовой деятельности в международном масштабе. Процесс международного территориального разделения труда вовлекает в него все страны, и, чем глубже он, тем выше темпы и экономическая эффективность развития хозяйства мира, регионов и стран. Определяющим фактором выступает способ производства материальных благ, и, прежде всего характер производственных отношений, поскольку международные экономические отношения принадлежат к сфере производственных отношений. В то же время на развитие разделения общественного труда и экономических отношении между странами существенно влияют и такие факторы, как: уровень экономического развития и хозяйственная специализация тех или иных государств; различие и исторически сложившихся производственных навыков населения разных стран. В настоящее время на углубление международного разделения общественного труда все большее воздействие оказывает научно-технический прогресс. Целью международного разделения общественного труда является сотрудничество в интересах общества и наиболее полного удовлетворения его потребностей, которое может быть достигнуто только при непрерывном повышении эффективности производства па базе новейших научно-технических достижений, при росте производительности труда.

     В современном мировом хозяйстве  внешнеэкономические и международные связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса. [т.и. 2,4] 
 

    1. . Модели сотрудничества. Регионы
 

     Можно выделить несколько моделей сотрудничества:  Традиционная модель межрегионального и приграничного сотрудничества основывается на обслуживании таких связей путем заключения соглашений между регионами. За счет этого значительно увеличиваются объемы межрегиональной торговли, транзитные товаро- и пассажиропотоки, что создает предпосылки для экономического подъема регионов. Наиболее удачным примером использования этой модели сотрудничества представляется российско-финляндская практика. К настоящему времени у Карелии накоплен редкий для России опыт такого взаимодействия, которое получило дополнительный импульс после подписания в 1992 г. российско-финляндского межправительственного соглашения о сотрудничестве сопредельных территорий. Согласно этому соглашению, правительство Финляндии берется финансировать проекты в России, если российская сторона берет на себя не менее 25% расходов от бюджета проекта. За истекший период Карелия и приграничные территории Финляндии сумели совместно осуществить около 300 проектов на таких условиях.

           Вторая  модель предполагает создание специальных экономических зон (СЭЗ), предусматривающих повышение привлекательности регионов для иностранных инвесторов с помощью льготного таможенного, налогового режимов и смягчения пограничных ограничений. Характерным примером успешного применения такой модели может служить опыт создания приграничного пояса вдоль границы Мексики и США. С начала 90-х годов в разных регионах России создан целый ряд СЭЗ, имевших целью развитие российских приграничных территорий посредством привлечения в них финансовых ресурсов. В 2005 г. был принят рамочный Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Однако зонная модель развития пока не дала России осязаемых результатов. Ее низкая эффективность объясняется фактическим превращением ОЭЗ в средство ухода от налогообложения и канал «бегства капитала».     Третья модель (модель «еврорегионов») характеризуется совместной деятельностью приграничных сообществ и властей различного уровня по реализации проектов в определенных сферах. Финансирование для реализации проектов в рамках такой модели поступает из бюджетов международных организаций (к примеру, ЕС), государственных и местных бюджетов, от частных инвесторов. Данная модель используется в странах с близкой структурой экономики и сходным уровнем цен на товары и услуги. Россия уже использует опыт создания «еврорегионов», являющихся перспективным направлением внешнеэкономической деятельности субъектов РФ.

     На  степень вовлеченности регионов в международные дела и характер их деятельности оказывают влияние  три группы факторов:

     1. Географические и геополитические - экономико-географическое положение региона (центральное, полупериферийное или периферийное положение). Связям способствует близость к транспортным узлам, крупным морским портам. В этой связи в целях совершенствования транспортной инфраструктуры рядом регионов, к примеру Вологодской областью, принята комплексная программа развития транспортной системы. Большое значение для международного сотрудничества регионов имеет деятельность на их территории крупных государственных промышленных и научных предприятий (к примеру, Государственный российский центр атомного судостроения и космодром Плесецк в Архангельской области), имеющих общефедеральное значение.

     2. Социально-экономические - общий уровень развития региона, природно-ресурсный потенциал (в последнее время возрастающую роль играет близость регионов к источникам углеводородного сырья), состояние важнейших отраслей производства, доля экспортноориентированных производств, финансовое положение региона, инвестиционная активность в регионе, уровень и диверсификация доходов населения, занятость населения и состояние рынка труда, экологическая ситуация в регионе и др.).

     3. Политико-правовые - характер политического режима в регионе, развитость региональной политической и экономической элиты, ее устойчивость и влиятельность в регионе, политические предпочтения населения, наличие политических рисков в регионе, состояние регионального законодательства и др.

     В соответствии с действием перечисленных  факторов можно выделить четыре группы регионов:

     -первая группа включает регионы с высоким уровнем развития регионального законодательства, развитой элитой и ее активной позицией, широкими контактами в международной сфере, значительными объемами и диверсифицированной структурой внешней торговли. В эту группу входят: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Ростовская, Самарская, Новгородская, Нижегородская, Свердловская области, Хабаровский край и др.

     -вторая группа регионов характеризуется относительно высоким уровнем развития регионального законодательства, наличием концепции развития экспортноориентированных производств, значительными контактами в международной сфере, главным образом, за счет своего приграничного положения. Группа включает: Калининградскую, Ленинградскую, Волгоградскую, Архангельскую, Сахалинскую области, Приморский край, республики Карелия, Коми и др.

      третьей группе относятся регионы, обладающие большим природно-ресурсным потенциалом и отличающиеся высоким уровнем социально-экономического развития, значительным внешнеторговым оборотом. Это Тюменская область, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономные округа, Пермская область и др.

     -четвертую группу составляют регионы с низким уровнем развития законодательства в международной сфере, невысоким уровнем развития международных контактов, слабыми экспортными возможностями. Такие субъекты зачастую именуются «дотационными». Это - Читинская Ульяновская, Пензенская, Псковская области, республики Северного Кавказа. В структуре доходов этих регионов значительную долю занимают поступления из федерального бюджета в виде различных форм финансовой поддержки.

     В своей работе регионы все большее  внимание уделяют проблеме оказания содействия соотечественникам, проживающим  за рубежом. Потенциал регионов может  быть активнее задействован в русле общих государственных усилий по работе с соотечественниками, в интересах продвижения русского языка и культуры в мире.      Для многих российских регионов внешнеэкономическая деятельность стала важным, а в ряде случаев - доминирующим фактором социально-экономического развития. Активное развитие таких связей оказывает заметное позитивное влияние на экономическое положение субъектов РФ, способствует подъему уровня жизни и увеличению занятости населения, стимулирует деловую активность и наполняемость местных бюджетов, вносит вклад в устойчивое хозяйственное развитие территорий. [т.и. 9] 
 
 
 
 

    2. Развитие внешнеэкономических  связей и приграничного  сотрудничества РФ  на примере Курской  области 

    1. . Внешнеэкономическая деятельность Курской области
 

     Сегодня Курская область – развитый и в то же время достаточно экологически чистый промышленно-аграрный регион. Близость к крупным промышленным центрам России и Украины, а также наличие железнодорожных и автомобильных магистралей, аэропорта позволяют вести активный товарообмен, делают наш регион привлекательным для осуществления эффективных международных проектов и инвестиционных программ.

     Промышленный  потенциал области достаточно разнообразен и высок. Он представлен предприятиями  таких отраслей, как текстильная  и легкая промышленность, станкостроение, приборостроение, машиностроение, химия и нефтехимия, горнорудная промышленность, а так же предприятиями оборонного комплекса. Продукция этих предприятий высокого качества, известна далеко за пределами России. И пользуется спросом на различных рынках.

     О потенциале производственного комплекса  Курской области достаточно красноречиво говорят цифры – Курская область  экспортирует свою продукцию в 52 страны мира. Она производит 1/6 электроэнергии, почти столько же сахара, более четверти железорудных окатышей, пятую часть аккумуляторов, каждый десятый подшипник. Взяв инвестиционный старт всего около 2-х лет назад, администрация области провела активную работу с инофирмами по организации совместных производств. Комитет внешнеэкономической деятельности областной администрации сотрудничестве с отраслевыми комитетами и курскими предприятиями осуществляет планомерное привлечение инвестиционных и кредитных ресурсов для реализации проектов на основе динамичного и сбалансированного развития экономики области.

     С 2001 года Администрацией Курской области  заключены Соглашения об осуществлении  международных и внешнеэкономических  связей с: 
 

    - Автономной  Республикой Крым (31 октября 2001 года,                           г. Симферополь);
    - Сумской областью Украины (17 ноября 2001 года, г. Сумы);
    - Республикой Беларусь (25 января 2002 года, г. Минск);
    - Республикой Молдова (5 декабря 2002 года, г. Кишинев);
    - Харьковской областью Украины (26 февраля 2003 года,                  г. Курск);
    - Донецкой областью Украины (19 октября 2007 года,                         г. Белгород).
 
 
 

     В октябре 2009 года подписан Меморандум о  сотрудничестве с Республикой Сербия.

     Данные  Соглашения способствуют упрочнению добрососедских отношений, расширению товарообмена, развитию экономических связей между предприятиями  и организациями, поиску новых форм сотрудничества нашего региона со странами ближнего зарубежья.     В целях содействия развитию сотрудничества в рамках регионов – партнеров по линии Соглашений осуществляется:      - активизация деятельности рабочих групп Курской области и регионов – партнеров по линии Соглашений в целях достижения устойчивой динамики роста внешнеторгового оборота и развития торгово-экономического сотрудничества по отраслевым направлениям.       - организация взаимных бизнес - визитов с привлечением хозяйствующих субъектов, предусматривающих презентации продукции предприятий и презентации инвестиционных проектов.     - содействие участию официальных и бизнес – делегаций Курской области и регионов – партнеров по линии Соглашений в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых на территориях сторон.

Информация о работе Развитие внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества РФ на примере региона