Развитие розничной торговли товарами народного потребления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;
Выяснить роль и перспективы развития розничной торговли в РФ;
Ознакомиться с состоянием розничной торговли в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика розничной торговли 4
1.1 Сущность и функции розничной торговли 4
1.2 Классификация розничных торговых предприятий 5
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 9
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ 13
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 13
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 19
2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 21
3. Состояние розничной торговли в 2010 году 24
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая )).doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Федеральный закон  РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ» направлен на права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом.

Субъекты малого предпринимательства  как субъекты рыночной экономики  имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятие и выполнение принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для реализации своих идей, высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Субъекты малого предпринимательства  лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

В то же время субъекты малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки:

более высок уровень  риска, поэтому высокая степень  неустойчивости положения на рынке;

зависимость от крупных  компаний;

недостатки в управлении делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности в привлечении  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при  заключении договоров (контрактов).

Недостатки и неудачи  в деятельности малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями формирования малых предприятий. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу малого бизнеса.

Поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения  следующих проблем:

формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной  перестройке экономики. Малое предпринимательство  придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального  слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

Государственная поддержка  малого бизнеса осуществляется по следующим  направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационно-технических ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими странами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. 
 

3. Состояние розничной  торговли в 2010 году

В январе-августе 2010 года оборот розничной торговли составил 10334,4 млрд.руб., 104,3% к соответствующему периоду 2009 года. При этом в августе 2010 года розничный товарооборот составил 1410 млрд. руб., 106,5% к августу 2009 года и 101,4% к июлю 2010 года [11].

В структуре оборота  розничной торговли в августе 2010 года доля непродовольственных товаров  составила 51,6% (51,7% в августе 2009 года), доля пищевых продуктов, включая  напитки, и табачных изделий - 48,4% (48,3%).

В разрезе отдельных  видов товаров по итогам января-августа 2010 года оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями вырос  на 5,7%, непродовольственными товарами - на 3,1% к январю-августу 2009 года. В августе 2010 года по сравнению с августом 2009 года наблюдается достаточно высокий прирост оборота розничной торговли как продовольственными, так и непродовольственными товарами: на 7,5% и 5,5% соответственно. По отношению к июлю 2010 года оборот розничной торговли продовольственными товарами вырос на 0,4%, непродовольственными товарами - на 2,3 процента.

В августе 2010 года по сравнению с июлем 2010 года в организациях розничной торговли, не относящихся  к субъектам малого предпринимательства, в группе основных продуктов питания отмечался наиболее существенный рост продаж соли (на 8,5%), яиц куриных (на 4,9%), макаронных изделий (на 4,3%). Продажи мясных продуктов, рыбы и морепродуктов, растительных масел, молочных продуктов, крупы возросли на 0,8-2,3%. Снижение продаж наблюдалось по следующим видам продовольственных товаров: сахар, кондитерские изделия, чай, хлеб и хлебобулочные изделия, свежие овощи и фрукты.

В группе непродовольственных  товаров в августе 2010 года отмечался  рост продаж верхней одежды, компьютеров, стиральных машин, книг, газет и журналов, мобильных телефонов, телевизоров (на 2,5-14,4%). В то же время снизились продажи кожаной обуви, бытовой мебели, холодильников (на 0,9-6,3%).

В разрезе форматов торговли сохраняется тенденция  динамичного развития торговли вне рынка и сокращение продаж товаров на рынках и ярмарках. По итогам января-августа 2010 года оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка вырос на 5,2% (в августе 2010 года вырос на 7,7% к августу 2009 года), а продажи на розничных рынках и ярмарках сократились на 1,2% к январю-августу 2009 года (в августе 2010 года - сократились на 1,7%).

В августе 2010 года торгующие  организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 87,4% оборота розничной торговли (в августе 2009 года - 86,4%), розничные рынки и ярмарки - 12,6% (в августе 2009 года -13,6%).

По предварительным  данным, в январе-августе 2010 года реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 5,6% к соответствующему периоду 2009 года (в январе-августе 2009 года - сократились на 0,1% к январю-августу 2008 года). В августе 2010 года прирост данного показателя составил 7,9% к августу 2009 года.

Потребительские цены на товары и услуги в августе 2010 года выросли на 0,6%, в то время как в августе 2009 года роста цен не наблюдалось. За период январь-август 2010 года цены на товары и услуги выросли на 5,4% (январь-август 2009 года - на 8,1%).

Цены на товары (без  услуг) в августе 2010 года выросли на 0,7% (за январь-август 2010 года - на 4,7%), в том числе на продовольственные товары - на 0,9%, непродовольственные товары - на 0,4%. При этом цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции в августе 2010 года выросли на 1,2%, на плодоовощную продукцию - снизились на 1,4%. В целом за январь - август 2010 года продовольственные товары подорожали на 6,6%, непродовольственные - на 2,5 процента.

В разрезе субъектов  Российской Федерации в августе 2010 года цены изменялись достаточно неравномерно. Рост потребительских цен на 1% и более отмечался в 16 субъектах Российской Федерации, в том числе наибольший рост отмечен в Чеченской Республике - на 2,1%. Снижение потребительских цен в августе 2010 года наблюдалось в Чукотском автономном округе - на 1,6%, Калининградской и Тюменской областях - на 0,1%. В Москве потребительские цены за месяц выросли на 0,4% (с начала года - на 5,8%), в Санкт-Петербурге - увеличились на 0,1% (с начала года - на 5,6%).

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце августа 2010 года составила 2372 рубля, увеличившись за месяц на 0,7% (за период с начала года - на 10,8%).

В группе продовольственных  товаров наибольший рост цен в  августе 2010 года пришелся на отдельные  виды крупяных изделий, в том числе на крупу гречневую-ядрицу - возросли на 31,4% (в 45 субъектах Российской Федерации цены выросли более чем на 30%). Максимальное удорожание гречки зафиксировано в Орловской и Волгоградской областях - в 1,7 раза. Цены на пшено выросли на 8,8% (в Тверской, Кировской и Калужской областях - более чем на 30%), на муку пшеничную - на 10,8% (в Пермском крае, Вологодской и Омской областях - более чем на 30%).

Хлеб и хлебобулочные  изделия в августе 2010 года подорожали на 2,1%, макаронные изделия - на 2,4%, сахар-песок - на 4,7 процента.

Существенный рост цен отмечен на молочную продукцию. В целом данная группа товаров  подорожала за месяц на 3,2%, в том  числе цены на молоко питьевое выросли  на 4,1%, кисломолочную продукцию - на 3,6%, сметану и творог нежирный - на 3,4%. Сливочное масло - на 3,7%. При этом максимальный рост цен на молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности зафиксирован в Алтайском крае (13,6%), Удмуртской Республике (13,3%), Кировской области (12,9%), Курганской области (11,5%) и Чувашской Республике (11,3%).

Кроме того наблюдался умеренный рост цен на мясо и птицу - на 0,9%, подсолнечное масло - на 0,8%, рыбу и морепродукты - на 0,4 процента.

Цены на яйца куриные  в августе 2010 года снизились на 1,3%, однако в 12 субъектах Российской Федерации цены выросли более чем на 5%. Максимальный рост цен на яйца зафиксирован в Тверской области (на 21,4%), Чеченской Республике (на 28,4%) и Кабардино-Балкарской Республике (на 38,2%).

Отмечалось снижение цен на отдельные виды плодоовощной продукции. Лук репчатый и виноград подешевели на 14,6% и 13,4% соответственно, морковь, капуста белокочанная свежая, бананы, свекла - на 6,6-7,7%. Одновременно цены на лимоны и чеснок выросли в 1,5 раза и 1,2 раза, на апельсины и груши - на 6% и 2,6% соответственно.

Потребительские цены на картофель в целом по России в августе снизились на 0,4%. При  этом в отдельных субъектах Российской Федерации отмечен рост цен на картофель: Республика Алтай (30,7%), Камчатский край (29,5%), Тамбовская область (28,8%), Республика Башкортостан (27,9%), Республика Марий Эл (27,6%).

В группе непродовольственных  товаров наибольший рост цен в  августе

2010 года отмечался  на табачные изделия, за месяц  цены на данную группу товаров  выросли на 1,9%. Одежда и белье,  ткани, трикотажные изделия и обувь подорожали на 0,2-0,5%, электротовары и другие бытовые приборы, телерадиотовары - на 0,3-0,4%, строительные материалы - на 0,9%. Продолжилось снижение цен на медикаменты (на 0,1% к июлю 2010 года) [11]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Розничная торговля - это торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть для удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения.

Розничная торговля выполняет  ряд функций:

исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

определяет спрос  и предложение на конкретные виды товаров;

осуществляет поиск  товаров, необходимых для розничной торговли;

проводит отбор  товаров, их сортировку при составлении  требуемого ассортимента;

осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;

проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Розничная торговля представлена большим количеством торговых предприятий, которые можно классифицировать по таким критериям как: товарная специализация, формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, состав контингента обслуживаемых покупателей, характер местонахождения и др.

В целях улучшения  работы розничных торговых предприятий  утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.

Современные тенденции  развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Концепция развития внутренней торговли исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению. При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

Общими принципами развития розничной торговой сети являются:

Информация о работе Развитие розничной торговли товарами народного потребления в РФ