Развитие розничной торговли товарами народного потребления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;
Выяснить роль и перспективы развития розничной торговли в РФ;
Ознакомиться с состоянием розничной торговли в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика розничной торговли 4
1.1 Сущность и функции розничной торговли 4
1.2 Классификация розничных торговых предприятий 5
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 9
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ 13
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 13
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 19
2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 21
3. Состояние розничной торговли в 2010 году 24
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая )).doc

— 157.50 Кб (Скачать)
 
 

Пермский  Государственный Университет 
 
 
 
 

Факультет "Географический"

                              Вечернее отделение 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ГЕОГРАФИИ

Тема: «Развитие  розничной торговли товарами народного  потребления в РФ». 
 
 

Преподаватель: Иванова М.Б.

                           Студент:       Уланов И.С. 
 
 

Пермь, 2011 г.

2

Содержание

Введение 3

1. Характеристика розничной  торговли 4

1.1 Сущность и функции  розничной торговли 4

1.2 Классификация розничных  торговых предприятий 5

1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 9

2. Роль и перспективы  развития розничной  торговли в РФ 13

2.1 Развитие розничной  торговли в концепции  развития внутренней  торговли РФ 13

2.2 Некоторые тенденции  развития розничной  торговли в РФ 19

2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 21

3. Состояние розничной  торговли в 2010 году 24

Заключение 28

Список  использованной литературы 31 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле.

Розничная торговля конца XX - начала XXI в. - это сложный многоуровневый и предельно консервативный бизнес. В настоящее время розничная торговля РФ испытывает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и  времени, приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создаются максимальные удобства для покупателей, и сокращается время на приобретение товаров.

Цель курсовой работы - изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.

В соответствии с целью  можно определить следующие задачи:

Понять сущность розничной  торговли и её функции;

Рассмотреть классификацию  предприятий розничной торговли и правила их работы;

Выяснить роль и перспективы развития розничной торговли в РФ;

Ознакомиться с  состоянием розничной торговли в  РФ.

Сделать выводы. 

1. Характеристика  розничной торговли

1.1 Сущность и функции  розничной торговли

В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

По сути, такими покупателями являются физические лица - конечные потребители товара. Отношения между продавцом и покупателем при розничной торговле всегда носят характер договора купли-продажи.

Розничный торговец (магазин) - это любая коммерческая организация, основная часть прибыли которой образуется за счет розничной торговли. Розничные торговцы выполняют ряд функций, увеличивающих ценность продаваемых ими товаров и услуг. Они формируют соответствующий потребностям целевых групп покупателей ассортимент, дробят крупные партии товаров, поступающие от производителей, осуществляют хранение товарных запасов и предоставляют услуги, облегчающие процесс покупки и использование товаров [8]. Согласно статье 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом. Розничная торговля осуществляет ряд функций:

исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

определяет спрос  и предложение на конкретные виды товаров;

осуществляет поиск  товаров, необходимых для розничной торговли;

проводит отбор  товаров, их сортировку при составлении  требуемого ассортимента;

осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;

проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

1.2 Классификация розничных  торговых предприятий

Процесс обращения  товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий [3].

Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи  товаров и оказания услуг торговли. В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:

виды и особенности  устройства;

тип предприятия;

форма торгового обслуживания;

тип здания и особенности  его объемно-планировочного решения;

функциональные особенности предприятия В основу классификации розничных торговых предприятий, предусмотренную ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», положены только видовой и типовой состав предприятий.

По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.

Магазины располагают  земельным участком, капитальным  стационарным зданием или его  частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.

Магазины - склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами  и т. п. Они имеют благоустроенные  площадки, навесы и складские помещения  для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к  мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей:

Павильон -- оборудованное  строение, имеющее торговый зал и  помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или  несколько рабочих мест.

Киоск -- оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее  торгового зала и помещений для  хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади  которого хранится рабочий запас  товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазины и  другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей  небольших населенных пунктов, а  также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

Палатка -- легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих  к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера  торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) -- на типоразмеры [7].

По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через  прилавок или продавцом-консультантом  в магазине самообслуживания, Форма  торгового обслуживания -- организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной  торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия  делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Предприятия розничной  торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы [2].

Независимые розничные  торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные станции и пункты автосервиса.

Торговая сеть. Это  одно из заметных явлений в розничной  торговле последних десятилетий. Они  подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.

Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в  качестве которых могут выступать  производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.

Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном  магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов - газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.

Розничная торговля, осуществляемая вне магазина. Розничная  торговля отнюдь не ограничена стенами магазина. Примерами внемагазинной торговли являются прямые продажи косметики.[5].

Завершая комплексный  торгово-технологический процесс  товародвижения, магазины выполняют  ряд торговых (коммерческих) и технологических  функций [2].

Основные торговые функции магазинов следующие:

изучение покупательского  спроса на товары;

составление заявок на завоз товаров;

формирование ассортимента товаров;

реклама товаров и  услуг.

К технологическим  функциям (операциям) относят:

прием поступивших  в магазин товаров по количеству и качеству;

обеспечение хранения товаров;

выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

внутримагазинное  перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;

продажа товаров (предложение  товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с  оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов  на товары, доставка купленных в  магазине товаров на дом покупателю и т. д.) [17].

Информация о работе Развитие розничной торговли товарами народного потребления в РФ