Развитие потребительской кооперации в годы незавершенных социально-экономических преобразований

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Кооперативное движение - это мощная социально-экономическая структура, охватывающая на сегодня более 850 млн. человек на Земле. «Материалы международного кооперативного форума от 16-18 июня 1999 года», Белгород,1999. Это движение возникло в Европе на рубеже XVIII и XIX столетий и с успехом продолжается в наши дни. Во многих странах кооперативы занимают важнейшее место в сельскохозяйственном и мелком промышленном производстве, в области сбыта, снабжения, кредитов и предоставлении различных услуг. В настоящее время нет такой страны, в которой бы не функционировал тот или иной вид кооперации.

Содержание

Введение
1.Социально-экономическое развитие потребительской кооперации
2.Потребительская кооперация в период советской власти с 1961г. по 1990г.
3.Новые кооперативы периода перестройки. Закон о кооперации 1998 г.
4. Российская кооперация в период перестройки
5.Основные направления развития интеграционных процессов потребительской кооперации в 90-х годах 20 века.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 68.64 Кб (Скачать)

В будущем для повышения  эффективности кооперативной промышленности следует переориентироваться на специализацию районных кооперативных  организаций в производственной деятельности. Концепция допускает  перераспределение производства определенного  вида или видов продукции среди  нескольких или всех районных организаций  региона. Учитывая географическое положение  районов, возможность и стоимость  доставки товаров, можно сформировать один или более производственных комплексов, сократив общее их количество. Каждый комплекс должен обеспечивать произведенной продукцией все входящие в него кооперативные организации.

Производственные комплексы  формируются, если отвечают следующим  условиям:

  • обеспечивают максимально широкий ассортимент производимой продукции;
  • исключают дублирование и конкуренцию между производимой продукцией в рамках одного комплекса;
  • снижают себестоимость и повышают конкурентоспособность комплекса в сравнении с уровнем децентрализации;
  • более полно и эффективно используют имеющиеся производственные мощности.

При наличии нескольких предприятий, выпускающих аналогичную продукцию, необходимо выбрать из них более  перспективное, выпускающее конкурентоспособную  продукцию. Остальные предприятия  следует перепрофилировать, работников трудоустроить или переобучить, чтобы изменения не отразились на занятости населения.

Специализация позволит повысить эффективность деятельности организации:

  • обеспечит более полную загрузку имеющихся мощностей;
  • снизит себестоимость продукции и повысит ее качество;
  • исключить конкуренцию между предприятиями потребительской кооперации на конкретных сегментах рынка;
  • повысит конкурентоспособность промышленных предприятий потребительской кооперации в регионе.

Специализация в производственной деятельности потребительской кооперации позволит более; эффективно использовать имеющуюся материально-техническую  базу, финансовые, трудовые и материальные ресурсы, расширить ассортимент  выпускаемой продукции.

Развитие интеграции между  кооперативными организациями будет  способствовать более четкому взаимодействию и координации их деятельности, что  в конечном счете отразится на результатах конкретных организаций  и системы в целом.

Внешняя интеграция представляет собой процесс усиления: экономического и производственного взаимодействия между организациями потребительской  кооперации, с одной стороны, и  хозяйствующими субъектами, не входящими  в систему, - с другой. Она выражается в развитии интеграционных связей с  субъектами аграрной сферы, в первую очередь с производителями! сельскохозяйственной продукции. Внешняя интеграция позволяет:

  • иметь постоянных партнеров;
  • проводить эффективную сбытовую политику;
  • формировать благоприятную экономическую среду.

Многоотраслевую деятельность потребительская кооперация осуществляет в основном в сельской местности, она тесно связана и дополняет предприятия отраслей агропромышленного комплекса (АПК): сельского хозяйства, промышленности, заготовок, транспорта, торговли и других. Интеграция традиционных отраслей деятельности потребительской кооперации с аграрным сектором обеспечивает двойной эффект: с одной стороны, способствует экономической стабилизации системы, а с другой - обеспечивает возрождение села.

Организации потребительской  кооперации призваны развивать интеграционные связи с субъектами аграрной сферы, повышать эффективность взаимодействия между ними, что будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны.

Многоотраслевой характер деятельности потребительской кооперации создает  предпосылки для формирования интегрированного комплекса, охватывающего все сферы  агропромышленного производства, включая  и производство сельскохозяйственной продукции.

Интеграция организаций  потребительской кооперации с предприятиями  агропромышленного комплекса должна осуществляться в нескольких направлениях:

  • в развитии подсобных хозяйств и сельскохозяйственного производства как сырьевой базы перерабатывающих предприятий потребительской кооперации;
  • аренде сельскохозяйственных угодий - присоединении земельных паев, переводе их в паевые фонды потребительских обществ;
  • деловом партнерстве с личными подсобными и крестьянскими хозяйствами.

Сельскохозяйственное производство, расширение посевных площадей и создание на этой основе новых рабочих мест способствует обеспечению занятости  сельского населения, способствует обеспечению занятости сельского  населения, повышению эффективности  социально-экономической деятельности организаций потребительской кооперации.

Одно из направлений повышения  технической оснащенности сельскохозяйственного  производства потребительской кооперации - создание межрайонных машинно-технологических  станций на основе аккумулирования  финансовых ресурсов, направляемых на развитие технического парка, что обеспечит  экономию затрат на внедрение передовых  технологий.

В современных условиях немногие кооперативные организации, имеющие  сельскохозяйственное производстве, могут  вводить в штат специалистов-агрономов. В составе межрайонных станций  возможно организовать группу специалистов-консультантов  по различным направлениям сельскохозяйственного  производства.

Для производства зерна и  увеличения объемов переработки  сельскохозяйственной продукции необходимы семена, горюче-смазочные материалы, запасные части и другие материально-технические  ресурсы, обеспечение которыми также  следует осуществлять централизованно.

Стратегия должна предусматривать  диверсификацию хозяйственной деятельности, в том числе использование  земельных угодий сельскохозяйственного  назначения. Перспективы развития сельскохозяйственного  сектора в потребительской кооперации во многом определяются решением правовых вопросов. Инструментами механизма  земельных отношений выступают  аренда земли, расширение ее рыночного  оборота, введение ипотеки.

Перспективным направлением выступает интеграция организаций  потребительской кооперации с хозяйствами  населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Развитие интеграционных процессов между кооперативными организациями и производителями  сельхозпродукции, в первую очередь  хозяйствами населения, способствует вовлечению товарных ресурсов сельхозпроизводителей в оборот, расширению хозяйственной деятельности кооперативных организаций, повышенною эффективности, социальной защите сельхозпроизводителей. В результате такого сотрудничества хозяйства населения смогут получить гарантированный рынок сбыта своей продукции, увеличить объемы деятельности, повысить уровень жизни сельского населения.

Для кооперативных организаций  создается надежная база для обеспечения  сельхозпродукцией и сырьем перерабатывающих предприятий, предприятий общественного  питания и розничной торговли.

Важным направлением внешней  интеграции становится взаимовыгодное сотрудничество потребительской кооперации с другими видами кооперативов: производственными, сельскохозяйственными, садово-огородными, артелями старателей, жилищными, жилищно-строительными, кредитными кооперативами и кредитными союзами. Это позволит сконцентрировать трудовые, материальные и финансовые ресурсы, восстановить эквивалентность  обмена между отраслями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, скажем, что  при плановой экономике отечественная  потребительская кооперация сохранила  не только свое название, но и известную  обособленность как общественно-хозяйственная  система. Государство использовало ее для решения экономических  и иных задач и в силу этого  оказывало ей некоторое содействие. Потребительские общества и их союзы  применяли в своей работе (например, при закупке сельскохозяйственной продукции по ценам договоренности) отдельные элементы рыночного механизма.

Вместе с тем потребительская  кооперация была огосударствлена и сверхцентрализована, кооперативные ценности и принципы частично игнорировались. До начала 1991 года, сельские пайщики вынуждены были покупать товары в кооперативных магазинах по ценам, которые включали гужевую надбавку (дополнительные расходы по транспортировке) и были выше цен в городах. Добровольное по уставу членство фактически являлось полупринудительным. Было подорвано доверие населения к кооперации и ее аппарату. Подлинное кооперирование подменялось погоней за процентом "охвата". Произошла летаргия духа кооперации. Но в ее "генах" все еще жил инстинкт самосохранения.

Кооперативы потребителей зародились ка результат энергичного поиска средств борьбы с бедностью, безработицей, невежеством, а также с таким  распространенным в то время среди  британских пролетариев пороком, как  пьянство.

Создано много законов  и уставов на период с 1961 по 1990 г.г. для законной деятельности кооперативов в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. Федеральный закон «О  потребительской кооперации (потребительских  обществах и их союзах) РФ»  (в ред. Федеральных законов  от 11.07.1997)

2. Крашенинников А.Н.,Морозов А.М. «Международное кооперативное движение» М.,Экономика,2007 г.

3. Вильямский В.С., Кондратьев Л.В. Основы организации деятельности потребительской кооперации России.// В.С. Вильямский, Л.В. Кондратьев: - Учебное пособие 2008 г.

4. Крашенинников А. И.  Кооперация в современном мире// А.И. Крашенинников: - М., Экономика, 2009.

5. Теплова Л.Е. Основы  потребительской кооперации: Учебное  пособие/ Л.Е. Теплова: - Вита-Пресс  2009 г.

6. Дейнека А. В. Социально-экономические  аспекты управления потребительской  кооперацией: Учебное пособие.–  Белгород: Кооперативное образование, 2008.

 


Информация о работе Развитие потребительской кооперации в годы незавершенных социально-экономических преобразований