Развитие потребительской кооперации в годы незавершенных социально-экономических преобразований

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Кооперативное движение - это мощная социально-экономическая структура, охватывающая на сегодня более 850 млн. человек на Земле. «Материалы международного кооперативного форума от 16-18 июня 1999 года», Белгород,1999. Это движение возникло в Европе на рубеже XVIII и XIX столетий и с успехом продолжается в наши дни. Во многих странах кооперативы занимают важнейшее место в сельскохозяйственном и мелком промышленном производстве, в области сбыта, снабжения, кредитов и предоставлении различных услуг. В настоящее время нет такой страны, в которой бы не функционировал тот или иной вид кооперации.

Содержание

Введение
1.Социально-экономическое развитие потребительской кооперации
2.Потребительская кооперация в период советской власти с 1961г. по 1990г.
3.Новые кооперативы периода перестройки. Закон о кооперации 1998 г.
4. Российская кооперация в период перестройки
5.Основные направления развития интеграционных процессов потребительской кооперации в 90-х годах 20 века.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 68.64 Кб (Скачать)

50-е и начало 60-х гг. считаются самым успешным периодом в развитии советской экономики с точки зрения как темпов экономического роста, так и эффективности общественного производства. Средние темпы экономического роста— 6,6% в 50-е гг. и 5,3% в 60-е гг. — были беспрецедентными за всю историю СССР. Советская экономика развивалась в русле общемировых тенденций: замедление темпов экономического роста и спад производства, вызванные сначала предвоенной депрессией, а затем войной и послевоенной реконструкцией, в 50-е гг. сменились в европейских странах и Японии длительной фазой экономического подъема.

Первые результаты реформы были вполне обнадеживающими: уже в 1958 г. прирост национального дохода составил 12,4% по сравнению с 7% в 1957 г. Однако уже тогда специалисты сделали интересное наблюдение: основной при­рост пришелся на период, когда предприятия остались «бесхозными», т.е. министерства были упразднены, а совнархозы еще не успели вникнуть в суть дела.

Начало 60-х гг. с точки  зрения развития экономической ситуации в стране было не таким благоприятным, как предыдущее десятилетие. Высокие темпы экономического роста, сопровождавшиеся, особенно во второй половине 50-х гг., повышением эффективности производства, заметными достижениями в ряде областей науки и техники, расширением сферы потребления и т.д., в начале 60-х гг. стали уменьшаться.

Государство возлагало на потребительскую кооперацию то одну, то другую не свойственную ей функцию, причем выполнение некоторых из них (например, заготовки ряда видов  сельскохозяйственной продукции) оборачивалось  для кооперации значительными убытками. На рубеже 70-х и 80-х годов, которые  обычно характеризуют как застойные, местные органы власти нередко сваливали  на потребительские общества и их районные союзы «вину» за острый недостаток товаров в сельских магазинах, хотя истинная причина неудовлетворительного снабжения населения объяснялась постоянным отставанием легкой и пищевой промышленности. В результате проведенных укрупнений потребительских обществ их общее число в СССР сократилось с 23 240 в 1953 г. до 6942 в 1985 г., что самым благоприятным образом отразилось на их хозяйственно-финансовой деятельности. Широко практиковалось слияние всех сельпо района и создание райпо - районного потребительского общества, когда рай потреб союз ликвидировался как лишнее звено. Численность пайщиков за указанный период возросла с 33 млн. человек до 60 млн. В то время считался в основном завершенным процесс кооперирования взрослой части населения, обслуживаемого потребительскими обществами.

Лучше стали соблюдаться  уставы потребительских обществ  и их союзов, особенно в части  своевременного проведения участковых собраний пайщиков, собраний их уполномоченных, съездов потребительской кооперации.

В развитии материальной базы потребительская кооперация сделала заметный шаг вперед в 1950-начале 1960-х годов. Потребкооперация осуществляла самофинансирование своей деятельности и широко вела строительство типовых оптовых торговых и заготовительных баз и складов, розничных торговых предприятий, хлебозаводов и других производственных объектов.

В 60-е гг., а затем и  в 70-е гг. магазины строили и колхозы, которые передавали их потребительским обществам (с последующей оплатой стоимости). В 50-е гг. стали внедряться прогрессивные формы и методы торгового обслуживания; продажа товаров по образцам, с открытой выкладкой товаров, самообслуживание в столовых и магазинах, торгов­ля через автолавки.

Особенно повышался уровень  торгового обслуживания в районных центрах и крупных населенных пунктах. Стало широко практиковаться слияние всех сельпо района и создание райпо - районного потребительского общества; райпотребсоюз ликвидировался как лишнее звено.

Потребительская кооперация закупала свыше 60 видов продуктов  и сырья. В 1956 г. заготовки шерсти, кожевенного сырья, пушнины и металлического лома в сельской местности были переданы от государственных органов к потребкооперации. Примерно 2/3 всего объема заготовок продукции потребительская кооперация осуществляла по поручению государства; остальную часть составляли децентрализованные закупки излишков сельскохозяйственной продукции по ценам договоренности, эта часть заготовок реализовывалась через сеть кооперативной торговли и общественного питания.

Некоторая часть закупленной продукции перерабатывалась на предприятиях потребительской кооперации (выработка колбас, засолка и квашение овощей, расфасовка меда, хлебопечение и т. д.). Развивалось подсобное хозяйство: откорм животных, разведение птицы, лов рыбы; развивалось охотничье хозяйство - промысловые хозяйства, клеточное звероводство. Были созданы кооперативные строительные организации, заводы по производству строительных материалов и торгового оборудования.

В самостоятельную отрасль кооперативного хозяйства превратился транспорт. В 1957 г. потребительской кооперации была передана государственная книжная торговля в сельской местности.

Общее количество предприятий розничной торговли в потребительской кооперации превысило 360 тыс., а ее удельный вес в розничном товарообороте страны повысился до 28%. Сама торговля как основная отрасль кооперативной деятельности становилась разветвленной.

К собственно торговой деятельности примыкало оказание бытовых услуг. Им потребительская кооперация занималась всегда, но не специально, а лишь попутно: в 1958 г. она имела 4 тыс. мелких предприятий бытового обслуживания населения. При ликвидации промысловой кооперации в сельской местности на потребительскую кооперацию была возложена задача развивать эту отрасль. Кооператоры оказывали как производственные бытовые услуги (индивидуальный пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт бытовой техники и др.), так и непроизводственные (парикмахерские, фотоателье, прокат холодильников и т. п.). Создавались стационарные и передвижные ремонтные мастерские. В районных центрах кооператоры развивали гостиничное дело. В 1962 г. потребительская кооперация имела около 27 тыс. предприятий по оказанию услуг, но многие из них по решению директивных органов были тогда переданы вновь организованным государственным службам бытового обслуживания населения.

Улучшению быта людей, облегчению домашнего труда женщины призвано служить общественное питание — отрасль, выручка от реализации продукции которой (блюда, кулинарные изделия, полуфабрикаты) включается в розничный товарооборот. Если в 1953 г. потребительской кооперации принадлежала 31 тыс. предприятий питания, то в 1985 г. их количество превысило 100 тыс. Эта сеть постоянно оснащалась современным технологическим оборудованием. Одним из достижений кооператоров была организация питания учащихся сельских общеобразовательных школ. В товарообороте предприятий массового питания из года в год увеличивалась доля продукции собственного производства.

Рост всего торгового  оборота потребительской кооперации требовал рационализации путей товаропродвижения. Кооператоры развивали прямые долговременные связи с промышленностью, производящей товары народного потребления. Товары сложного ассортимента стали поступать по схеме "фабрика — межрайонная торговая база потребсоюза — магазин потребительского общества". Товары местного производства и собственной выработки кооперации поступали по схеме "хлебозавод — магазин", "колбасный цех — магазин", "поле — магазин" и т. д. Практиковались централизованная доставка и кольцевой завоз товаров в розничную сеть.

Совершенствовались методы продажи товаров и формы обслуживания покупателей. Внедрялись торговля по индивидуальным заказам населения, продажа товаров с открытой выкладкой, выставки-продажи товаров, проводились ярмарки. Жителей малых деревень и хуторов, тружеников полей и ферм стали обслуживать автолавки (автомагазины), впервые появившиеся на сельских дорогах в 50-х годах. Тогда же было начато внедрение самообслуживания, и к середине 80-х годов по этому методу работали каждые 3 кооперативных магазина из 4-х. Значительная часть магазинов была переведена на ра­боту по ленточному графику без закрытия в обеденное время и выходные дни, что создавало дополнительные удобства для покупателей и одновременно увеличивало товарооборот.

Проводилась работа по техническому перевооружению торговли и других отраслей деятельности потребительской кооперации. Интенсивнее всего торговая сеть обновлялась в районных центрах, на центральных усадьбах колхозов и совхозов, в крупных населенных пунктах. Именно здесь потребительская кооперация в первую очередь осуществила масштабную реконструкцию своих действующих предприятий, их специализацию и оснащение новым торговым оборудованием. В результате уровень торгового обслуживания стал постепенно повышаться.

Вместе с тем этот уровень определялся прежде всего наличием широкого выбора товаров и их высоким качеством. В этом отношении многое оставляло желать лучшего. Конечно, кооператоры постоянно пополняли товарные ресурсы из децентрализованных, местных источников, расширяли собственное, кооперативное производство. С целью лучшего изучения спроса на товары и его прогнозирования Центросоюз создал Центральную научно-исследовательскую лабораторию по изучению спроса (ЦНИЛС), а местные потребсоюзы — соответствующие отделы и лаборатории. Торговая деятельность тщательно планировалась. Однако платежеспособный спрос населения удовлетворялся не полностью, и это можно объяснить в первую очередь отсутствием свободного рынка в стране, тем, что производство развивалось во многом ради производства и отнюдь не всегда для удовлетворения потребностей людей.

Весьма серьезным являлся вопрос управления товарными запасами. Одних товаров в организациях потребительской кооперации оказывалось в избытке, и для распродажи их, как "неходовые и залежалые", приходилось даже уценять; других товаров постоянно не хватало; третьи из разряда избыточных и достаточных товаров переходили в категорию дефицитных. С целью более полного удовлетворения потребностей населения организации потребительской кооперации добивались от государственной промышленности увеличения выпуска тех или иных товаров. Кооператорам обычно удавалось предотвратить свертывание местной промышленностью производства таких нужных селу товаров, как печное литье, котлы, косы, лопаты, умывальники, мел, известь и т. д.

Тесно связанная с аграрным производством, потребительская кооперация во все возрастающих объемах закупала примерно 60 видов продуктов и сырья. В 1956 г. заготовки шерсти, кожевенного сырья, пушнины и металлического лома, проводившиеся государственными органами, в сельской местности были переданы потребительской кооперации. Примерно 2/3 всего объема заготовок продукции потребительская кооперация осуществляла по поручению государства (централизованные заготовки); остальную часть составляли децентрализованные закупки сельскохозяйственной продукции по ценам договоренности. В первом случае сельскохозяйственные продукты и сырье поставлялись торговле и промышленности по государственным планам, а во втором — реализовывались через сеть кооперативной торговли и общественного питания.

В середине 80-х годов доля потребительской кооперации в государственных  закупках картофеля составляла около 50%, овощей — 30, клюквы и брусники — 57, грибов — 64, меда — 81%.

В значительных количествах закупалась разнообразная продукция животноводства.

Некоторую часть закупленной продукции потребительская кооперация перерабатывала на своих предприятиях. Речь идет о выработке колбасных изделий, засолке огурцов, кваше­нии капусты, консервировании грибов, расфасовке меда. Вы­росла производственная база традиционной отрасли кооперации — хлебопечения. Выпечка хлеба и хлебобулочных изделий с 3,9 млн т в 1953 г. возросла до 12,1 млн т в 1985 г., в том числе до 5,6 млн т в РСФСР. Степень удовлетворения потребности обслуживаемого населения в хлебе промышленной выпечки кооператоры повысили с 40% до 85%. Потребительская кооперация страны заново создала консервную и пивоваренную промышленность. Она развивала подсобное сельское хозяйство: занималась откормом животных, разведением птицы, выловом рыбы. Все это способствовало увеличению источников продовольствия.

С конца 50-х годов кооператоры  организовали большое количество комплексных  охотничье-промысловых хозяйств, причем свыше 100 из них были созданы в  РСФСР. В функции этих хозяйств входили  рациональное использование природных сырьевых ресурсов, развитие промысла, заготовка и переработка даров природы, обеспечение более полной занятости местного населения. Развивалось клеточное звероводство. Постоянное внимание уделялось освоению богатых ресурсов дикорастущих плодов, ягод, кедровых орехов, грибов, папоротника и т. д.

Потребительская кооперация не на словах, а на деле осуществляла самоокупаемость и самофинансирование своей деятельности. Кооператоры вели в широких масштабах строительство типовых оптовых торговых и заготовительных баз и складов, розничных торговых предприятий, хлебозаводов, ма­шинных холодильников и других производственных объектов. В 60-х и 70-х годах магазины иногда строили и колхозы, которые передавали их потребительским обществам (с последующей оплатой стоимости).

Укрепляя материально-техническую базу основных отраслей своей деятельности, потребительская кооперация наращивала объем капитальных вложений и внедряла индустриальные методы строительства. Центросоюз, Российский, Украинский, Белорусский и Казахский республиканские союзы имели проектные институты. Были созданы кооперативные строительные тресты, передвижные механизированные колонны и строительно-монтажные управления, заводы по производству строительных материалов и торгово-технологического оборудования. В самостоятельную отрасль кооперативного хозяйства превратился транспорт. Составляющими инфраструктуры потребительской кооперации являлись ее научные учреждения: Центральный институт научной организации труда, управления и рационализации, НИИ потребительской кооперации, НИИ охотоведения и звероводства, Проектно-технологическое объединение по внедрению вычислительной техники и автоматизированных систем управления, а также учебные заведения— 8 вузов, 127 техникумов, 159 профессионально-технических училищ и др.

Рост объемов экономической  деятельности потребитель­ской кооперации вызвал увеличение численности работников: в 1953 г. их было 1,1 млн, а в 1985 г. — 3,4 млн. Утроение чис­ленности работников системы  при многократном увеличении объемов  хозяйственной деятельности означало рост произ­водительности труда  тех, кто был занят в потребительской  кооперации. А среди них все  больше становилось работников, имеющих  профессиональную подготовку. Возрастающее внимание уделялось обобщению и распространению передового опыта. Этим активно занимались книжное издательство Центросоюза, издававшийся с 1957 г. ежемесячный журнал "Советская потребительская кооперация", павильон "Центросоюз" на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (впоследствии Выставка достижений народного хозяйства). Кооперативную жизнь регулярно освещали газета "Советская торговля" и многотиражные газеты ряда региональных потребсоюзов.

За конкретные достижения в производственной и общественной деятельности лучшие кооператоры награждались значком отличника потребительской кооперации, а некоторые из них — даже медалями и орденами. Область обычного трудового соперничества тогда несла на себе печать времени: добросовестного, старательного работника кооперации, например, объявляли ударником коммунистического труда.

Информация о работе Развитие потребительской кооперации в годы незавершенных социально-экономических преобразований