Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
Пенсионное обеспечение граждан - комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни.
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан. Но, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение выгоды, с одной стороны, работодателей, с другой стороны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в трудовой деятельности, и государства- с третьей.
Введение
Глава 1.Пенсионное обеспечение: исторический аспект
§1.Формирование системы пенсионного обеспечения в советский период – стр.4
§2.Реформа пенсионного обеспечения РФ. – стр.7
Глава 2.Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации
§1. Система современного пенсионного обеспечения в РФ. – стр.12
§2. Деятельность Пенсионного фонда.- стр.17
§3. Специальные государственные программы: программа государственного софинансирования пенсий. – стр.21
Глава 3. Основные проблемы системы пенсионного обеспечения РФ на сегодняшний день. Возможные пути решения.- стр. 22
Заключение
Список использованной литературы
Наглядное представление
о состоянии пенсионного
Здесь по оси значений откладываются доли в процентах пенсий по обязательному страхованию (1), дополнительному /корпоративному (2), личному (3) – для России это накопительная часть пенсии - от заработной платы. Четвертый столбец соответствует совокупному размеру пенсии.
Вполне правдоподобными на этом фоне кажутся расходы на пенсионное обеспечение от ВВП: Россия – менее 7%, Германия-16,8%, Великобритания-порядка 14%.(3)
В нашей стране современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно – распределительной систем. Но, к сожалению, до уровня развитых стран нам еще далековато.
§2. Деятельность Пенсионного фонда.
Законодательные принципы, заложенные в основу функционирования ПФР, относящиеся к бюджету:
При этом формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется следующим образом:
Основными функциями Пенсионного фонда на сегодняшний день являются:
Согласно действующему законодательству, граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии. Граждане вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии:
НПФ и УК могут инвестировать
средства пенсионных накоплений не только
в государственные ценные бумаги, но и
в акции, облигации российских организаций,
а также иные финансовые инструменты,
разрешенные законодательством.
В чем разница между НПФ и УК?
Если Ваши пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной части Вашей трудовой пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
Если Ваши пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной части Вашей трудовой пенсии осуществляет выбранный Вами НПФ. При этом НПФ самостоятельно принимает решение о количестве управляющих компаний, с которыми необходимо заключить договоры доверительного управления Вашими пенсионными накоплениями.
За деятельностью
НПФ осуществляется контроль Федеральной
налоговой службой, Федеральной службой
по финансовым рынкам, Счетной палатой
РФ, Пенсионным фондом РФ. (13)
Обращаясь к правовой стороне дела, следует указать, что пенсионные накопления могут быть размещены в:
1) государственные ценные бумаги Российской
Федерации;
2) государственные ценные бумаги субъектов
Российской Федерации;
3) облигации российских эмитентов, помимо
указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего
пункта;
4) акции российских эмитентов, созданных
в форме открытых акционерных обществ;
5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных
фондов, размещающих средства в государственные
ценные бумаги иностранных государств,
облигации и акции иных иностранных эмитентов;
6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные
в соответствии с законодательством Российской
Федерации об ипотечных ценных бумагах;
7) денежные средства в рублях на счетах
в кредитных организациях;
8) депозиты в валюте Российской Федерации
и в иностранной валюте в кредитных организациях;
9) иностранную валюту на счетах в кредитных
организациях;
10) ценные бумаги международных финансовых
организаций, допущенных к размещению
и (или) публичному обращению в Российской
Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Не допускается размещение средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные Федеральным законом.
Теоретически все выглядит более чем достойно. Но что мы имеем на самом деле? И как практику можно оценить с точки зрения реальности?
Важным критерием
эффективности инвестирования страховых
отчислений является доходность. (2) Этот
критерий особенно актуален в связи с
инфляцией. Высокие темпы инфляции зачастую
сводят на нет все усилия по сохранению
и накоплению инвестируемых средств.
Необходимо отметить, что доходность Государственной
управляющей компании составила в 2010 году
8,39%, что ниже уровня инфляции – 8,7%. При
этом средняя доходность НПФ – 15,31 %. Данные
по управляющим компаниям за 4 квартал
2010 года смотреть в Приложении.(13)
§3. Специальные государственные программы: программа государственного софинансирования пенсий.
Впервые о программе государственного софинансирования пенсий заговорили несколько лет назад. В 2009 году она была введена в действие
Программа государственного софинансирования пенсии— поистине уникальная государственная программа, которая позволяет увеличить будущую пенсию за счёт дополнительных взносов как самого гражданина, так и за счёт средств государства.
Суть программы заключается в формировании пенсионных накоплений граждан РФ путём уплаты дополнительных (к обязательным) страховых взносов гражданина на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии, и такой же суммы страховых взносов (софинансирования) государства, а также взносов организаций-работодателей (при желании работодателя). В том числе специально для этого государством формируется Фонд национального благосостояния.
Взносы, поступившие в рамках Программы, включая средства государственного софинансирования, передаются гражданином РФ в инвестиционное управление по своему выбору — либо государственной управляющей компании — Внешэкономбанку, либо частной управляющей компании, либо негосударственному пенсионному фонду. Эти средства, а также полученный инвестиционный доход отражаются на индивидуальном лицевом пенсионном счёте гражданина РФ.
При перечислении
на накопительную часть своей
пенсии 2 тыс. и более рублей в
год, государство удваивает эти
деньги: на индивидуальный пенсионный
счёт дополнительно перечисляется
такая же сумма в пределах 12 тыс.
рублей в год.
Третьей стороной
софинансирования накопительной части
будущей пенсии гражданина может стать
его работодатель. Размер денежных средств
перечисляемых работодателем не ограничен.
При этом организация получает льготы
от государства — уплаченные работодателем
взносы в пользу работника (но не более
12 тыс. рублей в год в расчёте на каждого
работника) не подлежат обложению страховыми
взносами.
Глава 3:
Основные проблемы системы
пенсионного обеспечения
РФ на сегодняшний день. Возможные
пути решения.
С момента начала
реализации пенсионной реформы прошло
уже более 8 лет. И что же мы имеем
по прошествии столь длительного
периода?
- Материальное положение российских пенсионеров
не соответствует представлениям о достойной
старости. Средний коэффициент замещения
по России в течение последних лет снижается,
поскольку темпы роста пенсий отстают
от темпов роста заработной платы.
- Финансовое состояние Пенсионного фонда
России характеризуется все возрастающим
дефицитом, покрываемым пока за счет государственного
бюджета. В долгосрочном плане это угрожает
стабильности пенсионной системы и экономической
безопасности страны. При этом подрываются
страховые принципы пенсионной системы,
не достигается должная взаимосвязь между
величиной зарплаты и величиной пенсии.
Смотреть приложение 2.
Медленно формируется инвестиционный
потенциал накопительной системы. Лишь
около 4% граждан, имеющих право на выбор
модели инвестирования своих пенсионных
накоплений, выбрали частные финансовые
институты (НПФ и частные управляющие
компании). Большинство граждан остаются
«клиентами» государственной управляющей
компании, вкладывающей средства только
в государственные ценные бумаги, отличающиеся
низкой доходностью, которые не используются
для инвестирования в реальную экономику.(1)
В процессе налоговой реформы из накопительной
части трудовой пенсии оказались исключены
проявлявшие к ней наибольшую заинтересованность
граждане средних возрастов (1953-1966 г.р.),
что негативно сказалось на отношении
населения к пенсионной реформе, уменьшило
интерес и доверие граждан к государственной
пенсионной политике.(7)
Население плохо информировано о целях
и принципах пенсионной реформы, своих
правах и возможностях в новой пенсионной
системе – как в отношении накопительной
части трудовой пенсии, так и в отношении
добровольного пенсионного обеспечения.
Ситуация в этой сфере меняется к лучшему,
но очень медленно. Указанное обстоятельство
вызывает широкую полемику в средствах
массовой информации, серьезную обеспокоенность
населения и общественных организаций.
Проведенный анализ нормативных правовых
документов, определивших направления
пенсионной реформы, и действующего законодательства,
принятого в целях их реализации, позволяет
сделать вывод о том, что большинство из
поставленных целей реформы до настоящего
времени не выполнено. А именно:
– обеспечение достойного уровня жизни
(благосостояния) пенсионеров;
– обеспечение финансовой устойчивости
системы обязательного пенсионного страхования;
– усиление страхового принципа;
– всеобщий охват работающего населения
системой пенсионного страхования;
– снижение зависимости пенсионной системы
от демографических факторов;
– формирование внутри пенсионной системы
накопительного элемента;
– формирование профессиональных пенсионных
систем;
– легализация трудовых доходов и стимулирование
сокращения неформального сектора на
рынке труда;
– создание конкуренции и допуск на пенсионный
рынок частного сектора;
– обеспечения контроля за целевым использованием
средств ПФР.(14)