Развитие пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение граждан - комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни.
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан. Но, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение выгоды, с одной стороны, работодателей, с другой стороны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в трудовой деятельности, и государства- с третьей.

Содержание

Введение
Глава 1.Пенсионное обеспечение: исторический аспект
§1.Формирование системы пенсионного обеспечения в советский период – стр.4
§2.Реформа пенсионного обеспечения РФ. – стр.7
Глава 2.Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации
§1. Система современного пенсионного обеспечения в РФ. – стр.12
§2. Деятельность Пенсионного фонда.- стр.17
§3. Специальные государственные программы: программа государственного софинансирования пенсий. – стр.21
Глава 3. Основные проблемы системы пенсионного обеспечения РФ на сегодняшний день. Возможные пути решения.- стр. 22
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Развитие пенсионной системы РФ.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Наглядное представление  о состоянии пенсионного обеспечения в вышеупомянутых странах.(1) 

Здесь по оси значений откладываются доли в процентах  пенсий по обязательному страхованию (1), дополнительному /корпоративному (2), личному (3) – для России это накопительная часть пенсии - от заработной платы. Четвертый столбец соответствует совокупному размеру пенсии.

Вполне правдоподобными  на этом фоне кажутся расходы на пенсионное обеспечение от ВВП: Россия – менее 7%, Германия-16,8%, Великобритания-порядка 14%.(3)

В нашей стране современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно – распределительной систем. Но, к сожалению, до уровня развитых стран нам еще далековато.

§2. Деятельность Пенсионного фонда.

Законодательные принципы, заложенные в основу функционирования ПФР, относящиеся к бюджету:

  1. Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъяну не подлежат.
  2. Бюджет ПФР составляется  на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
  3. В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы части средств материнского капитала…
  4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка или на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых ПФР на конкурсной основе.

    При этом формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется следующим образом:

    1. Средства федерального бюджета, направляемые на выполнение государственных  обязательств по выплате нестраховых видов пенсионного обеспечения (социальных пенсий, пенсий военнослужащим и пострадавшим от чернобыльской трагедии, дополнительного пенсионного обеспечения участникам и ветеранам ВОВ).
    2. Средства, поступившие от застрахованных и работодателей (страховые взносы и /или единый социальный налог с 2001 г.), по обязательному общеустановленному тарифу страховых взносов.
    3. Средства, поступившие от дополнительных страховых отчислений в обязательном порядке,  либо от инвестирования свободного остатка обязательных страховых отчислений для выплаты пенсии по дополнительных государственным пенсионным обязательствам.
    4. Поступление пеней, штрафов и финансовых санкций за нарушение размеров и сроков внесения обязательных платежей (взносов или налога). (9)
 

Основными функциями  Пенсионного фонда на сегодняшний  день являются:

  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные учет страховых средств граждан, поступающих в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • пенсии, пенсии госслужащих, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования.
  • взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов.
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата денежных средств по программе материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; (13)

    Согласно  действующему законодательству, граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление  накопительной частью своей будущей пенсии. Граждане вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии:

 

    • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав:  
  • управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса (УК). У таких управляющих компаний более широкий перечень активов, в которые могут быть размещены Ваши пенсионные накопления, чем у государственной управляющей компании;
  • государственную управляющую компанию (ГУК) – Внешэкономбанк. ГУК инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом управления пенсионными накоплениями.
    • через негосударственные пенсионные фонды (НПФ), одним из видов деятельности которых является пенсионное обеспечение застрахованных лиц, принявших решение формировать накопительную часть трудовой пенсии через соответствующий фонд, а также инвестирование средств пенсионных накоплений, предназначенных для выплаты пенсий.(15)

НПФ и УК могут инвестировать  средства пенсионных накоплений  не только в государственные ценные бумаги, но и в акции, облигации российских организаций, а также иные финансовые инструменты, разрешенные законодательством.  

В чем разница между  НПФ и УК?

Если Ваши пенсионные накопления находятся в доверительном  управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной части  Вашей трудовой пенсии, учет средств  пенсионных накоплений и результатов  их инвестирования управляющими компаниями осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Если Ваши пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и  учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной части Вашей трудовой пенсии осуществляет выбранный Вами НПФ. При этом НПФ самостоятельно принимает решение о количестве управляющих компаний, с которыми необходимо заключить договоры доверительного управления Вашими пенсионными накоплениями.

За деятельностью  НПФ осуществляется контроль Федеральной налоговой службой,  Федеральной службой по финансовым рынкам, Счетной палатой РФ, Пенсионным фондом РФ. (13) 

Обращаясь к  правовой стороне дела, следует указать, что пенсионные накопления могут быть размещены в:

 
1) государственные ценные бумаги Российской Федерации; 
2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; 
3) облигации российских эмитентов, помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта; 
4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ; 
5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов; 
6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах; 
7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях; 
8) депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях; 
9) иностранную валюту на счетах в кредитных организациях; 
10) ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг. 

Не допускается  размещение средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные Федеральным законом.

Теоретически  все выглядит более чем достойно. Но что мы имеем на самом деле? И как практику можно оценить  с точки зрения реальности?

Важным критерием эффективности инвестирования страховых отчислений является доходность. (2) Этот критерий особенно актуален в связи с инфляцией. Высокие темпы инфляции зачастую сводят на нет все усилия по сохранению и накоплению инвестируемых средств. Необходимо отметить, что доходность Государственной управляющей компании составила в 2010 году 8,39%, что ниже уровня инфляции – 8,7%. При этом средняя доходность НПФ – 15,31 %. Данные по управляющим компаниям за 4 квартал 2010 года смотреть в Приложении.(13) 

§3. Специальные государственные программы: программа государственного софинансирования пенсий.

Впервые о программе  государственного софинансирования пенсий заговорили несколько лет назад. В 2009 году она была введена в действие

Программа государственного софинансирования пенсии—  поистине уникальная государственная программа, которая позволяет увеличить будущую пенсию за счёт дополнительных взносов как самого гражданина, так и за счёт средств государства.

Суть программы  заключается в формировании пенсионных накоплений граждан РФ путём уплаты дополнительных (к обязательным) страховых  взносов гражданина на накопительную  часть своей будущей трудовой пенсии, и такой же суммы страховых взносов (софинансирования) государства, а также взносов организаций-работодателей (при желании работодателя). В том числе специально для этого государством формируется Фонд национального благосостояния.

Взносы, поступившие  в рамках Программы, включая средства государственного софинансирования, передаются гражданином РФ в инвестиционное управление по своему выбору — либо государственной управляющей компании — Внешэкономбанку, либо частной управляющей компании, либо негосударственному пенсионному фонду. Эти средства, а также полученный инвестиционный доход отражаются на индивидуальном лицевом пенсионном счёте гражданина РФ.

При перечислении на накопительную часть своей  пенсии 2 тыс. и более рублей в  год, государство удваивает эти  деньги: на индивидуальный пенсионный счёт дополнительно перечисляется  такая же сумма в пределах 12 тыс. рублей в год. 

Третьей стороной софинансирования накопительной части  будущей пенсии гражданина может стать его работодатель. Размер денежных средств перечисляемых работодателем не ограничен. При этом организация получает льготы от государства — уплаченные работодателем взносы в пользу работника (но не более 12 тыс. рублей в год в расчёте на каждого работника) не подлежат обложению страховыми взносами. 

Глава 3: Основные проблемы системы пенсионного обеспечения РФ на сегодняшний день. Возможные пути решения. 

С момента начала реализации пенсионной реформы прошло уже более 8 лет. И что же мы имеем  по прошествии столь длительного  периода? 
 
- Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы. 
 
- Финансовое состояние Пенсионного фонда России  характеризуется все возрастающим дефицитом, покрываемым пока за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии. Смотреть приложение 2. 
 
Медленно формируется инвестиционный потенциал накопительной системы. Лишь около 4% граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты (НПФ и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.(1) 
 
В процессе налоговой реформы из накопительной части трудовой пенсии оказались исключены проявлявшие к ней наибольшую заинтересованность граждане средних возрастов (1953-1966 г.р.), что негативно сказалось на отношении населения к пенсионной реформе, уменьшило интерес и доверие граждан к государственной пенсионной политике.(7) 
 
Население плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, своих правах и возможностях в новой пенсионной системе – как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно. Указанное обстоятельство вызывает широкую полемику в средствах массовой информации, серьезную обеспокоенность населения и общественных организаций. 
 
 
 
Проведенный анализ нормативных правовых документов, определивших направления пенсионной реформы, и действующего законодательства, принятого в целях их реализации, позволяет сделать вывод о том, что большинство из поставленных целей реформы до настоящего времени не выполнено. А именно: 
 
– обеспечение достойного уровня жизни (благосостояния) пенсионеров; 
 
– обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования; 
 
– усиление страхового принципа; 
 
– всеобщий охват работающего населения системой пенсионного страхования;   
 
– снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов; 
 
 – формирование внутри пенсионной системы накопительного элемента; 
 
 – формирование профессиональных пенсионных систем; 
 
 – легализация  трудовых доходов и стимулирование сокращения неформального сектора на рынке труда; 
 
 – создание конкуренции и допуск на пенсионный рынок частного сектора; 
 
– обеспечения контроля за целевым использованием средств ПФР.(14)
 
 

Информация о работе Развитие пенсионной системы РФ