Развитие пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение граждан - комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни.
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан. Но, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение выгоды, с одной стороны, работодателей, с другой стороны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в трудовой деятельности, и государства- с третьей.

Содержание

Введение
Глава 1.Пенсионное обеспечение: исторический аспект
§1.Формирование системы пенсионного обеспечения в советский период – стр.4
§2.Реформа пенсионного обеспечения РФ. – стр.7
Глава 2.Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации
§1. Система современного пенсионного обеспечения в РФ. – стр.12
§2. Деятельность Пенсионного фонда.- стр.17
§3. Специальные государственные программы: программа государственного софинансирования пенсий. – стр.21
Глава 3. Основные проблемы системы пенсионного обеспечения РФ на сегодняшний день. Возможные пути решения.- стр. 22
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Развитие пенсионной системы РФ.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

В условиях назревающего системного кризиса и увеличения задолженности перед пенсионерами, связанного с неконтролируемым механизмом назначения и перерасчета страховых пенсий, постановлением Правительства РФ № 790 от 07.08.1995 года была принята «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». При этом основными целями являлись:

-более полная реализация  прав граждан на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ;

-обеспечение финансовой  стабильности и устойчивости  пенсионной системы на основе  государственного пенсионного страхования  и бюджетного финансирования;

-адаптация пенсионной системы к развивающимся рыночным условиям;

-рационализация условий и размеров предоставляемых пенсий.

Для решения перечисленных  вопросов предусматривалось формирование многоуровневой пенсионной системы, исключающей привилегии для определенных групп застрахованных, с разделением основного размера страховой пенсии на несколько частей:

-базовой;

-страховой (трудовой);

-накопительной.

В качестве первого, или  базового, уровня трудовой пенсии принимался уровень социальной пенсии. Базовые  пенсии должны были выплачиваться в  фиксированных размерах, исходя из прожиточного минимума пенсионера с учетом степени утраты трудоспособности, и не могли выплачиваться работающим пенсионерам.

Второй уровень  должна была занимать трудовая пенсия, то есть пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам исходя из трудового стажа и величины заработка или страхового взноса. При этом трудовые пенсии подразделяются на:  
- пенсии по старости;  
- пенсии по инвалидности;  
- пенсии по случаю потери кормильца;  
- пенсии за выслугу лет.
Индексация размера  страховой пенсии, состоящей из базовой и трудовой (страховой) пенсий должна была осуществляться путем регулярного повышения пенсий в соответствии с ростом цен, с использованием индивидуального коэффициента, равного соотношению между заработком работника и средней заработной платой по стране на год получения. Новый заработок для исчисления пенсии при этом получался умножением этого коэффициента на среднюю заработную плату в стране к моменту индексации.

Что же касается третьего уровня в пенсионном обеспечении, то этот уровень должен был состоять из негосударственной пенсии, рассматривающейся как дополнение к государственной. При этом формироваться она могла как за счет дополнительных программ предприятий, так и за счет личного пенсионного страхования граждан, осуществляемого в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях.

Для реализации намеченной пенсионной реформы необходимо было создание механизма индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных. Правовой основой  осуществления данного проекта послужил Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (№ 27-Ф3 от 01.04.1996г.). Механизм моделирования трудовой пенсии с использованием индивидуального коэффициента, о котором упоминалось выше, был установлен Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (№ 113-Ф3 от 21.07.1997г.).

Однако данные законы не отменяли принятого ранее законодательства, в том числе Закона № 340-1, а лишь дополняли его. Ввиду несистемного характера изменений, для недопущения снижения достигнутого уровня пенсионерам предоставлялась возможность: либо сохранить все установленные льготы, но получать пенсию на условиях и с ограничением максимального размера, либо рассчитывать пенсию с применением индивидуального коэффициента без ограничения максимального размера пенсии, однако без учета льгот прежнего пенсионного законодательства.

Но откуда черпались  средства для выплаты пенсий? Дело в том, что в период с 1991 по 2002 гг. использовалась, так называемая, распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть заключается в следующем: взносы в пенсионный фонд, собиравшиеся с работающего населения, шли на выплату пенсионерам. Такой механизм получил название механизма солидарности поколений: те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность такой распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом.

А вот начиная с 1 января 2002 года, в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа являлась составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель - создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

Нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов состояла как из действующих на тот момент нормативно-правовых актов, так и из новых. Основу реформированной пенсионной системы в целом определили следующие Федеральные Законы: «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173ФЗ, «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ, «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»; Постановления Правительства: №329 от 30.06.2004 «О Министерстве финансов Российской Федерации», №317 от 39.06.2004 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам», №317 21.07.2004 «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2004 г страховой части трудовой пенсии», и иные нормативно-правовые акты.

Существенные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»». 

Таким образом, пенсионная система в своем историческом развитии прошла несколько этапов:

1. С 1927г. - 1990 г. - социалистический.

Особенностью данного периода является то, что аккумуляция средств на пенсионное обеспечение происходила в бюджете социального страхования.

2. 1990 г. - переходный.

Особенностью данного  периода явилось адаптация пенсионной системы к новым политическим реалиям, а так же процесс подготовки новой нормативной базы, обеспечивающей нормативное содержание экономики периода преобразования социалистического в российское законодательство.

3. 1990г. - 2002г. - адаптивный.

Развитие пенсионной системы как самостоятельной отрасли социального обеспечения граждан при полном финансировании из Федерального Бюджета.

4. 2002г. - настоящее  время - пенсионная реформа. (9)

Особенностями данного  периода являются:

· Установление трехуровневой  системы пенсионного обеспечения: государственное, обязательное пенсионное и негосударственное

· Введение новой формулы  расчета трудовой пенсии, которая  финансируется за счет страховых  взносов в Пенсионный фонд РФ

Для более полного  понимания современной пенсионной системы основные её особенности на современном этапе будут рассмотрены во второй главе.  

Глава 2. Современное пенсионное обеспечение в  Российской Федерации 

       §1. Система современного пенсионного обеспечения в РФ.

Сравнительный анализ  с системами Германии и Великобритании.

 Как было обозначено в первой главе, система современного пенсионного обеспечения РФ выглядит следующим образом:

Государственное пенсионное обеспечение основано на финансировании пенсий за счет федерального бюджета: социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;

Обязательное пенсионное страхование включает в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя.

Трудовая пенсия финансируется  за счет страховых взносов, перечисляемых работодателем, и состоит из двух частей:

1. Страховой - данная часть зависит от трудового стажа, заработной платы и страховых взносов работодателя, а также фиксированного базового размера, который устанавливается государством.

2. Накопительной -  данная часть, в свою очередь, зависит от суммы пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателя и инвестиционного дохода, суммы добровольно уплачиваемых дополнительных страховых взносов и средств материнского капитала.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные  пенсии, выплачиваемые в рамках договоров  с негосударственными пенсионными  фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе  рассматривается как дополнительное по отношению к государственному. Оно может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться, ведь многоуровневая система страхует от многих рисков - особенно от общего, обусловленного неопределенностью в экономике и политике (правительственные или рыночные кризисы, изменения в относительных ценах труда и капитала), - с помощью диверсификации типов управления (государственный и частный), источников финансирования (капитал и труд) и инвестиционных стратегий (акции и облигации, международные и внутренние инвестиции). В настоящее время общепризнано, что многоуровневая схема может эффективно разрешать многие проблемы современных пенсионных систем.

Рассмотрим теперь для сравнения системы пенсионного  обеспечения Германии и Великобритании.

Одной из самых  совершенных считается система пенсионного обеспечения Великобритании. Она трехуровневая и подразделяется на базовые государственные пенсии, государственные пенсии по выслуге лет и негосударственные пенсии. Первый уровень — выплачиваемая государством базовая пенсия, которую получают все британцы по достижении ими пенсионного возраста. Размер этой пенсии не зависит от стажа работы пенсионера, его трудовых успехов и получаемой зарплаты. Как правило, для безбедного существования пенсионера базовых государственных выплат недостаточно.  
 
Второй уровень — государственные пенсии по выслуге лет. В денежном эквиваленте они намного превосходят базовую, но зависят от стажа и размера заработной платы.

Наибольшей  популярностью среди населения  пользуется третий уровень — негосударственная  пенсионная система. Именно она позволяет служащему получать довольно большую пенсию, размер которой работник регулирует, исходя из своих взносов. Личное пенсионное обеспечение постепенно вытесняет государственное. Британец может получать деньги по выслуге лет вместе с базовой пенсией или копить себе на старость с помощью негосударственных схем, рассчитывая на государство лишь в части базовой пенсии. Как правило, третий уровень представляет собой профессиональные пенсии по выслуге лет, предоставляемые работодателем.  
 
Немаловажную роль в системе пенсионного обеспечения Великобритании играют страховые компании, позволяющие получать страховую премию и управлять накоплениями.(12)

Еще одна страна, на чью пенсионную систему стоит  обратить внимание – Германия.

Пенсионное обеспечение там также  бывает трех видов: государственная, корпоративная и частная пенсия. Они могут сочетаться в различных вариантах, обеспечивая, тем самым, достижение оптимальной суммы выплат. 
 
Государственная пенсия по возрасту до настоящего времени составляет основу немецкой системы поддержки пожилых граждан. Она рассчитана на то, что работающее население с помощью отчислений в пенсионную кассу финансирует нынешних пенсионеров. На практике это означает, что внесенные деньги не накапливаются, а сразу же используются для осуществления текущих выплат. 
 
 
Корпоративная пенсия до 2001 года обеспечивалась добровольными отчислениями работодателей. Она, как правило, предоставлялась крупными компаниями. Традиция такого страхования возникла в ФРГ уже в середине ХIХ века, то есть задолго до введения государственной поддержки. В течение долгого времени оно было широко распространено, и только в последнее десятилетие его популярность постоянно уменьшается. Поэтому на первый план вышла необходимость модифицирования этого компонента пенсионной системы. 
 
Согласно новым правилам, действующим в ФРГ с 1 января 2002 года, сотрудник имеет право потребовать от работодателя направлять часть своего денежного вознаграждения в пенсионную кассу. Причем не обязательно зарплаты – речь идет и о премиях, и об отпускных. 
Принцип начисления корпоративной пенсии достаточно хорошо известен. Работодатель либо самостоятельно создает накопительный фонд для своих сотрудников, либо заключает договор с организацией, предоставляющей подобные услуги. После всех реформ пенсионной системы данный механизм остался без изменений. Главным нововведением стало то, что теперь самим сотрудникам было позволено участвовать в дополнительном финансировании своей пенсии. Важным условием корпоративного страхования в ФРГ является обеспечение сохранности вкладов сотрудников в случае банкротства компании. 
 
Частное пенсионное страхование помогает дополнительно увеличить размер выплат пожилым людям. При данном виде страхования сумма отчислений не находится в прямой зависимости от уровня доходов. Немаловажным фактором здесь является доверие населения. В отличие от практики обеспечения работающим населением выплат нынешним пенсионерам, вкладчики в альтернативные фонды могут ожидать, что получат все накопленные средства. В настоящий момент уровень пенсий составляет в ФРГ приблизительно 70 процентов, то есть по завершении карьеры человек получает в среднем 70 процентов от своего прежнего дохода. При своевременном заключении договора о дополнительном страховании появляется возможность сократить разницу между прежним заработком и пенсией. 
 
Практикуется также еще и дополнительное пенсионное страхование. Какие варианты здесь имеются? Первый из них – это так называемое "страхование жизни". Его суть заключается в том, что работающий осуществляет в течение определенного промежутка времени отчисления, которые по окончании срока действия страховки выплачиваются вместе с процентами. В случае смерти застрахованного деньги получают его наследники. У страхования жизни есть несколько видов – например, "капитальное страхование жизни" или "фондовое страхование жизни". В этих случаях внесенные средства инвестируются в фонды или акции с целью получения максимальной прибыли. 
 
Частное пенсионное страхование реализуется по такому же принципу, как и "классическая" пенсия. Это означает, что отчисления производятся не крупными суммами, а равномерно (ежемесячно) в течение определенного срока. Их размер зависит от того, как долго они уже ведутся и на какой уровень дохода застрахованный планирует выйти по достижении пенсионного возраста. 

Информация о работе Развитие пенсионной системы РФ