Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
Пенсионное обеспечение граждан - комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни.
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан. Но, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение выгоды, с одной стороны, работодателей, с другой стороны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в трудовой деятельности, и государства- с третьей.
Введение
Глава 1.Пенсионное обеспечение: исторический аспект
§1.Формирование системы пенсионного обеспечения в советский период – стр.4
§2.Реформа пенсионного обеспечения РФ. – стр.7
Глава 2.Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации
§1. Система современного пенсионного обеспечения в РФ. – стр.12
§2. Деятельность Пенсионного фонда.- стр.17
§3. Специальные государственные программы: программа государственного софинансирования пенсий. – стр.21
Глава 3. Основные проблемы системы пенсионного обеспечения РФ на сегодняшний день. Возможные пути решения.- стр. 22
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1.Пенсионное обеспечение: исторический аспект
§1.Формирование системы пенсионного обеспечения в советский период – стр.4
§2.Реформа пенсионного обеспечения РФ. – стр.7
Глава 2.Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации
§1. Система современного пенсионного обеспечения в РФ. – стр.12
§2. Деятельность Пенсионного фонда.- стр.17
§3. Специальные государственные программы: программа государственного софинансирования пенсий. – стр.21
Глава 3. Основные
проблемы системы пенсионного
обеспечения РФ на сегодняшний
день. Возможные пути
решения.- стр. 22
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Пенсионное обеспечение
граждан - комплексная система, функционирующая
на базе законодательных актов
Регулирование государством
пенсионного обеспечения
С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов* открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни.
Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.
Также важно понять, что пенсионная реформа затрагивает все слои общества и ее проведение невозможно без достижения общественного согласия.
Стоит отметить, что на протяжении последних лет пенсионная реформа является одним из важнейших приоритетов работы Правительства, соответствующих министерств и ведомств. Однако кардинальных изменений в пенсионной системе, заявленных в начале реформы, по факту не происходит. Дискуссия о направлениях и механизмах реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации остается уделом узкой группы специалистов.
Целью же данного исследования является подробное изучение проведения, а так же результатов реформы пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи:
· Проследить развитие пенсионной системы России в историческом разрезе
· Рассмотреть особенности современного пенсионного законодательства в свете проведенной реформы 2002 - 2010 гг.
· Выявить основные проблемы системы пенсионного обеспечения РФ и предложить возможные пути их решения
Объектом работы является система современного пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом можно отметить, что временными рамками, в которые заключен процесс развития пенсионного обеспечения России является постреволюционный период, обозначивший зарождение пенсионной системы и до настоящего времени, так как процесс её реформирования до сих пор не завершен.
Предметом же является массив пенсионного законодательства РФ, регулирующий его деятельность на данном отрезке времени.
Для достижения поставленных
цели и задач наша работа разделена
на введение, три главы и заключение. Первая
глава раскрывает исторический аспект:
в ней изложены основные этапы развития
пенсионной системы с зарождения до современного
вида. Вторая - теоретическая: в ней рассмотрены
основные понятия пенсионного законодательства.
Третья глава - практическая: в данной
главе рассмотрены основные проблемы
функционирования пенсионной системы,
а так же предложены пути их решения. В
заключении работы сделаны основные выводы.
Глава 1. Пенсионное обеспечение: исторический аспект
§1. Формирование пенсионного законодательства в советский период
Пенсионная система
- совокупность создаваемых государством
правовых, экономических и
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века - это гораздо позднее, чем в большинстве европейских стран. До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления – только отдельные виды профессиональной деятельности (как правило, связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы.
После Октябрьской революции начались научно-практические дискуссии о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении. С первых лет Советской власти за счет государства назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, то есть в то время социальное обеспечении престарелых базировалось на степени утраты трудоспособности, а не на основе учета страхового возраста. Впервые же принципиальные различия в размере пенсий по старости и по инвалидности, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать, были установлены в 1929 году. Начина я с 1932 года пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. С этого времени был законодательно установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. По Закону о пенсиях и пособиях членам колхозов от 15 июля 1964 года пенсионный возраст для мужчин составлял 65 лет, а для женщин -60. Право на пенсию по старости с такого же возраста, как рабочим и служащим, колхозникам было предоставлено в 1968 году.
Также еще в
1932 году для отдельных категорий
трудящихся решением
Всеобщность пенсионного обеспечения для рабочих и служащих было предусмотрено на уровне Конституции 1936 года.
Принципиально же новый период развития системы государственного обеспечения начался в 1956 году с принятием Закона о государственных пенсиях. Так установился механизм регулирования пенсий по старости и отмены выплаты пенсий по старости работающим пенсионерам с одновременным увеличением размеров пенсий. Одним из последствий этого законодательного акта явилось сокращение доли работающих пенсионеров с 60% в 1956 году до 9% в 1962.
Данная сложившаяся пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержала экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования.
Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение – «государственное пенсионное обеспечение». Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. (10)
Однако, несмотря
на многочисленные
Однако далеко не все шло гладко. Традиционная проблема любой пенсионной системы – несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета – затронула и систему пенсионного обеспечения СССР. Систематическое повышение пенсий, увеличение числа пенсионеров (нужно отметить, что первые механизмы учета влияния демографических факторов на пенсионную систему были явлением запоздалым – конец 1960-х – да к тому же несовершенным) обусловили возрастание поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования, которые к 1980-м годам составили около 60% всего бюджета социального страхования. Предпринятые меры по повышению тарифов отчислений на социальное страхование не возымели должного эффекта.
Таким образом, становление пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 года свидетельствует о постепенном накоплении в ней все большего количества экономических и социальных проблем. Последние же могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования ми укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.
В этих целях в 1990 ее гг. были приняты законы: Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»; Закон от 20.11.90 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие новую пенсионную систему по переходному образцу: пенсионное страхование было выделено в автономную систему в соответствии с основными принципами обязательного государственного пенсионного страхования.
Закон от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» стал первым законом, определившим на законодательном уровне условия формирования принципиально нового источника формирования, накопления и перераспределения суммы средств в одном специализированном учреждении – в государственном Пенсионном фонде (ПФР). ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. (11)
· отказ от бюджетных дотаций;
· развитие собственных источников финансирования путем улучшения сбора страховых взносов на указанные цели;
· сохранена прежняя система назначения и выплаты государственных пенсий - через государственные органы социального обеспечения населения
К сожалению, неблагоприятная
макроэкономическая ситуация, просчеты
в проведении экономической реформы,
социальная неоправданность некоторых
позиций пенсионной реформы (как следствие
– ликвидация дифференциации трудовых
пенсий) привели к тому, что пенсионная
система не смогла встроиться в новые
рыночные условия и стать автономной от
государственного бюджета.
§2. Реформа пенсионного обеспечения РФ
В силу вышеизложенного, к середине 1990-х годов в недрах самой пенсионной системы зародился целый комплекс экономических и социальных противоречий и назрели кризисные явления, последствиями которых стали:
-неурегулированность взаимных обязательств по финансированию выплаты отдельных видов пенсий;
-рост задолженности федерального бюджета перед бюджетом ПФР;
-фактическое приостановление действия отдельных пунктов Закона № 340-1 (в частности, о расширении списка льготных категорий);
-введение дополнительных механизмов регулирования пенсионного обеспечения путем подзаконных правовых нормативных актов.