Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:19, реферат
Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов.
Современная белорусская экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на прин¬ципах самоокупаемости всех субъектов.
Введение.…………………………………………………………………………..3
1. Особенности переходного периода в Беларуси……………………….……...4
2. Стратегические и тактические цели развития национальной экономики.....8
3. Перспективы развития экономики Беларуси до 2020 гг……………………10
4. Состояние экономики на современном этапе……………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………...18
Для решения этих задач работа Правительства Республики Беларусь будет сосредоточена на следующих основных направлениях:
структурное реформирование
экономики на основе роста производительности
труда и инновационной
поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности за счет жестких бюджетных ограничений в деятельности субъектов хозяйствования и соблюдения ими платежной дисциплины, наращивания денежного предложения с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора;
реализация новой стратегии
технологического развития экономики
Республики Беларусь, развитие эффективной
национальной инновационной системы,
включая создание современной нормативной
правовой базы, закрепляющей наиболее
благоприятные условия для
создание благоприятных
условий ведения бизнеса для
субъектов хозяйствования всех форм
собственности и дальнейшего
развития добросовестной конкуренции
между ними, преодоления монополизма
в экономических отношениях, поощрение
предпринимательской
повышение эффективности управления государственным имуществом, совершенствование форм и методов государственного регулирования экономических отношений, контрольной и надзорной деятельности, создание механизмов государственно-частного партнерства;
создание крупных
интеграция экономики страны в мировую экономику, налаживание взаимовыгодного сотрудничества организаций с транснациональными корпорациями, включая их вхождение в эти корпорации, привлечение прямых иностранных инвестиций;
создание условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных денежных доходов населения, повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры, развития адресной социальной защиты населения.
4. Состояние экономики на современном этапе
На внешнюю торговлю Беларуси приходится большая половина ВВП, поэтому внешнеторговый баланс очень серьезно влияет на состояние экономики.
По заявлению главы
Нацбанка, в 2012 году понадобится $3 млрд
на выплату основного валового долга
и $1,2 млрд на выплату процентов, то есть
всего $4,2 млрд. Учитывая, что на выплаты
по внешнему госдолгу необходимо $1,6 млрд,
остальные $2,6 млрд относятся, по всей видимости,
к госсектору, и часть из них (до
$1,7 млрд) должны будут закрыть банки
за счет внешних займов (оставшийся
$1,0 млрд можно отнести к госдолгу).
Для выплат планируется использовать
прямые иностранные инвестиции в
объеме $3,7 млрд. При этом было оговорено,
что получение $0,9 млрд от ЕАБР рассматривается,
но отдельно от остальных поступлений.
Получение этих денег возможно после
приватизации на $2,5 млрд (скорее всего,
речь идет о Нафтане, МТС, МАЗ). И если
по Нафтану все более-менее
Уже сейчас можно говорить об ожидаемых расходах:
Итого – около $6,0 млрд.
Также уже сейчас можно говорить и об ожидаемых доходах:
и планируемых:
Итого – около $4,0 млрд.
Разница составляет – минус $2,0 млрд.
Роста валютных депозитов юрлиц ожидать не стоит, так как в нынешних условиях наращивать объем валюты на счетах в Беларуси не имеет смысла. Полученная выгода в $2 млрд от снижения цены на газ в 2012 году не поможет, так как эта выгода растворится во внешнеторговом сальдо . То есть сейчас даже при равных с Россией ценах на энергоносители рассчитывать на положительный валютный баланс не приходится.
Рассмотрим несколько возможных вариантов развития ситуации:
1. Без девальвации. Инфляция – до 20%. Роста ВВП нет.
К расходной части добавится:
- внешнеторговое сальдо составит минус $50-100 млн в месяц ($0,5-1,0 млрд, здесь уже учтены плюсы от цен на газ).
К доходной части добавится:
- чистая продажа валюты населением – до 1,0 $млрд (см. табл.2), тенденция к сокращению.
В этом случае итоговое сальдо составит минус $1,5-2,0 млрд.
2. Девальвация до Br 15 000-16 000 за доллар США. Инфляция – до 100%. Рост ВВП – 5,5%.
К доходной части добавится:
- внешнеторговое сальдо составит плюс $150-250 млн в месяц. ($2,0-3,0 млрд, здесь уже учтены плюсы от цен на газ);
- дополнительный рост валютных депозитов населения – до $0,5 млрд (часть рублевых депозитов могут перевести в валютные депозиты) тенденция к сокращению (см. табл.1).
В этом случае итоговое сальдо составит плюс $0,5-1,5 млрд.
3. Эмиссия, сжатие, девальвация до Br 12 000 за доллар США (повторение 2011 года, но менее масштабное). Инфляция – до 60%. Рост ВВП – около 2,5%.
К доходной части добавится:
- внешнеторговое сальдо составит плюс $50-100 млн в месяц ($0,5-1,0 млрд, здесь уже учтены плюсы от цен на газ);
- чистая продажа валюты населением – до $0,5 млрд (см. табл.1) будет изменяться в зависимости от роста/сокращения денежной массы.
В этом случае итоговое сальдо составит минус $0,5-1,0 млрд.
Во всех трех вариантах по доходной части брался самый оптимистичный вариант, поэтому реальная доходная часть может быть меньше на $1,0-2,0 млрд. Еще не понятно, как сейчас будут учитываться доходы Белтрансгаза-Газпрома по транзиту газа по Беларуси, а это более $0,5 млрд. Также Нацбанку предстоит в 2012 году погасить свои внутренние и внешние обязательства в объеме $460 млн (на возврат заимствований комбанкам необходимо $340 млн, но эти долги будут, скорее всего, переведены в другие формы и пролонгированы). Можно, подняв стоимость рублевых ресурсов, договориться с МВФ о продлении кредита, – тогда расходная часть сокращается на $0,4 млрд.
Понятно, что для государства
самый выгодный вариант №2, но для
населения это означает очередное
падение уровня жизни. Вариант №1
означает рост доходов населения
при ухудшении состояния
В 2013 году расходная часть только возрастет (на внешние платежи только по госдолгу понадобится более $3 млрд, из них МВФ – более $1,7 млрд, могут возрасти трансферты из-за роста объемов импортируемой нефти), а доходная только сократится (валютные запасы населения за 2011-2012 годы значительно сократятся, валютные ресурсы реального сектора также не возрастут). В результате сальдо может ухудшиться еще на $2-3 млрд, что компенсировать будет достаточно сложно. В 2014 году эта тенденция на ухудшение сохранится.
То есть от структурных реформ не уйти, их можно только отложить. 2012 год будет для экономики Беларуси легче, чем два последующих. Соответственно, что-то менять в более напряженной обстановке будет сложнее. Как и о чем-то договариваться с кредиторами.
Многие предприятия весной-
Власти объявили, что в
2012 году бюджет сохранит свою социальную
направленность. Уже с начала следующего
года запланированы очередные
Как только курс остановился (с октября месяца), начал сокращаться экспорт, возрос объем складских запасов. При этом, учитывая валютный риск, многие требуют предоплаты, а рублевые кредитные ресурсы значительно ограничены как высокими процентными ставками, так и сужением рублевой массы Нацбанком. В этих условиях без новых кредитов сократились возможности расчетов между субъектами хозяйствования, соответственно резко (на 25% за месяц!) возросли кредиторская и дебиторская задолженности.
Экономическая модель Беларуси и раньше работала только за счет эмиссии, но до 2010 года отрицательное внешнеторговое сальдо удавалось компенсировать за счет дотирования Россией экономики Беларуси дешевыми энергоресурсами и внешними кредитами. После отказа России в 2010 году продолжать такое «спонсорство» попытка ограничиться только эмиссией закончилось кризисом 2011 года с трехкратной девальвацией и инфляцией более 100%.
Кризис 2011 года наглядно продемонстрировал
невозможность косметических
Заключение
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль.
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991—1995гг.— период
1996—2000гг. — этап выхода
экономики из кризисного
2001—2005 гг. до 2015 г. — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.[1, С.452]
За последние три года внешний госдолг Беларуси вырос в 3,2 раза. Пиковые нагрузки по возврату долгов приходятся на 2013-2014 годы, когда придется вернуть почти 6 млрд. долларов, что объективно вынуждает правительство сконцентрировать ресурсы именно на это направление.
Высокий уровень внешнего госдолга и приближение его к параметрам порогового значения вынуждает решать важнейшие задачи по управлению долгом: сохранение его объемов на экономически безопасном уровне, совершенствование структуры долга и обеспечение доступа ко всем формам заимствований, снижение стоимости заимствований, обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.
По информации Минфина, на 1 января 2012 года государственный долг Беларуси составил 11,8 млрд. долларов, при установленном лимите 13 млрд. долларов.
Белорусская модель — это модель только на переходный период, главной чертой которой является постепенный, эволюционный характер проводимых преобразований.
Кризис 2011 года наглядно продемонстрировал, что разрешить системные проблемы нынешней модели можно только структурными изменениями экономики
Список использованных источников