Развитие отечественной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов.
Современная белорусская экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на прин¬ципах самоокупаемости всех субъектов.

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………..3
1. Особенности переходного периода в Беларуси……………………….……...4
2. Стратегические и тактические цели развития национальной экономики.....8
3. Перспективы развития экономики Беларуси до 2020 гг……………………10
4. Состояние экономики на современном этапе……………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 52.97 Кб (Скачать)

Для решения этих задач  работа Правительства Республики Беларусь будет сосредоточена на следующих  основных направлениях:

структурное реформирование экономики на основе роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, стимулирования инвестиций, включая прямые иностранные, в высокотехнологичные и конкурентоспособные  сектора экономики, производства на местных ресурсах, сферу услуг, развитие транзитного потенциала;

поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности за счет жестких бюджетных  ограничений в деятельности субъектов  хозяйствования и соблюдения ими  платежной дисциплины, наращивания  денежного предложения с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного  коридора;

реализация новой стратегии  технологического развития экономики  Республики Беларусь, развитие эффективной  национальной инновационной системы, включая создание современной нормативной  правовой базы, закрепляющей наиболее благоприятные условия для инновационной  деятельности, развитие рынка научно-технической  продукции и его инфраструктуры, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;

создание благоприятных  условий ведения бизнеса для  субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшего  развития добросовестной конкуренции  между ними, преодоления монополизма  в экономических отношениях, поощрение  предпринимательской инициативы;

          повышение эффективности управления государственным имуществом, совершенствование форм и методов государственного регулирования экономических отношений, контрольной и надзорной деятельности, создание механизмов государственно-частного партнерства;

создание крупных интегрированных  производственных структур (холдингов, кластеров, финансово-промышленных групп), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность  на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и  повышение качества выпускаемой  продукции;

интеграция экономики  страны в мировую экономику, налаживание  взаимовыгодного сотрудничества организаций  с транснациональными корпорациями, включая их вхождение в эти  корпорации, привлечение прямых иностранных  инвестиций;

создание условий для  развития человеческого потенциала на основе роста реальных денежных доходов населения, повышения эффективности  функционирования систем здравоохранения, образования, культуры, развития адресной социальной защиты населения.

 

 

 

 

 

4. Состояние экономики на современном этапе

На внешнюю торговлю Беларуси приходится большая половина ВВП, поэтому  внешнеторговый баланс очень серьезно влияет на состояние экономики.

По заявлению главы  Нацбанка, в 2012 году понадобится $3 млрд на выплату основного валового долга  и $1,2 млрд на выплату процентов, то есть всего $4,2 млрд. Учитывая, что на выплаты  по внешнему госдолгу необходимо $1,6 млрд, остальные $2,6 млрд относятся, по всей видимости, к госсектору, и часть из них (до $1,7 млрд) должны будут закрыть банки  за счет внешних займов (оставшийся $1,0 млрд можно отнести к госдолгу). Для выплат планируется использовать прямые иностранные инвестиции в  объеме $3,7 млрд. При этом было оговорено, что получение $0,9 млрд от ЕАБР рассматривается, но отдельно от остальных поступлений. Получение этих денег возможно после  приватизации на $2,5 млрд (скорее всего, речь идет о Нафтане, МТС, МАЗ). И если по Нафтану все более-менее понятно, то приватизация МТС и МАЗ в 2012 году вызывает много вопросов. Насобирать же необходимую сумму за счет приватизации небольших предприятий не получится.

Уже сейчас можно говорить об ожидаемых расходах:

  • трансферты по нефти и ТС составят около $3,5 млрд (в 2011 году – около $0,8-0,85 млрд в квартал);
  • платежи по внешнему госдолгу составят $1,6 млрд;
  • платежи по валовому внешнему долгу по госсектору составят $1,0 млрд.

Итого – около $6,0 млрд.

Также уже сейчас можно  говорить и об ожидаемых доходах:

  • рост валютных депозитов населения – до $1,0 млрд (база: $0,7 млрд – остаток от снятых в кризис 2011 года и еще не возвращенных на депозиты, $1,0 млрд – средства от проданных машин в первой половине 2011 года). Здесь видна тенденция к сокращению (см. табл.1);
  • прямые инвестиции – до $1,0 млрд (из опыта предыдущих лет, без стратегических инвестиций);
  • кредит на строительство АЭС – $0,5 млрд;

и планируемых:

  • кредиты ЕАБР – $0,9 млрд (если проведем приватизацию на $2,5 млрд);
  • изменение цены поставки нефти – около $0,5 млрд (как условие продажи Нафтана).

Итого – около $4,0 млрд.

Разница составляет – минус $2,0 млрд.

Роста валютных депозитов  юрлиц ожидать не стоит, так как в нынешних условиях наращивать объем валюты на счетах в Беларуси не имеет смысла. Полученная выгода в $2 млрд от снижения цены на газ в 2012 году не поможет, так как эта выгода растворится во внешнеторговом сальдо . То есть сейчас даже при равных с Россией ценах на энергоносители рассчитывать на положительный валютный баланс не приходится.

Рассмотрим несколько  возможных вариантов развития ситуации:

1. Без девальвации. Инфляция  – до 20%. Роста ВВП нет.

К расходной части добавится:

- внешнеторговое сальдо составит минус $50-100 млн в месяц ($0,5-1,0 млрд, здесь уже учтены плюсы от цен на газ).

К доходной части добавится:

- чистая продажа валюты населением – до 1,0 $млрд (см. табл.2), тенденция к сокращению.

В этом случае итоговое сальдо составит минус $1,5-2,0 млрд.

2. Девальвация до Br 15 000-16 000 за доллар США. Инфляция –  до 100%. Рост ВВП – 5,5%.

К доходной части добавится:

- внешнеторговое сальдо составит плюс $150-250 млн в месяц. ($2,0-3,0 млрд, здесь уже учтены плюсы от цен на газ);

- дополнительный рост валютных депозитов населения – до $0,5 млрд (часть рублевых депозитов могут перевести в валютные депозиты) тенденция к сокращению (см. табл.1).

В этом случае итоговое сальдо составит плюс $0,5-1,5 млрд.

3. Эмиссия, сжатие, девальвация  до Br 12 000 за доллар США (повторение 2011 года, но менее масштабное). Инфляция  – до 60%. Рост ВВП – около  2,5%.

К доходной части добавится:

- внешнеторговое сальдо составит плюс $50-100 млн в месяц ($0,5-1,0 млрд, здесь уже учтены плюсы от цен на газ);

- чистая продажа валюты населением – до $0,5 млрд (см. табл.1) будет изменяться в зависимости от роста/сокращения денежной массы.

В этом случае итоговое сальдо составит минус $0,5-1,0 млрд.

Во всех трех вариантах  по доходной части брался самый оптимистичный  вариант, поэтому реальная доходная часть может быть меньше на $1,0-2,0 млрд. Еще не понятно, как сейчас будут учитываться доходы Белтрансгаза-Газпрома по транзиту газа по Беларуси, а это  более $0,5 млрд. Также Нацбанку предстоит  в 2012 году погасить свои внутренние и  внешние обязательства в объеме $460 млн (на возврат заимствований  комбанкам необходимо $340 млн, но эти  долги будут, скорее всего, переведены в другие формы и пролонгированы). Можно, подняв стоимость рублевых ресурсов, договориться с МВФ о продлении  кредита, – тогда расходная часть  сокращается на $0,4 млрд.

Понятно, что для государства  самый выгодный вариант №2, но для  населения это означает очередное  падение уровня жизни. Вариант №1 означает рост доходов населения  при ухудшении состояния экономики  государства. Вариант №3 – некий  компромиссный вариант. То есть сбалансирование  торгового баланса в 2012 году возможно или за счет приватизации (за счет государства) или за счет девальвации (за счет населения). Вариант развития за счет внешних кредитов вряд ли получится осуществить. Пока в планах государства для сбалансирования валютного баланса – потратить часть средств, полученных за счет прямых инвестиций. Но точных сумм и объектов для приватизации не названо.

В 2013 году расходная часть  только возрастет (на внешние платежи  только по госдолгу понадобится более $3 млрд, из них МВФ – более $1,7 млрд, могут возрасти трансферты из-за роста  объемов импортируемой нефти), а  доходная только сократится (валютные запасы населения за 2011-2012 годы значительно  сократятся, валютные ресурсы реального  сектора также не возрастут). В  результате сальдо может ухудшиться еще на $2-3 млрд, что компенсировать будет достаточно сложно. В 2014 году эта тенденция на ухудшение сохранится.

То есть от структурных  реформ не уйти, их можно только отложить. 2012 год будет для экономики  Беларуси легче, чем два последующих. Соответственно, что-то менять в более  напряженной обстановке будет сложнее. Как и о чем-то договариваться с кредиторами.

Многие предприятия весной-летом 2011 года понесли большие потери на росте курса, брали в долг, закладывали в залог имущество, поэтому вынуждены сейчас как-то «отбивать» эти потери.

Власти объявили, что в 2012 году бюджет сохранит свою социальную направленность. Уже с начала следующего года запланированы очередные повышения  заработных плат. В этой ситуации отгрузка товара с отсрочкой на 30 или 60 дней вынуждает закладывать дополнительные риски в курс (нынешние ставки по рублевым кредитам составляют 5-6% в  месяц, плюс курсовые риски).

Как только курс остановился (с октября месяца), начал сокращаться  экспорт, возрос объем складских  запасов. При этом, учитывая валютный риск, многие требуют предоплаты, а  рублевые кредитные ресурсы значительно  ограничены как высокими процентными  ставками, так и сужением рублевой массы Нацбанком. В этих условиях без новых кредитов сократились  возможности расчетов между субъектами хозяйствования, соответственно резко (на 25% за месяц!) возросли кредиторская и дебиторская задолженности.

Экономическая модель Беларуси и раньше работала только за счет эмиссии, но до 2010 года отрицательное внешнеторговое сальдо удавалось компенсировать за счет дотирования Россией экономики  Беларуси дешевыми энергоресурсами  и внешними кредитами. После отказа России в 2010 году продолжать такое «спонсорство»  попытка ограничиться только эмиссией закончилось кризисом 2011 года с трехкратной  девальвацией и инфляцией более 100%.

Кризис 2011 года наглядно продемонстрировал  невозможность косметических улучшений  экономической модели Беларуси. Разрешить  системные проблемы нынешней модели можно только структурными изменениями  экономики.

 

Заключение

В отличие от большинства  республик, выбравших «шоковый»  вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль.

Конец XX в. для экономики  Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Весь период трансформации  экономики Беларуси можно разделить  на следующие этапы:

1991—1995гг.— период глубокого  затяжного экономического кризиса;

1996—2000гг. — этап выхода  экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

2001—2005 гг. до 2015 г. — переход  на инновационный путь устойчивого экономического развития.[1, С.452]

За последние три года внешний госдолг Беларуси вырос  в 3,2 раза. Пиковые нагрузки по возврату долгов приходятся на 2013-2014 годы, когда  придется вернуть почти 6 млрд. долларов, что объективно вынуждает правительство  сконцентрировать ресурсы именно на это направление.

Высокий уровень внешнего госдолга и приближение его к  параметрам порогового значения вынуждает  решать важнейшие задачи по управлению долгом: сохранение его объемов на экономически безопасном уровне, совершенствование  структуры долга и обеспечение  доступа ко всем формам заимствований, снижение стоимости заимствований, обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

По информации Минфина, на 1 января 2012 года государственный долг Беларуси составил 11,8 млрд. долларов, при  установленном лимите 13 млрд. долларов.

Белорусская модель — это  модель только на переходный период, главной  чертой которой является постепенный, эволюционный характер проводимых преобразований.

Кризис 2011 года наглядно продемонстрировал, что разрешить системные проблемы нынешней модели можно только структурными изменениями экономики

 

 

 

Список использованных источников

  1. В. Н. Шимов «Национальная экономика Беларуси» : учебник /; под ред. В. Н. Шимова. - 3-е изд. — Минск : БГЭУ, 2009. — 751 с
  2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Мн.: Юнипак, 2004. – 412 с.
  3. Б.Н. Паньшин «Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: Третья международная научно-практическая конференция (Минск, 19-20 апреля 2007 г.): сборник научных статей: в 2-х ч. Часть 2. – Мн.: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 86-92 с.
  4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.belstat.gov.by
  5. Романчук Я.Р. Три сценария для Беларуси на 2009-2012 годы / Я.Р.Романчук / ОО «Минский Столичный Союз Предпринимателей и Работодателей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allminsk.biz/content/view/3055/116/
  6. http://ekonomika.by

Информация о работе Развитие отечественной экономики