Развитие отечественной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов.
Современная белорусская экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на прин¬ципах самоокупаемости всех субъектов.

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………..3
1. Особенности переходного периода в Беларуси……………………….……...4
2. Стратегические и тактические цели развития национальной экономики.....8
3. Перспективы развития экономики Беларуси до 2020 гг……………………10
4. Состояние экономики на современном этапе……………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 52.97 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

“Брестский государственный  технический университет”

Строительный факультет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Развитие отечественной экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………..3

1. Особенности переходного периода в Беларуси……………………….……...4

2. Стратегические и тактические цели развития национальной экономики.....8

3. Перспективы развития  экономики Беларуси до 2020 гг……………………10

4. Состояние экономики на современном этапе……………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованных источников…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности  общества. Она определяет уровень  и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов.

Современная белорусская  экономика, переходная от плановой, функционирующей  на основе принципов перераспределения  ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов.

Беларусь, Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят  от административно-командной системы  к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения, что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход  растянулся на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода.

Необходимость перехода от административно-командной экономики  к современной рыночной была обусловлена  нараставшей недееспособностью  нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Административно-командная  система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

Актуальность темы связана  с необходимостью анализировать особенности и специфику функционирования экономики в процессе развития государства, с целью совершенствования уже существующей системы

 Объектом исследования  послужили учебные, теоретические  материалы и источники, правительственные  документы и программы по формированию  модели рыночной экономики.

 Целью работы является  изучение условий и путей формирования  экономики Республики Беларусь в переходный период, ее содержание и перспективы развития.

Главная задача данной работы — формирование системы знаний об экономике Беларуси как суверенного государства, ее становлении, проблемах и перспективах развтия.

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности переходного периода в Беларуси

Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался  в середине 80-х годов, когда она была в составе СССР, во время так называемой «перестройки», которая, как известно, проводилась «без компаса и карты». В тот период крупнейшие промышленные предприятия, научные учреждения, объекты производственной и социальной инфраструктуры Беларуси находились в подчинении союзных министерств и ведомств. Управление ими осуществлялось централизованно из Москвы плановыми командно-распределительными методами. Централизованно устанавливались размеры оплаты труда и другие доходы населения, масштабы развития социальной сферы, которые во многом определяли показатели развития человеческого потенциала.

Необходимо отметить, что  в Беларуси до 90-х годов происходило устойчивое, хотя и крайне низкими темпами, повышение уровня жизни населения за счет роста оплаты труда и увеличения фондов общественного потребления. В результате оставались стабильными или несколько возрастали составляющие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) — средняя продолжительность жизни населения, его образовательный уровень и материальный достаток. В последней четверти века наибольшая продолжительность жизни в Беларуси была в 1984 - 1985 гг. — 72,6 года, в том числе мужчин — 67,4 и женщин — 77,2 года.

В декабре 1989 г. было принято  постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О первоочередных мерах по переходу Белорусской ССР с 1990 г. на новые условия хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования». В то время речь шла только об экономическом суверенитете, который должен был обеспечить:

• оздоровление экономики  республики и ее регионов, стабилизацию и последующий устойчивый рост материальной обеспеченности населения на основе повышения эффективности производства и социальной переориентации народнохозяйственного комплекса;

• создание цивилизованных социально-экономических структур, обеспечивающих динамику и эффективность  общественного производства, приоритетное развитие социальной сферы, сохранение и оздоровление природной среды, рост национального богатства;

• улучшение  демографической ситуации;

• развитие и лучшее использование  национально-культурного и духовного  потенциала;

• гармоничное развитие всех наций и народностей, проживающих на территории республики, сохранение и приумножение их культурного и духовного наследия.

• осуществление комплекса  мероприятий по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

• предотвращение падения  уровня жизни в период перехода от административно-командной системы к регулируемой рыночной экономике.

Решение этих задач предполагалось путем развития рыночных отношений.

 В конце 1990 г. Верховным Советом республики были одобрены основные положения «Программы перехода к рыночной экономике». Предусматривались достаточно быстрое формирование основных рыночных институтов, приватизация, демонополизация, изменение системы государственного регулирования экономики. Поэтапная либерализация цен должна была сочетаться с использованием социальных «амортизаторов», позволяющих не допустить резкого падения уровня жизни основной массы населения. Однако реализовать поставленные задачи первого этапа переходного периода в Республике Беларусь не удалось: начались бурные дезинтеграционные процессы на территории бывшего СССР и в то же время большая часть экономической власти сохранялась у союзного правительства.

Второй этап переходного  периода начался с приобретения Республикой Беларусь государственного суверенитета и ее вхождения в состав СНГ. Беларусь, располагавшая высокоразвитым промышленным комплексом, мощности которого были рассчитаны на удовлетворение нужд рынков бывшего Союза и ряда стран Центральной Европы, была одной из преуспевающих республик. Однако се экономика с распадом Союза, разрывом связей и значительным сокращением рынков сбыта продукции пережила очень глубокие потрясения, в том числе резкий рост цен на энергоносители и другие жизненно важные импортируемые сырье и материалы.

Для этого периода характерен спад производства и безудержный  рост инфляции, процесс которой начал  усиливаться в 1991 г. из-за повышения и частичной либерализации цен на продукцию и введения новых тарифов на транспортные услуги. Темпы инфляции в Беларуси в 1993-1994 гг. превышали 2000%.

Переход от командной экономики  к рыночной — процесс трудный  и болезненный для большей части общества. В Беларуси на всех этапах переходного периода старались это учитывать и поэтому реформирование экономики осуществлялось так, чтобы максимально снизить социальную цену осуществляемых экономических преобразований. Это не всегда удавалось и в конечном счете привело к тому, что Беларусь отстает от соседних постсоциалистических стран в проведении рыночных реформ.

В ходе трансформации экономики  страны на первых этапах переходного периода предполагалось решить три основные группы задач:

• создавать новые для  Беларуси экономические институты, соответствующие статусу суверенного  государства;

• провести реструктурирование хозяйственной системы, отвечающее ресурсной базе и потребностям общества, обеспечить формирование основ рыночной экономики с сильной социальной ориентацией;

• не допустить в переходном периоде падения уровней производства и потребления ниже критической черты.

На втором этапе переходного  периода в Республике Беларусь в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства: создана независимая денежно-кредитная и банковская системы, сформированы органы управления, призванные принимать и реализовывать управленческие решения в различных сферах социально-экономической жизни страны и т.п. Вместе с тем были допущены значительные просчеты, которые не позволили созданным институтам работать с максимальной степенью эффективности.

Экономическую политику первых двух этапов переходного периода  в целом можно определить как  непоследовательную, для которой характерно стремление сохранить уровень производства и реальных доходов населения при отсутствии решительных шагов по реформированию экономики и при одновременной потере рычагов централизованного управления. В результате происходили падение производства и снижение уровня жизни.

Важной вехой переходного  периода в Республике Беларусь следует  считать 1994 г., когда была принята  новая Конституция Республики Беларусь и страна стала президентской Республикой. Был избран первый Президент Республики Беларусь — А.Г.Лукашенко, в программе которого была поставлена задача создания в стране социально ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления.

Поэтому можно считать, что  в 1994 - 1995 гг. Республика Беларусь вступила в третий этап переходного периода, отличительной чертой которого является усиление государственного руководства экономикой с целью ускоренного решения социально-экономических проблем и обеспечения устойчивого развития человека. Уже в сентябре 1994 г. была принята Программа неотложных мер по выходу из кризиса.

Она предусматривала:

• оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, проведение гибкой бездотационной политики цен, эффективную  финансовую деятельность субъектов  хозяйствования;

• нормализацию внешнеэкономических  отношений, улучшение торгового  и платежного балансов, дальнейшую либерализацию условий

внешнеэкономической деятельности и стабилизацию курса национальной валюты;

• совершенствование оплаты труда, ее связи с результатами производства и переход к адресной социальной поддержке наиболее уязвимых слоев населения;

• усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости, продвижение рыночных преобразований;

• преодоление спада производства и стабилизация ситуации в отдельных  секторах экономики.

Важнейшей целью стало  восстановление государственного сектора  экономики, который продолжает занимать ведущие позиции в хозяйственном комплексе республики. Для этого были определены меры по совершенствованию системы государственного регулирования экономических отношений, созданию механизма реальной ответственности государственных предприятий за результаты производственно-хозяйственной деятельности, сохранение и приумножение доверенного им имущества.

Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразований, структурная перестройка экономики, осуществление приватизации, демонополизации, развитие предпринимательства, создание благоприятной экономической среды. Для обеспечения единства действий республиканских и местных органов управления в преодолении спада производства, проведении экономических реформ, социальной защите населения, решении экологических проблем было признано целесообразным ввести вертикальную соподчиненность органов управления.

Глубокий кризис, в котором  находилась Республика Беларусь, потребовал изменения подхода к решению таких ключевых проблем переходного периода, как приватизация государственной собственности, обеспечение оптимального соотношения между непосредственно рыночными механизмами управления и государственным регулированием экономики.

Характерной особенностью переходного  периода в Беларуси являлось то, что социально-экономические преобразования в стране осуществляются на основе научно обоснованных программ. Были поставлены и успешно решены задачи обеспечения к 1997 г. макроэкономической стабилизации и создания условий для возобновления экономического роста.

Важнейшими направлениями  реформирования и развития экономики  являются институциональные преобразования, рациональное сочетание различных форм собственности, создание рыночной инфраструктуры, структурная перестройка экономики, повышение ее научно-технического потенциала.

Институциональные преобразования предусматривают:

• дальнейшее проведение разгосударствления и приватизации;

Информация о работе Развитие отечественной экономики