Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:19, реферат
Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов.
Современная белорусская экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на прин¬ципах самоокупаемости всех субъектов.
Введение.…………………………………………………………………………..3
1. Особенности переходного периода в Беларуси……………………….……...4
2. Стратегические и тактические цели развития национальной экономики.....8
3. Перспективы развития экономики Беларуси до 2020 гг……………………10
4. Состояние экономики на современном этапе……………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………...18
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
“Брестский государственный технический университет”
Строительный факультет
Кафедра экономической теории
Реферат
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Развитие отечественной экономики»
Содержание
Введение.………………………………………………………
1. Особенности переходного периода в Беларуси……………………….……...4
2. Стратегические и тактические цели развития национальной экономики.....8
3. Перспективы развития экономики Беларуси до 2020 гг……………………10
4. Состояние экономики на современном этапе……………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Экономика – это основа
развития государства, условие стабильности
и эффективной
Современная белорусская экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов.
Беларусь, Россия и другие
постсоциалистические страны в ходе
экономических реформ переходят
от административно-командной
Необходимость перехода от
административно-командной
Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
Актуальность темы связана с необходимостью анализировать особенности и специфику функционирования экономики в процессе развития государства, с целью совершенствования уже существующей системы
Объектом исследования
послужили учебные,
Целью работы является
изучение условий и путей
Главная задача данной работы — формирование системы знаний об экономике Беларуси как суверенного государства, ее становлении, проблемах и перспективах развтия.
1. Особенности переходного периода в Беларуси
Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался в середине 80-х годов, когда она была в составе СССР, во время так называемой «перестройки», которая, как известно, проводилась «без компаса и карты». В тот период крупнейшие промышленные предприятия, научные учреждения, объекты производственной и социальной инфраструктуры Беларуси находились в подчинении союзных министерств и ведомств. Управление ими осуществлялось централизованно из Москвы плановыми командно-распределительными методами. Централизованно устанавливались размеры оплаты труда и другие доходы населения, масштабы развития социальной сферы, которые во многом определяли показатели развития человеческого потенциала.
Необходимо отметить, что в Беларуси до 90-х годов происходило устойчивое, хотя и крайне низкими темпами, повышение уровня жизни населения за счет роста оплаты труда и увеличения фондов общественного потребления. В результате оставались стабильными или несколько возрастали составляющие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) — средняя продолжительность жизни населения, его образовательный уровень и материальный достаток. В последней четверти века наибольшая продолжительность жизни в Беларуси была в 1984 - 1985 гг. — 72,6 года, в том числе мужчин — 67,4 и женщин — 77,2 года.
В декабре 1989 г. было принято постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О первоочередных мерах по переходу Белорусской ССР с 1990 г. на новые условия хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования». В то время речь шла только об экономическом суверенитете, который должен был обеспечить:
• оздоровление экономики республики и ее регионов, стабилизацию и последующий устойчивый рост материальной обеспеченности населения на основе повышения эффективности производства и социальной переориентации народнохозяйственного комплекса;
• создание цивилизованных
социально-экономических
• улучшение демографической ситуации;
• развитие и лучшее использование
национально-культурного и
• гармоничное развитие всех наций и народностей, проживающих на территории республики, сохранение и приумножение их культурного и духовного наследия.
• осуществление комплекса мероприятий по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
• предотвращение падения уровня жизни в период перехода от административно-командной системы к регулируемой рыночной экономике.
Решение этих задач предполагалось путем развития рыночных отношений.
В конце 1990 г. Верховным Советом республики были одобрены основные положения «Программы перехода к рыночной экономике». Предусматривались достаточно быстрое формирование основных рыночных институтов, приватизация, демонополизация, изменение системы государственного регулирования экономики. Поэтапная либерализация цен должна была сочетаться с использованием социальных «амортизаторов», позволяющих не допустить резкого падения уровня жизни основной массы населения. Однако реализовать поставленные задачи первого этапа переходного периода в Республике Беларусь не удалось: начались бурные дезинтеграционные процессы на территории бывшего СССР и в то же время большая часть экономической власти сохранялась у союзного правительства.
Второй этап переходного периода начался с приобретения Республикой Беларусь государственного суверенитета и ее вхождения в состав СНГ. Беларусь, располагавшая высокоразвитым промышленным комплексом, мощности которого были рассчитаны на удовлетворение нужд рынков бывшего Союза и ряда стран Центральной Европы, была одной из преуспевающих республик. Однако се экономика с распадом Союза, разрывом связей и значительным сокращением рынков сбыта продукции пережила очень глубокие потрясения, в том числе резкий рост цен на энергоносители и другие жизненно важные импортируемые сырье и материалы.
Для этого периода характерен спад производства и безудержный рост инфляции, процесс которой начал усиливаться в 1991 г. из-за повышения и частичной либерализации цен на продукцию и введения новых тарифов на транспортные услуги. Темпы инфляции в Беларуси в 1993-1994 гг. превышали 2000%.
Переход от командной экономики к рыночной — процесс трудный и болезненный для большей части общества. В Беларуси на всех этапах переходного периода старались это учитывать и поэтому реформирование экономики осуществлялось так, чтобы максимально снизить социальную цену осуществляемых экономических преобразований. Это не всегда удавалось и в конечном счете привело к тому, что Беларусь отстает от соседних постсоциалистических стран в проведении рыночных реформ.
В ходе трансформации экономики страны на первых этапах переходного периода предполагалось решить три основные группы задач:
• создавать новые для
Беларуси экономические институты,
соответствующие статусу
• провести реструктурирование хозяйственной системы, отвечающее ресурсной базе и потребностям общества, обеспечить формирование основ рыночной экономики с сильной социальной ориентацией;
• не допустить в переходном периоде падения уровней производства и потребления ниже критической черты.
На втором этапе переходного периода в Республике Беларусь в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства: создана независимая денежно-кредитная и банковская системы, сформированы органы управления, призванные принимать и реализовывать управленческие решения в различных сферах социально-экономической жизни страны и т.п. Вместе с тем были допущены значительные просчеты, которые не позволили созданным институтам работать с максимальной степенью эффективности.
Экономическую политику первых двух этапов переходного периода в целом можно определить как непоследовательную, для которой характерно стремление сохранить уровень производства и реальных доходов населения при отсутствии решительных шагов по реформированию экономики и при одновременной потере рычагов централизованного управления. В результате происходили падение производства и снижение уровня жизни.
Важной вехой переходного периода в Республике Беларусь следует считать 1994 г., когда была принята новая Конституция Республики Беларусь и страна стала президентской Республикой. Был избран первый Президент Республики Беларусь — А.Г.Лукашенко, в программе которого была поставлена задача создания в стране социально ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления.
Поэтому можно считать, что в 1994 - 1995 гг. Республика Беларусь вступила в третий этап переходного периода, отличительной чертой которого является усиление государственного руководства экономикой с целью ускоренного решения социально-экономических проблем и обеспечения устойчивого развития человека. Уже в сентябре 1994 г. была принята Программа неотложных мер по выходу из кризиса.
Она предусматривала:
• оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, проведение гибкой бездотационной политики цен, эффективную финансовую деятельность субъектов хозяйствования;
• нормализацию внешнеэкономических отношений, улучшение торгового и платежного балансов, дальнейшую либерализацию условий
внешнеэкономической деятельности и стабилизацию курса национальной валюты;
• совершенствование оплаты труда, ее связи с результатами производства и переход к адресной социальной поддержке наиболее уязвимых слоев населения;
• усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости, продвижение рыночных преобразований;
• преодоление спада производства и стабилизация ситуации в отдельных секторах экономики.
Важнейшей целью стало восстановление государственного сектора экономики, который продолжает занимать ведущие позиции в хозяйственном комплексе республики. Для этого были определены меры по совершенствованию системы государственного регулирования экономических отношений, созданию механизма реальной ответственности государственных предприятий за результаты производственно-хозяйственной деятельности, сохранение и приумножение доверенного им имущества.
Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразований, структурная перестройка экономики, осуществление приватизации, демонополизации, развитие предпринимательства, создание благоприятной экономической среды. Для обеспечения единства действий республиканских и местных органов управления в преодолении спада производства, проведении экономических реформ, социальной защите населения, решении экологических проблем было признано целесообразным ввести вертикальную соподчиненность органов управления.
Глубокий кризис, в котором находилась Республика Беларусь, потребовал изменения подхода к решению таких ключевых проблем переходного периода, как приватизация государственной собственности, обеспечение оптимального соотношения между непосредственно рыночными механизмами управления и государственным регулированием экономики.
Характерной особенностью переходного периода в Беларуси являлось то, что социально-экономические преобразования в стране осуществляются на основе научно обоснованных программ. Были поставлены и успешно решены задачи обеспечения к 1997 г. макроэкономической стабилизации и создания условий для возобновления экономического роста.
Важнейшими направлениями
реформирования и развития экономики
являются институциональные
Институциональные преобразования предусматривают:
• дальнейшее проведение разгосударствления и приватизации;