Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:19, реферат
Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов.
Современная белорусская экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на прин¬ципах самоокупаемости всех субъектов.
Введение.…………………………………………………………………………..3
1. Особенности переходного периода в Беларуси……………………….……...4
2. Стратегические и тактические цели развития национальной экономики.....8
3. Перспективы развития экономики Беларуси до 2020 гг……………………10
4. Состояние экономики на современном этапе……………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………...18
• осуществление земельной реформы;
• создание рынка земли и недвижимости;
•продолжение формирования конкурентной среды и совершенствование антимонопольного регулирования и контроля;
• поддержку предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• совершенствование системы государственного управления.
В целях избежания стихийности на начальном этапе осуществления реформы в области недвижимости государство, передавая собственнику права владения и пользования, оставляет за собой часть распорядительных прав, в первую очередь обеспечение охраны земель, планирование их использования и застройки, соответствующий контроль и т.д. При переходе к рыночной экономике актуальное значение имеет развитие различных форм свободного предпринимательства, создание материальных и нормативно-правовых основ предпринимательской деятельности.
2. Стратегические и тактические цели развития национальной экономики
В стратегии и тактике реформы к началу 1996 г. назрели перемены. Суть их в обобщенном виде состоила:
во-первых, в активном включении регулирующих функций государства в механизм реформирования экономики;
во-вторых, в перенесении центра тяжести на стимулирование деловой, в том числе инвестиционной, активности в реальном секторе экономики независимо от форм собственности и типов хозяйствования;
в-третьих, в усилении внимания к социальным аспектам реформы, введении в систему регулирования социальных индикаторов.
Вышеназванные целевые установки нашли свое принципиальное отражение в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000 г. В этом документе, разработанном Министерством экономики Республики Беларусь с привлечением достаточно широких кругов общественности, стратегической целью социально-экономического развития страны провозглашено было повышение благосостояния народа до уровня высокоразвитых европейских государств.
Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций.
Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях и возрастает.
В этой связи следует отметить,
что даже наиболее активные сторонники
либеральной школы
В процессе формирования новой экономической модели было
намечено:
♦ создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;
♦ осуществить либерализацию экономической деятельности, обеспечить свободу предпринимательства;
♦ создать систему сильной социальной защиты;
♦ осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;
♦ создать конкурентную среду и не допускать недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;
♦ содействовать рациональному международному разделению труда, обеспечивающему, с одной стороны, проникновение на международные рынки белорусских товаров и услуг, с другой – закупку за рубежом в первую очередь сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, производство которых в Беларуси недостаточно эффективно;
♦ максимально использовать выгодность геополитического положения страны, развивать эффективную систему обслуживания международных транспортных артерий и связей;
♦ преобразовать систему государственного регулирования социально-экономических процессов с переводом его преимущественно на экономические методы и сохранением прямого управления в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы;
♦ сформировать сильную финансовую, денежно-кредитную систему, способную обеспечить социально-экономическую эффективность функционирования и развития народного хозяйства;
♦ создать предпосылки ускоренного технического развития производства на основе полного использования собственного технического потенциала, импорта высоких технологий путем совершенствования механизма привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику страны;
♦ провести глубокую реструктуризацию и коммерциализацию госпредприятий (с индивидуальным подходом к крупным и градообразующим предприятиям), усилить маркетинговую деятельность для эффективного завоевания и удержания рынков;
♦ обеспечить экономическую безопасность страны, исходя из принципа минимальной самодостаточности хозяйственной системы на период выхода из кризиса с последующим созданием системы защиты всей гаммы национальных экономических интересов.
Концептуально модель социально ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы – не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.
3. Перспективы развития экономики Беларуси до 2020 гг.
В Национальной стратегии
устойчивого развития Республики Беларусь
на период до 2020 г. дальнейшее развитие
получили основные положения действующих
прогнозных документов, утвержденных
Президентом или Советом
В НСУР-2020 главное внимание уделено
особенностям прогнозного периода,
дальнейшей реализации «Повестки дня
на XXI век», гармонизации социального,
экономического и экологического развития
как равноценных
В основу построения структуры Национальной
стратегии устойчивого развития
Республики Беларусь положена следующая
логика. В первых разделах дана оценка
стартовых условий Беларуси в
контексте мировых тенденций
экономического развития, определены
основные компоненты (подсистемы) модели
устойчивого развития и императивы
(требования) к их функционированию
и взаимодействию, дана оценка национальных
ресурсов и социально-экономического
потенциала страны. Это позволило
в последующих разделах обосновать
стратегические цели, этапы и сценарии
перехода страны к устойчивому развитию,
определить важнейшие направления
и пути перехода белорусской экономики
к устойчивому развитию по главным
его составляющим – «человек–окружающая
среда–экономика». Далее рассматриваются
важнейшие средства, финансово-экономические
и социально-политические механизмы
обеспечения устойчивого
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа являлось дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны были стать:
На первом этапе (до 2010 г.) предусматривалось
повысить конкурентоспособность
Второй этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
В долгосрочной перспективе сохранится
тенденция естественной убыли населения.
Среднегодовая численность
Главная цель деятельности
Правительства Республики Беларусь
в текущем пятилетии –
Важнейшими задачами деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы являются:
обеспечение устойчивого экономического роста, достижение темпов роста валового внутреннего продукта (далее – ВВП) на уровне 162–168 процентов за пятилетие, что позволит увеличить его объем на душу населения по паритету покупательной способности до 28,6–29,8 тыс. долларов США в 2015 году;
снижение энергоемкости ВВП в 2015 году не менее чем на 29 процентов к 2010 году;
увеличение объема экспорта товаров в 2,2 раза и услуг – в 3 раза, улучшение сальдо внешней торговли до 0,5–0,6 процента к ВВП в 2015 году;
повышение производительности труда в 1,62–1,67 раза, что позволит обеспечить ее уровень на одного занятого по паритету покупательной способности 58–60 тыс. долларов США в 2015 году;
увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1,9–1,97 раза, в том числе за счет привлечения прямых иностранных инвестиций на чистой основе в объеме не менее 7–7,5 млрд. долларов США в 2015 году;
увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции с 11 процентов в 2010 году до 20–21 процента в 2015 году, объема ее экспорта – с 3 до 13 млрд. долларов США;
увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7–1,76 раза.
Решение вопросов энергетической безопасности и сбалансированности внешней торговли рассматривать как важнейшие задачи, обеспечивающие независимость страны, ее последовательное развитие, повышение благосостояния граждан.