Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:00, дипломная работа
В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Экономическое содержание понятия “предпринимательства” . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие “предпринимательства” ,его роли и функции . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Виды и формы предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3. Подходы к определению понятия “предпринимательства” в истории экономических учений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2. Проблемы развития предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.1. Причины возникновения проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.2 Пути решения проблем предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно,
опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.
Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии
наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой
выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия.
Стадия организации малого предприятия – первый важнейший этап. Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже:
§
§
§
§ осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой – является способом дополнительных изъятий их средств.
§ санэпидемстанции составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности.
§ деятельность предприятий общественного питания и др.). Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимает довольно долгое время – 2,5 – 3 недели, что для подобных предприятий невыгодно.
Вообще, главным условием для развития предпринимательства должна быть доступность организации собственного бизнеса.
2.2. Пути решения проблем предпринимательства.
Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.
К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят:
А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.
Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:
§ Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки.
* Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.
* Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.
* Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.
§ Поддержку новых производств.
Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:
* Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то
- старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),
- переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;
- на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.
* Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.
В) Информационную поддержку предприятий-производителей.
1. Сведения о производственных предприятиях города:
- основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),
- данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,
- данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),
- сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),
- сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.
2. сведения о государственных или муниципальных ресурсах:
- сведения о муниципальном и областном заказах,
- сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,
- утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,
- утвержденный на год объем зачетов.
Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):
1. Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);
2. Нормативно-правовое обеспечение:
- разработать положение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий;
3. формирование производственной инфраструктуры:
- имущественная поддержка малых предприятий : аренда на льготных условиях производственных площадей и оборудования предприятий-должников в областной бюджет;
4. Информационно-консультационное обеспечение:
- развитие единой системы информационного обеспечения на территории области;
- обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности;
- проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.
Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.
Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.
Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.
Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.
Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает предпринимательство.
Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Это естественно. Но при этом следует помнить замечание видного представителя российской научной мысли историка В. О. Ключевского. В 1911 г. он записал в своем дневнике: "Закон жизни отсталых государств или народов среди опередивших: нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения вдогонку к перениманию чужого наскоро". Действительно, попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать наступления длительного периода, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса. Пройдет немалое время, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.
Для развития предпринимательства в России нужна специальная программа, которая должна включать:
1) создание стабильного хозяйственного законодательства;
2) образование государственно-общественных инвестиционных, страховых и информационных фондов для содействия предпринимателям;
3) построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);
4) введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования, которое сделало бы невыгодным обман партнеров.
Библиографический список.
1. Антонова О.В. , Бородина Е.И. и др. – Курс предпринимательства. – М.,1997г. – С. 143
2. Беляев М.. - /Журнал/ Предпринимательство и адаптивность региона к инвистициям. - М.,2002г. - С. 52
3. Видяпин В. – Экономическая теория. – М., 2005г. – С. 203
4. Виленский А. Малый бизнес : трудности роста . – М., 1963г . – С. 116
5. Кантильон Р. - Опыт о природе торговли вообще./Впервые опубликована в 1755/ - С. 83
6.Океанова З. – Экономическая теория. - М., 2003 г. – С. 168
7. Радиковский В. , Русакова Г.- Экономика предприятия. – М.,2003 г. – С. 98
8. Сэй Ж.Б. - Трактат политической экономики. – М., 1896 г. – С. 135
9. Хайек Ф. - Конкуренция как процедура открытия. – М., 1989 г. – С. 172
10. Хизрич Р., Питерс М. - Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха : Пре. С англ. – М., 1990 г. – С. 193
11. Шумпетер Й. - Теория экономического развития. – М.,1982 г. – С. 75
12. Янборисова Р.В., Синельников С.М., Соломоник - Энциклопедический словарь предпринимателя. – СПб:”АЯКС”, 1992г . – С. 137 - 138
[1] Океанова З.К.//Предпринимательство/
1 Кантильон Р. Опыт о природе торговли вообще.(Впервые опубликована в 1755) - С. 83
[2] Сэй Ж.Б. Трактат политической экономики. – М., 1896 - С.135
1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.,1982 - С. 75
2 Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. – Мировая экономика и международные отношения. – 1989 . - № 12 - С. 172
3 Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха : Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство : Пре. С англ. – М.,: Прогресс, 1990 - С. 193
1 Энциклопедический словарь предпринимателя./Сост. Синельников С.М., Соломоник Т.Г.,Янборисова Р.В. – СПб:”АЯКС”, 1992. – С. 137 - 138
1 Висаков Г. //Экономическая теория/Оссобенности предпринимательской деятельности/ - М.2005г. - С. 214
2 Беляев М. //Предпринимательство и адаптивность региона к инвистициям/
[3] Виленский А. Малый бизнес : трудности роста . – М 1963 . – С. 116