Развитие малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:00, дипломная работа

Описание работы

В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Экономическое содержание понятия “предпринимательства” . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие “предпринимательства” ,его роли и функции . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Виды и формы предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3. Подходы к определению понятия “предпринимательства” в истории экономических учений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2. Проблемы развития предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.1. Причины возникновения проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.2 Пути решения проблем предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

Работа содержит 1 файл

диплом 2005 год.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

         Предприятие с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законом на территории РФ.

         Совместное предприятие может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

         Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного фонда, размер долей участников, структуру, состав и порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия.

         Вклады в уставной фонд оцениваются участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по договоренности участников.

         Для регистрации совместного предприятия предоставляются следующие документы:

         - письменное заявление учредителей о регистрации;

         - заключение соответствующих экспертиз;

- нотариально заверенных двух копий учредительных документов (учредительный договор);

- нотариально заверенную копию решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участника с российской стороны;

- документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банка или иным кредитно-финансовым учреждением;

- выписка из торгового реестра страны происхождения или другого эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения;

          Предприятия с иностранными инвесторами вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Некоторые виды деятельности требуют получения лицензии, например, страховое и банковское дело.

Совместные предприятия имеют право создавать дочерние предприятия, филиалы и представительства как на территории РФ, так и за рубежом.

         Иностранные инвесторы и предприятия наделяются землей, имеют право арендовать имущество, приобретать долю участия, акции и иные ценные бумаги на фондовых биржах, участвовать в биржевых сделках в порядке и на условиях, установленных законодательством. Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий на территории РФ.

         Иностранные граждане могут входить в орган управления предприятия на условиях, определяемых индивидуальными договорами.

         Таковы основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. От них следует отличать организационно-экономические формы, характеризующие соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности. К основным из них следует отнести следующие:

·              Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков продукции, долях в общем объеме производства и т. п.;

·              Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли, с целью устранения излишней конкуренции между ними;

·              Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции;

·       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Подходы к определению понятия “предпринимательства”

в истории экономических учений.

В настоящее время в России насчитывается около 10000 акционерных предприятий,свыше 2000 акционерных комерческих банков,представленны также и другие предпринимательские структуры.Дальнейшее развитие рыночных отношений в России предполагает создание благоприятных социально – экономических условий для предпринимательства.

Что же имеется в виду под понятиями “предприниматель” и “предпринимательство”?

Эти понятия в современном смысле впервые употребил английский экономист конца 17 – начала 18 вв. Ричард Кантильон.1 Он высказал свое мнение, что предприниматель – это человек,действующий в условиях рынка. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд,которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский экономист конца 18 – начала 19 вв. Ж.Б.Сэй ( 1767 – 1832) в книге “Трактат политической экономики”[2] (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства – Земли,Капитала,Труда. Предприниматель,указывал он , - это лицо,которое берется на свой счет и риск и в пользу произвести  какой – нибудь продукт.

К сожалению, надо отметить,что классики – основатели экономической науки – не очень интересовались фигурой предпринимателя.Предпринимательская деятельность не стала предметом их научного анализа.Английские ученые – экономисты А.Смит (1723 1790) и Д.Рикардо (1772-1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм.Вместе с тем в своем основном труде “ Исследование о природе и причинах богатства народов”(1776 г.) А.Смит уделил внимание характеристике предпринимателя.Предприниматель,по мнению А.Смита,являясь собственником капитала,ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск.Предприниматель сам планирует ,оранизует производство,реализует выгоды,связанные с разделением труда,а также распоряжается результатами производственной деятельности.

Известный амереканский экономист австрийского происхождения  Иозеф А. Шумпетер ( 1883 – 1950 ) в  книге  “ Теория экономического развития “1, которая впервые вышла в 1911 г. ,трактует понятие “предприниматель” как новатор.Функция предпринимателя,утверждает он,состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики,в обеспечении экономического роста :

Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент.

По – новому взглямул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф.А.Хайек ( 1899 – 1984 ).

По его мнению,сущность,предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей,характеристика поведения,а не вид деятельности2.Последний тезис представляется  очень важным

Интересно проследить эволюцию термина “предприниматель” и “предпринимательство”3 :

Ø  1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска

Ø  1797 г. Бодо: лицо,несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот,кто планирует, контролирует,организует и владеет предприятием.

Ø  1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех,кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех,кто получает прибль благодаря своим организаторским способностям.

Ø 1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор,который разрабатывает новые технологии

Ø 1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек,действующий в условиях умеренного риска.

Ø  1964 г. Питер Друкер: предприниматель – это человек,использующий любую возможность с максимальной выгодой.

Ø  1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель – это человек,проявляющий инициативу, организующий социально – экономические механизмы.

Ø  1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего-то нового,что обладает стоимостью,а предприниматель – это человек,который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый,психологический и социальный риск,получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

               А вот как трактуется понятие  “предпринимательство”  в Энциклопедическом словаре предпринимателя1 :

               Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личногодохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую  ответственность юридического лица.Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая комерческое  посреднечество,торгово – закупочную,консультационную и иную деятельность,а так же операции с ценными бумагами”.

         Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельно­сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

     Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производ­ством, качеством, внедрение новых методов организации про­изводства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Во взаи­моотношениях предпринимателя и потребителя предпринима­тель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель вы­полняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как го­товность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, жела­ния, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя выступает не­обходимость "завоевать' потребителя, создать круг собст­венных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от то­варов других производителей и возможность потребите­ля ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажно­го сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стан­дартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Вывод, который можно было бы сделать из рассматривае­мой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель вы­ступает в роли активного субъекта, то с точки зрения са­мого предпринимательского процесса, его содержания и эффек­тивности активную роль играет потребитель, и предпри­ниматель не может игнорировать этот факт..

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от обществен­ных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой ак­тивности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для разви­тия предпринимательства или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда го­сударство ведет постоянный и активный поиск мер по во­влечению в предпринимательский процесс новых эконо­мических агентов (нередко такая целенаправленная дея­тельность государства вызывает "взрыв" предпринима­тельской активности и приводит к "буму" предпринима­тельства).

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского про­цесса. Именно от него зависит эффективность и качество реали­зации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свой­ственны свои собственные интересы. Что касается предприни­мателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и состав­ляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпри­нимательского процесса.

В современных условиях хозяйствования каждый предпри­ниматель функционирует в условиях достаточно глубокой спе­циализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприни­матель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках то­го или иного фрагмента целостного производственного процес­са. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономиче­ского процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из ко­торых фокусируется в конкретной деятельности предпринима­теля.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с други­ми предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эф­фективных партнерских связей, в ходе которого предпринима­тель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимо­отношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России