Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:00, дипломная работа
В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Экономическое содержание понятия “предпринимательства” . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие “предпринимательства” ,его роли и функции . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Виды и формы предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3. Подходы к определению понятия “предпринимательства” в истории экономических учений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2. Проблемы развития предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.1. Причины возникновения проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.2 Пути решения проблем предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:
• обычная прибыль делового человека;
• излишек над обычной прибылью делового человека.
Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.
Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.
Глава 2 . Проблемы развития предпринимательства в России.
2.1.Причины возникновения проблем.
Возрождение предпринимательской деятельности в россии связано с целым рядом трудностей и противоречий.
Во – первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно выслких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.
Во – вторых, свободе хозяйственной деятельности,договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства,которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.
В – третьих, товарно – денежный обмен в россии сильно затруднен несовершенством финансово – кредитных отношений,а так же высокими темпами инфляции.1
Кризис в России,как айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным.Смена правительств одного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитие экономики страны.Основными признаками этого явились политический кризис государственной системы в предперестрочный период.длительное подавление инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех отношениях.2
Предпринимательский дух должен пронизать,прежде всего,всю организационно – экономическую систему регионов и всех его экономических субъектов.Для этого все руководители региональных администраций должны обучиться предпринимательству.
Ошибки предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам,касающимся в большей степени его самого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу.
В нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:
-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
-ускорить научно-технический прогресс;
-составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре -Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).
В развитии малого предпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.
Таблица 1 | |||
Отраслевая структура малого предпринимательства (в %) | |||
- | Отраслевая структура числа МП | Отраслевая структура полной численности занятых на МП | Структура производства продукции (работ, услуг) по основным отраслям МП |
Промышленность | 14,6 | 24,0 | 20,0 |
Сельское хозяйство | 1,1 | 0,8 | 0,3 |
Лесное хозяйство | 0,05 | 0,05 |
|
Транспорт и связь | 2,3 | 2,2 |
|
Строительство | 16,6 | 29,9 | 16,3 |
Торговля и общественное |
|
|
|
Питание | 42,7 | 24,6 | 50,5 |
Материально-техническое |
|
|
|
Снабжение и сбыт | 1,8 | 1,3 | 6,0 |
Информационное обслужи- |
|
|
|
Вание | 0,8 | 0,5 | 0,2 |
Общая коммерческая |
|
|
|
Деятельность | 4,8 | 3,9 | 2,5 |
Прочая деятельность в ма- териальном производстве |
|
|
|
1.5 | 1,4 | 0,7 | |
Бытовые услуги, жилищ- | 1,8 | 1,1 | 3,3 |
ное хозяйство | |||
Здравоохранение, спорт, | 1,9 | 1,3 | 0,1 |
Социальное обеспечение | |||
Народное образование | 0,9 | 1,0 | 0,04 |
Культура и искусство | 0,9 | 0,7 | 0,06 |
Наука и научное обслужи- | 5,6 | 5,3 |
|
Вание |
| ||
Финансы, пенсионное | 1,3 | 0,9 |
|
Обеспечение |
| ||
Прочие | 1,05 | 3,15 |
|
Таблица 2 | |
Региональная структура малого предпринимательства (в %) | |
Экономические районы | Доля в общем числе МП |
Центральный, | 30,5 |
в том числе Москва | 20,0 |
Северный | 2,9 |
Северо-западный | 9,6 |
Волго-вятский | 2,9 |
Центрально-Черноземный | 2.7 |
Поволжский | 9,6 |
Северо-Кавказский | 9,8 |
Уральский | 10,6 |
Западно-Сибирский | 10,5 |
Восточно-Сибирский | 5,2 |
Дальневосточный | 5,0 |
[3]
Проблемы предпринимательства.
1. Общие проблемы;
2. Проблемы организации малого предприятия;
Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:
1) Несовершенство законодательства:
¨ нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
¨ существенные законодательные пробелы:
- дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
- неотработанность процесса купли-продажи;
- отсутствие должного законодательства о земле;
- внутренняя противоречивость законов.
¨ невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.
2) Несовершенство налоговой системы.
Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.
При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.
3) Несовершенство финансово-кредитной системы.
В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.
Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.
4) Безопасность деятельности предприятия.
Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:
* невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
* невыполнение своих обязательств поставщиками;
* произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
* прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";
* передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;
* утечка информации из коммерческих банков;
Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.
5) отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.
С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого