Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Задачи исследования: · определить экономическое содержание процесса приватизации; · провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации; · изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации; · проанализировать предварительные итоги приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России; · рассмотреть перспективы приватизации в России. При написании работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также законодательные и правительственные документы.
Введение..................................................................................................................3
Основная часть:
1.Разгосударствление……………………………………………………………5
2.Приватизация…………………………………………………………………..8
2.1 Бесплатная приватизация…………………………………………………...8
2.2 Платная приватизация………………………………………………………9
3.Приватизация в России………………………………………………………...14
3.1 Динамика изменения реального ВВП в РФ……………………………….21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы………………………………………………24
глубокие и масштабные задачи: стать инструментом создания не только новой
структуры собственности, но и формирования нового класса частных
собственников. Именно из этой идеи исходил «Закон о приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», где
приватизация рассматривается не только как переход от одной формы
собственности к другой, а как создание нового носителя отношений
собственности. Постановка именно такой задачи диктовалась отсутствием
частного собственника. При наличии времени и финансов возможно было бы
подождать когда такой класс сформируется сам по себе, но такая возможность
отсутствовала. Поэтому её должна была заменить широкомасштабная приватизация,
искусственно устроенным сверху созданием слоя частных собственников, без
которого переход к рыночной экономике в принципе невозможен.
Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены «Государственной
программой приватизации
государственных и
Федерации на 1992 год». Программа предусматривала четыре способа приватизации:
аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.
В основу выбора способа приватизации был положен размер предприятия. По этому
признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых
устанавливались свои условия приватизации (оценка фондов на 01.01.1994 г.)
Размеры предприятия и условия приватизации
Категория предприятия |
Условия |
МЕЛКИЕ | |
Менее 200 работников или стоимость основных фондов менее 1 млн.руб. |
Приватизация без |
СРЕДНИЕ | |
От 200 до 1000 работников или стоимость основных фондов от 1 до 50 млн.руб. |
Добровольная корпоратизация |
КРУПНЫЕ | |
Более тысячи работников или стоимость основных фондов более 50 млн.руб. |
Обязательная корпоратизация |
Малые предприятия, к которым
не применялась процедура
подлежали продаже через аукцион или на конкурсной основе выставлялись на
торги. Такой шаг был нацелен на то, чтобы узнать их рыночную стоимость и
создать конкуренцию между покупателями. Предусматривалось также, что малые
предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой метод
мог использоваться коллективами предприятий, которые заключили с государством
договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила, как правило, в два
этапа. Сначала проходило акционирование, затем выпускались акции, которые
распределялись между членами трудового коллектива, руководства предприятия и
посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях определяемых
коллективом.
В первый этап приватизации было вовлечено все население России. Возможно поэтому
она получила название «народной». Инструментом её проведения послужили
приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам России.
Одновременно приватизация преследовала цель создать максимум заинтересованных
трудовых коллективов в эффективной работе приватизированных предприятий.
В связи с этим программа приватизации предусматривала три основных варианта
приватизации, различающиеся между собой по наборам льгот, предоставляемых
работникам предприятий.
По первому варианту работники предприятий получали следующие льготы:
-
право на привелигерованные
капитала. Эти привелигерованные акции не давали права голоса (их владельцы не
могут голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное
право на дивиденды по сравнению с другими акционерами. Они также получали
право на получение своей доли в случае банкротства;
- право на покупку 10% простых акций дающих право голоса на
очень льготных условиях;
- право использования ваучеров при приобретение акций -
привилегированных и простых;
-
возможность приобретения
акций по номинальной стоимости на сумму не более 5% уставного капитала.
По второму варианту действовали следующие условия:
- до 50% стоимости акций могут быть оплачены приватизационными
чеками;
-
общее количество акций,
приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих вместе с ним
в единый промышленный комплекс, не может превышать 51% от величины уставного
фонда.
При третьем варианте группе работников ( не обязательно всему трудовому
коллективу) предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим
фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа
работников должна была провести в течение года реорганизацию предприятия,
вложить в него свои личные средства размере не менее 200 минимальных зарплат,
установленных на территории России. В случае выполнения условия члены
коллектива получают право приобрести 20% простых акций по номинальной
стоимости.
Особых приемов потребовала приватизация крупные предприятия и объединения-
гиганты. Здесь первым шагом стало преобразование их в акционерное общество
открытого типа. Но акционирование это ещё не приватизация в общепринятом
смысле, а изменение организационно-
предприятие остается в собственности государства.
В каждом конкретном случае органам приватизации и коллективам приходилось
решать, что лучше при акционирование: выделять из состава действующих
гигантов конкурентно способные малые и средние предприятия или объединять
некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие акциями и
получившие названия холдингов.
Холдинговые компании создаются прежде всего для проведения согласованной
политики во всей группе подконтрольных предприятий . важно, чтобы при этом
холдинг не препятствовал их конкуренции с другими и не мог «грабить»
непосредственных
создание холдингов было запрещено в тех сферах, где конкуренция является
единственным средством утверждения цен на приемлемом для потребителя уровне:
в торговле \, общественном питание, бытовом обслуживание, сельском хозяйстве,
большинстве отраслей транспорта. Не допускается и создание суперхолдингов,
объединяющих целые отрасли производства. Предусмотрены и другие меры
антимонопольного характера.
К особенностям приватизации можно отнести сохранение в собственности
государства значительной части
акций приватизированных
Доля госсобственности в акциях
приватизированных предприятий (на 1996 г.)
Отрасль |
% |
Целлюлозно-бумажная промышленность |
20 |
Металлургия |
15 |
Телекоммуникации |
38 |
Машиностроение |
55 |
Нефте- и газодобыча |
42 |
Это означает, что эти предприятия стали смешанными. Наличие в России не
только государственных предприятий, не
подлежащих приватизации,
но и полугосударственных
государству более широкие возможности для использования различных форм
экономического регулирования и госконтроля за значительным сектором
промышленности.
Рассматривая итоги ваучерной приватизации в России с точки зрения выбранных
вариантов, то явное предпочтение было отдано второму варианту, позволяющему
трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот вариант избрали
около 75% предприятий. Однако,
такая форма перекрывает
влияния и контроля за ним. Эта ситуация сводится к минимуму при нормальном
функционирование рынка ценных бумаг. Но, как показывает опыт, что во время
закрытой подписки или по её завершению начинается скупка акций директоратом
или внешним инвестором.
Приватизация в Росси принесла с собой чековые инвестиционные фонды (ЧИФ),
которые собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество акционеров в
них составило 22,8 млн. человек или 15,4% населения России. ЧИФ должен был
стать одной из опор новой финансовой структуры, они должны были играть важную
роль в мобилизации и свободном переливе капиталов, интересоваться в первую
очередь инвестированием в производство с учетом рыночной ситуации. Однако
практика первого этапа приватизации показала, что ЧИФы, в основном, были
заинтересованы в получение максимальных дивидендов , а не в реальном развитии
предприятия.
Если подводить позитивные
итоги первого этапа
отметить , что он позволил
добиться существенного
экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине
1994 года уже была передана в частные руки, но они были приватизированы без
зданий и сооружений, что
характеризует некоторую
положение. К концу 1994 года этот процесс завершился почти по всей территории
России.
К особенностям первого этапа следует отнести, что земля практически не была
вовлечена в этот процесс. А на базе средних и крупных предприятий к концу
1994 было создано более
20 тыс. акционерных обществ,
Основные показатели приватизации в России
Показатели |
01.01.93 |
01.01.94 |
01.01.95 |
01.01.96 |
Госпредприятия на самостоятельном балансе (ед.) |
204998 |
156635 |
126846 |
90778 |
Подано заявок на приватизацию (ед.) |
102330 |
125492 |
143968 |
147795 |
Реализовано заявок(ед.) |
46815 |
88577 |
112625 |
118797 |
Продажная цена собственности(млрд.руб.) |
57 |
752 |
1867 |
2510 |
Госпредприятия |
2376 |
14073 |
24048 |
27040 |
Предприятия на аренде, в том числе с выкупом (ед.) |
22216 13868 |
20886 14978 |
16826 12806 |
14663 12198 |
По сведениям правительства более 40 млн. граждан России стали акционерами. Но
невозможно по количеству участников точно оценить реальный результат, так как
приватизация это не цель, а средство процесса реконструкции народного
хозяйства, а следовательно и экономики.
В России, по мнению специалистов, было допущено два серьезных промаха:
- невозможность для участников приватизации, в условиях
неразвитого рынка реально оценивать стоимость имущества. А следовательно
никто не знает будущую
эффективность предприятия
-
равномерное распределение «
тому, что АО становится плохо управляемым, и его деятельность подчиняется
интересам менеджеров.
Наиболее существенной чертой ваучерной приватизации в России являлось то, что
механизм обмена ваучеров на акции не предусматривал четкого соответствия
количества обмениваемого, что привело к дезориентации индивидуумов и
спекулятивному характеру. Как результат, несмотря на огромные усилия
правительства, класс частных собственников так и не сформировался. Не
решена проблема привлечения иностранных инвестиций. Это объясняется
просчетами в процессе приватизации, к которым можно отнести:
-
трудности в приобретение
влиять на положение дел;
-
постоянное изменение
- неопределенность иностранного инвестора.
Таким, образом предоставление неоправданно больших льгот трудовым коллективам
и неоправданная оценка предприятий привела к тому, что огромная часть
государственного имущества за бесценок осела в частных руках. Произошел не
просто переход к рыночной экономике, а ускоренная капитализация страны,
приведшая к грандиозному перераспределению доходов и средств производства.
Доходы большей части населения значительно упали, а очень узкого слоя - резко
взлетели. Исправить сложившееся положение и внести новый интерес к процессу
приватизации должен был, начавшийся с 1 июля 1994, второй этап приватизации.
Второй этап приватизации
Этот этап по прогнозам должен носить качественно новый характер,
поскольку его целью является обеспечение перехода прав собственности,
приобретенных на первом этапе, в руки реально ответственных собственников. К
основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества:
- государственные пакеты акций приватизированных предприятий;