Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Задачи исследования: · определить экономическое содержание процесса приватизации; · провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации; · изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации; · проанализировать предварительные итоги приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России; · рассмотреть перспективы приватизации в России. При написании работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также законодательные и правительственные документы.
Введение..................................................................................................................3
Основная часть:
1.Разгосударствление……………………………………………………………5
2.Приватизация…………………………………………………………………..8
2.1 Бесплатная приватизация…………………………………………………...8
2.2 Платная приватизация………………………………………………………9
3.Приватизация в России………………………………………………………...14
3.1 Динамика изменения реального ВВП в РФ……………………………….21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы………………………………………………24
2.1 Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к
следующему: так как при
государственной монополии
совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального
собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом
должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более
рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация
связана с наделением всех
граждан приватизационными
идею в России выдвинул ещё в 1985 году российский экономист В. Найшуль.
Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных
контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не
ценится людьми и соответственно мало шансов , что появятся собственники
способные эффективно использовать собственность. Во-вторых , каким
образом определить долю каждого в процессе дележа государственного имущества.
И в-третьих каким образом оценить всю государственную собственность. Выдвигая
эти аргументы они предлагают другую модель .
2.2 Платная приватизация. В этом случае государственная собственность
подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на
аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие
акционируется , а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники
указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме
того, она приводит к увеличению доходной части бюджета .
Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для
выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет
к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной
справедливости.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения:
или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Один
из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в
государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за
2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным
причинам :
1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность
объектов промышленности, накапливаются медленно;
2. требуется время,
чтобы рынок стал хорошо
рыночную стоимость
3. монополизированную
социалистическую
реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы
выставить на продажу.
Сторонники быстрой
сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных
реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого
фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий . Но ни одна из
моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к
ожидаемому эффекту.
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы,
ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного
регулирования долговременного характера.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими :
1. Экономическая (повышение
эффективности
2. Фискальная (увеличение
доходов государственного
предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти.
Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества
на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а
предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной
справедливости и
нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и
приватизации.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая
принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости
и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения
профиля предприятия и
его производственного
предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие
основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или
продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или
инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества;
банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в
руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших
конечных результатов. Принцип социальной справедливости предусматривающий,
что каждому достанется одинаковая доля собственности предприятия и равные
возможности участия в его функционирование, не дает возможности действенного
контроля за деятельностью руководства.
Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации. В соответствии с
«традиционным» подходом
общественная и частная собственность рассматриваются как два
антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее
распространение и обоснование в экономической литературе советского периода.
В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном
труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация
представляется изменениями
в структуре частной
Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как
«трудовой» и «
собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную
трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном
отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным
критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его
собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к
отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу
и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним
негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно
выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается
как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности
государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных
владельцев, как сокращение государственного сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики,
ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет
собой элемент государственного регулирования долговременного характера.
Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной
собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях
рынка они функционируют на общественных началах как субъекты
предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных
методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация
важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации
– двух возможных методов государственного воздействия на формирование
экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений
приватизированных и государственных предприятий.
Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества
в «частную», «общую долевую»
или «акционерную»
предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности.
Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной
приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного
предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в
государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие
инвесторы.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.
Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную
приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в
структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате
приватизации) уровня и структуры цен.
Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной
Европе и в России показывает наличие общих тенденций:
1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и
акционирования
2) введение чековой (или купонной) системы;
3) низкая доходность приватизации;
4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие
форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного
процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного
регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут
свойственны российской приватизации.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно
создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация
разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от
«дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный
переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает
постоянный характер приватизационного процесса как инструмента
государственного
Основным принципом
- не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой
переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
-
приватизация не должна
государственная собственность необходима как дополнение к рыночному
механизму, поэтому отбор
приватизируемых предприятий
тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ;
-
приватизации должны
разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения
эффективности и доступности для более широкого слоя населения;
-
изменения структуры
характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи;
-
обязательными условиями
инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня
занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
-
приватизация должна
безопасности;
-
каждый шаг приватизации
доступным народному контролю
Не все эти принципы
удалось осуществить в
идет речь в следующей главе.
Процесс приватизации в России рассматривался правительством как важнейшая
часть экономической реформы преобразования командной экономики в рыночную и
состоял из двух этапов: ваучерной и денежной приватизации.
Первый этап: ваучерная приватизация
Неопределенность прав собственности в СССР, особенно после смягчения
тоталитарного режима в середине 50-х годов. Широко распространилось
растаскивание общественной собственности, особенно во время перестройки. Все
это привело к возникновению спонтанной приватизации, которая началась гораздо
раньше принятой правительством в 92 году программы приватизации. Так,
предприятиям давалось все больше прав, однако никакого дисциплинирующего
механизма в форме банкротства (жесткого бюджетного ограничения) не
существовало. Реальные рычаги управления предприятиями были утеряны , при
этом вокруг предприятий начали плодится кооперативы, в которые уходили
наличные деньги. Процесс спонтанной приватизации принимал все более
криминальный и неуправляемый характер.
Правительство принимает единственно верное решение начать государственную
приватизацию. Разумеется, надо иметь в виду, что приватизация в России
качественно отличается от приватизации в проводимой в западных странах. Сам
характер огосударствления социалистической собственности ставил более