Разгосударствление и приватизация: понятие, цели, способы. Особенности приватизации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Задачи исследования: · определить экономическое содержание процесса приватизации; · провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации; · изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации; · проанализировать предварительные итоги приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России; · рассмотреть перспективы приватизации в России. При написании работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также законодательные и правительственные документы.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Основная часть:
1.Разгосударствление……………………………………………………………5
2.Приватизация…………………………………………………………………..8
2.1 Бесплатная приватизация…………………………………………………...8
2.2 Платная приватизация………………………………………………………9
3.Приватизация в России………………………………………………………...14
3.1 Динамика изменения реального ВВП в РФ……………………………….21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Эконом.теор.курсовая.docx

— 72.81 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра права и экономической  теории

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономическая теория»

 

Тема: «Разгосударствление и  приватизация: понятие, цели, способы. Особенности приватизации в России»

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение..................................................................................................................3

Основная часть:

  1.Разгосударствление……………………………………………………………5

  2.Приватизация…………………………………………………………………..8

  2.1 Бесплатная приватизация…………………………………………………...8

  2.2 Платная приватизация………………………………………………………9

 3.Приватизация в России………………………………………………………...14

   3.1 Динамика изменения реального ВВП в РФ……………………………….21

Заключение………………………………………………………………………..23

Список используемой литературы………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Введение.

 

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении

и развитии товарного производства наряду с разделением труда  решающую  роль

играет  собственность.  Отношения  собственности  составляют  основу   любой

экономической системы.

      Истории  человеческого  общества  известны  самые  разнообразные  формы

собственности,  из  которых  наибольшее  значение  имеют  государственная  и

частная собственность.

      В современном   мире  нет  ни  одной  страны,  где  бы  государство  не

занималось     активно     хозяйственной     деятельностью.     Преобладание

государственной   формы   собственности   в   экономике   страны   ведет   к

возникновению  государственной  монополии,  которая  пагубна  для   развития

экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна  выгодна  производителю.

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство  занимает

монопольное  положение,  а  сама  система  общественной  жизни  выступает  в

качестве авторитарно-бюрократического государства.

 

Важнейшими направлениями  формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и  развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной  экономике, потребовалось преобразование государственной собственности  на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие  в России, выявить задачи и особенности  российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью  и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно  и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением  изменений в экономике. Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место  в отечественной экономической  науке. В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество  дискуссионных и нерешенных проблем  как методологического, так и  прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса. Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие: 1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции». 2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности. 3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя. 4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации. Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них - порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

 Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.

Задачи исследования: · определить экономическое содержание процесса приватизации; · провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации; · изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации; · проанализировать предварительные итоги приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного процесса в России; · рассмотреть перспективы приватизации в России. При написании работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также законодательные и правительственные документы.

 

 

 

  1. Разгосударствление

 

      Разгосударствление  –   это   совокупность   мер   по   преобразованию

государственной собственности, направленных на  устранение  чрезмерной  роли

государства в экономике.

      Кроме   того,  разгосударствление   означает   снятие   с   государства

большинства  функций  хозяйственного  управления,  передачу  соответствующих

полномочий на уровень  предприятий, замену вертикальных хозяйственных  связей

горизонтальными.

 

      Разгосударствление  не  означает,  что  государство   перестает  играть

важную роль в  рыночной  экономике.  Уменьшаются  масштабы  государственного

предпринимательства,   но   государство   остается   структурным   элементом

смешанной экономики.

      Процесс   разгосударствления   не   равнозначен   денационализации,   а

последняя не  сводится  к  одной  приватизации.  Процесс  разгосударствления

сохраняет   государственную   собственность   и   направлен   на   повышение

эффективности  функционирования   остающихся   в   государственном   секторе

предприятий.

      Процесс  разгосударствления характеризуется  деидеологизацией, когда все

более  редкой  становится  ситуация,  при  которой  демократические   партии

выступают  за  расширение  государственного  сектора,  а   их   политические

противники – за частный.

 

      Основными  способами разгосударствления являются:

      . либерализация  рынков;

      . коммерциализация;

      . стимулирование  создания и расширение сферы   деятельности  смешанных

        предприятий  (государственно-частных);

      . денационализация.

 

      Либерализация  рынков предполагает открытие  широких возможностей для их

освоения  различными  хозяйственными  субъектами.  Это   путь   формирования

конкурентных структур в  тех секторах экономики и на тех  рынках, для  которых

характерна полная монополия  государства. Речь идет о снятии различного  рода

запретов и устранении барьеров,  препятствующих  доступу  на  тот  или  иной

рынок  новых  конкурентов;  о  диверсификации  производства  и   продаж,   в

результате чего растет  число  многопрофильных  фирм,  чья  продукция  может

поступать на самые разные рынки. Государство  поощряет  также  малый  бизнес

(через   налоговые   льготы),   снимает   ограничения   для    проникновения

иностранного капитала, принимает  меры по демонополизации экономики. Все  это

делает   рынки   более    свободными.    Либерализация    рынков    означает

разгосударствление без  изменения государственной собственности.

      Коммерциализация  государственных  предприятий,   заключается   в   их

переводе на коммерческий расчет,  в  подчинении  их  деятельности  принципам

рыночного   механизма.    Коммерциализация    государственных    предприятий

предполагает устранение окружающей их нерыночной среды.  Притом  государство

либо сокращает,  либо  полностью  прекращает  их  бюджетное  финансирование,

отменяет  льготное   налогообложение,   оказывает   в   списании   кредитной

задолженности, оценивает  результаты  хозяйственной  деятельности  на  основе

критериев, применяемых в  частном  секторе.  Коммерциализация  хозяйственных

объектов приводит к решению  параллельной проблемы государства  –  сокращению

дефицита государственного бюджета, так как государство  избавляется  как  от

субсидирования, так и  от инвестирования в государственное  предприятие.  Это

в свою очередь ведет к  оздоровлению денежного хозяйства  страны,  к  снижению

уровня инфляции.

      Создание  смешанных предприятий с участием  государства и субъектов иных

форм собственности, которое  могло бы сопровождаться  льготным  кредитованием

и налогообложением. Речь в  данном случает идет не  только  и  не  столько  о

создании предприятий  с участием иностранного капитала, сколько о  вкраплении

в  структуры  государственной  собственности   других   форм   собственности

отечественного происхождения.

      Денационализация  государственной собственности,  которая в  подавляющей

своей части  носит  непосредственный  приватизационный  характер.  При  этом

собственность государственных  предприятий  может  переходить  не  только  в

частные руки,  но  и  к  банкам,  коллективам  государственных  предприятий,

кооперативам.

 

      Все   эти  способы  разгосударствления   переплетаются,   выражаясь   в

изменении  собственности  и   совершенствовании   хозяйственного   механизма

рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приватизация

 

Приватизация является одним  из важнейших преобразований при  переходе к рынку и

представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в

связи с изменением формы  собственности на средства производства: с

«государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ

разгосударствления и  приватизации позволяет раскрыть экономическое  содержание

приватизации как системы  отношений по изменению формы  собственности на средства

производства с государственной  на частную (в том числе индивидуальную, паевую,

акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Наиболее короткое определение приватизации формулируется как

переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия

приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является

разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как

возврат государственной  собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет

единого определения приватизации. В западных странах можно встретить  множество

определений, такие как :

-              переход прав собственности государства  в пользу частных лиц

(частного сектора) или  смена государственной собственности  на частную;

-              полная продажа государственных  предприятий частным лицам;

-              продажа части активов;

-              передача функций государственной  собственности частному сектору

народного хозяйства с  тем, чтобы распределение и  взаимодействие  ресурсов

осуществлялось через  рынок.1

В Великобритании приватизация означает сокращение государственного   участия

в предприятие до 50%.  В  некоторых странах (например, Индонезии, Турции,

Малайзии) приватизация признаётся и при сохранение государством большей  части

активов. В США приватизация рассматривается как долгосрочная программа

расширения частного сектора  за счет сокращения общественного.

Несмотря на такое богатое  разнообразие определений можно  выделить две

основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых

опирается на определенные доводы и аргументы.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: понятие, цели, способы. Особенности приватизации в России