Равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Задачами данной работы являются:
Изучить теоретические основы равновесия фирмы в рыночной экономике;
Рассмотреть равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 261.94 Кб (Скачать)

      Однако  когда монополия уверена в  своей уникальности, что характерно для замкнутой экономики, криминализированного рынка, особенно если речь идет о производстве и продаже товаров неэластичного  спроса, ее поведение становится иным.5

    1. Монополист начинает активно завышать цены, что ущемляет

интересы  потребителей.

    1. Ограждение от конкуренции ведет к изменению категория

эффективности производства.

      Фирму в этих условия уже не устраивает равенство предельного дохода и  предельных издержек. Она выбирает такой вариант развития, когда  скорость наращивания дохода превышает  скорость прироста издержек. Итак, MR>MC в этих условиях монополия может  и при меньших объемах производства максимизировать свой доход. Такая  монополия формирует обычно цены более высокие, а объемы более  низкие по сравнению с условиями  чистой конкуренции. С точки зрения общества, это означает, что ресурсы  по отраслям и предприятиям распределяются не самым рациональным образом, так  как монополия посредством завышенной цены собирает дань с остальных производителей, лишая их части дохода.

          Сужение масштабов предложения означает, что запросы потребителей удовлетворяются  не в полной мере, а это приводит к расхождению между фактически произведенным совокупным продутом общества и потенциальными возможностями общества.

          Примерно  такая же картина раскрывается при  анализе действия монополии на дефицитном рынке в условиях, когда повышенный спрос нельзя за короткий срок покрыть  приростом предложения 

      1.  Природа и сущность издержек  производства
 

     В основе любого экономического решения  лежит ответ на вопрос: как соотносится  то, что мы затрачиваем на тот  или иной проект (наши издержки), и  то, что в результате осуществления проекта мы можем получить сверх своих затрат (прибыль)?6

     Понятие издержек обычно ассоциируется с  определенными потерями, жертвами, которые необходимо понести для  получения некоторых полезных результатов. Эти потери могут быть разнообразны, поэтому нет единого универсального и простого метода определения издержек. Существуют два подхода к трактовке  издержек: бухгалтерский и экономический, каждый из которых имеет свою область  применения.

     Согласно  первому подходу, бухгалтерские  издержки – это стоимость израсходованных  ресурсов в фактических ценах  их приобретения.

     Бухгалтерские издержки принимают форму денежных платежей внешним поставщикам ресурсов, не принадлежащим к числу владельцев фирмы.  Они полностью отражаются в бухгалтерской отчетности предприятия. Поэтому эти издержки также называются внешними (денежными, явными):

     Бухгалтерские издержки = Внешние  издержки

      Поскольку ресурсы ограничены, то их использование  для производства данного продукта означает отказ от производства других, альтернативных, продуктов. Отсюда следует, что все издержки производства по природе своей альтернативны, т.е. связаны с упущенной возможностью применения ресурсов в другом производстве. Согласно второму подходу, экономические (альтернативные) издержки – это  стоимость других благ, которые можно  было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов. В  этих условиях говорят об альтернативных издержках – цене выбора.

      Альтернативные (вмененные) издержки использование  ресурсов, принадлежащих самой фирме, проявляются как внутренние (неоплачиваемые, неявные) издержки. Они включают денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, а так же издержки упущенных возможностей (недополученная прибыль). Например, если фирма располагает помещением, принадлежащим ее владельцу, то она упускает возможность сдать помещение в аренду и получать арендную плату, которую мог бы получать в качестве наемного работника на другой фирме.

      Внутренние  издержки включают в себя так же так называемую нормальную прибыль, которая представляет собой лишь часть прибыли предпринимателя.

      Нормальная  прибыль предпринимателя – это  минимальная плата, необходимая  для того, чтобы удержать предпринимателя  в пределах данного направления  деятельности. Эта прибыль должны быть не менее прибыли, чем предприниматель мог бы иметь в другой наиболее выгодной для себя сфере деятельности, т.е. не меньше «упускаемого» им дохода.

      Таким образом, экономические издержки включают в себя как внешние, так и внутренние (в том числе нормальную прибыль) издержки, а бухгалтерские издержки – только внешние:

Экономические издержки = Внешние (бухгалтерские) издержки + +внутренние издержки ( в т.ч. нормальная прибыль).

      Оптимальный размер фирмы определяется точкой, в которой трансакционные затраты минимальны. Если она не достигнута (фирма слишком мала), то административная координация предпочтительнее рыночной, т.е. несколько фирм целесообразно слить в одну. Если оптимальная точка пройдена – все наоборот.

      Равновесие  на рынке совершенной (чистой) конкуренции. Как было показано выше, равновесие фирмы, ее устойчивое положение в  отрасли достигается при равенстве  предельного дохода и предельных издержек. При этом следует иметь  в виду, что сам предельный доход  равен цене товара. Так получается потому, что увеличение предложения  товара на предельно малую величину (единицу) дает прирост дохода, и  это прибавит к общей выручке  цену одного товара. Значит, предельный доход приравнивается к цене товара.

     Итак, равновесие фирмы, в условиях которого она выбирает оптимальный выпуск продукции, предполагает следующее  равенство: Р=МС-МК, где Р — цена товара; МС — его предельные издержки; MR — его предельный доход.

Равновесие  фирмы в условиях монополистического рынка. Здесь положение несколько  иное. Прежде всего монополия как лидер в отрасли имеет возможность навязывать цену рынку, в то время как при совершенной конкуренции производитель приспосабливается к ней. Поэтому кривая спроса для монополиста совпадает с ценой. Что же касается кривой предельного дохода, то она располагается, как правило, ниже линии цены.

Итак, в  условиях монополистической конкуренции  при насыщенном рынке производителя  цена выше предельного дохода Р > MR

      В условиях рынка не только можно, а  необходимо всегда управлять издержками. Идет перестройка экономического мышления, при этом прослеживается следующая  логическая цепочка: изменение теории издержек влечет за собой необходимость  обучения специалистов и использование  этих новых теорий на предприятиях материального производства с целью прогрессивного управления ими.

  

Глава 2. РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ  В КРАТКОСРОЧНОМ  И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ 
 

      1. Долгосрочный  и краткосрочный периоды в  деятельности фирмы
 

   В теории фирм фактор времени играет существенную роль, поэтому нужно  выявить отличия двух понятий, используемых экономистами: «долгосрочный период»  и «краткосрочный период». Впервые  эти понятия были введены в  экономическую теорию Альфредом  Маршаллом. Они не означают какого-либо фиксированного отрезка календарного времени. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.7

   В течение весьма длительного времени  все действующие на определенный момент контракты фирмы будут  выполнены, оборудование  придет в  негодность или устареет, так что  потребуется его замена и т.д. это означает, что «по истечении  долгосрочного периода фирма  полностью освобождается от политики, имущества и обязательств, которыми она связана в данный момент. Продолжительность  долгосрочного периода, следовательно, такова, что фирма имеет возможность  пересмотреть все стороны своей  политики. Если, например, фирма установила, что спрос на ее продукцию возрос, то может пройти десять лет, прежде чем она позволит себе осуществить  перестройку предприятия и замену оборудования».

    1. Таким образом, долгосрочный период – это такой промежуток

времени, в течение которого фирма может  изменить все фактор производства, используемые для изготовления продукта.

     Кроме того, долгосрочный период характеризуется  также изменением числа функционирующих  в отрасли фирм, поскольку в  течении этого времени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли.

     Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять  выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.

     В отличие от долгосрочного в течение  краткосрочного периода фирма имеет  минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии даже увеличить  выпуск продукции в соответствии с возросшим потребительским  спросом. Для этого фирма должна увеличить закупки сырья, ввести сверхурочные работы или нанять дополнительных работников. Даже после этого пройдет какое-то время, прежде чем фирма начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.

    1. Краткосрочный период – это отрезок времени, в течении которого

фирма не может изменить общие размеры  основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных  производственных мощностей.

      Предполагается  так же, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль  в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянными. 

      1.  Классификация издержек фирмы в краткосрочном периоде
 

      Анализируя  издержки, необходимо различать издержки на весь выпуск продукции, т.е. общие (полные, суммарные) издержки производства, и  издержки производства единицы продукции, т.е. средние (удельные) издержки.8

      Рассматривая  затраты на весь выпуск продукции, можно  обнаружить, что при изменении  объема производства величина одних  видов затрат не изменяется, а величина других видов затрат носит переменный характер.

      Постоянные  издержки (FC) – это затраты, не зависящие  от объема выпуска продукции. К ним  относятся затраты на содержание зданий, капитальный ремонт. Административно-управленческие расходы, арендная плата, платежи по страхованию имущества, некоторые  виды налогов.

      Понятие постоянных издержек может быть проиллюстрировано  на рис.1. отложим на оси абсцисс  количество выпускаемой  продукции (Q), а на оси ординат – издержки (C). Тогда график постоянных издержек (FC) будет представлять собой прямую, параллельную оси абсцисс. Даже когда  предприятие ничего не производит, величина этих издержек не равна нулю.

      

      Рис. 1. Постоянные издержки 

      Переменные  издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости  от изменения объемов производства. К переменным издержкам относят  затраты на сырье, материалы, электроэнергию, оплату труда рабочих, расходы на вспомогательные материалы.

      Переменные  издержки увеличиваются или уменьшаются  пропорционально выпуску продукции (рис. 2). На начальных стадиях производства они растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция, но по мере достижения оптимального выпуска (в точке Q1) темпы роста переменных издержек снижаются. На более крупных  фирмах удельные затраты на производство единицы продукции меньше вследствие роста эффективности производства, обеспеченной более высоким уровнем  специализации рабочих и более  полным использованием капитального оборудования, поэтому рост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, когда предприятие  превышает свой оптимальные размеры, вступает в действие закон убывающей  производительности (доходности) и  переменные издержки снова начинают обгонять рост производства.

Информация о работе Равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде