Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа
Основная цель работы заключается в изучении теории экономического равновесия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть равновесие на товарном и денежном рынках.
Раскрыть использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики в Республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1 Равновесие на товарном рынке. Равновесие на денежном рынке. Совместное равновесие на рынках благ и денег (модель IS-LM) 3
ГЛАВА 2 Использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики в Республике Беларусь 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
В ситуации ликвидной ловушки монетарная политика как инструмент стимулирования совокупного спроса и национального дохода не принесет желаемого эффекта и поэтому, по мнению кейнсианцев, остается лишь один рычаг – фискальная политика, которая непосредственно влияет на совокупный спрос через изменения налогов и правительственных расходов.
Если же линия IS пересечет LM на её вертикальном отрезке, то увеличение предложения денег приведет к росту национального дохода и снижению процентной ставки (рисунок 15). Эффективность монетарной политики в этом случае будет наивысшей.
Монетаристы утверждают, что если LM вертикальна, то изменения в фискальной политике не влияют на совокупный спрос и национальный доход.
Когда
спрос на инвестиции совершенно не
эластичен по процентной ставке (например,
если инвесторы пессимистично
Денежно-кредитная политика (изменение количества денег в экономике) не оказывает в этом случае влияния на совокупный спрос и национальный выпуск. Эффективной окажется лишь фискальная экспансия, которая приведет к сдвигу кривой IS, а значит к росту дохода.
Итак, в результате анализа мы выяснили, что денежная политика эффективна лишь при высоких процентных ставках. Фискальная политика
более эффективна, когда кривая LM горизонтальна, а IS вертикальна. При ликвидной ловушке (LM горизонтальна) фискальная экспансия не изменяет процентрую ставку, так как равновесие достигается при её единственном уровне i0.
Так, В Беларуси наблюдается рост практически всех экономических показателей: внешнего долга, курса валют по отношению к рублю и, конечно же, инфляции. Даже по официальным данным индекс потребительских цен на товары и услуги в сентябре нынешнего года по сравнению с декабрем прошлого составил 174,5%. Значит ли это, что уже к концу года население и бизнес могут столкнуться с неприятным фактом раскручивания гиперинфляции?
Предпосылки
Для начала необходимо понять, что может привести к возникновению гиперинфляции в принципе.
1)
Дефицит пользующейся массовым
спросом потребительской
2) Неопределенность на валютном рынке, вследствие чего производители и продавцы закладывают все валютные риски в цену.
3)
Существенный разрыв между
4) Девальвация национальной валюты темпами, опережающими рост ставок по кредитам в национальной валюте.
5)
Резкое удорожание
Из этих предпосылок в Беларуси в полной мере уже реализованы 2-й и 4-й пункты и находятся в процессе претворения в жизнь 1-й и 3-й.
Реальность
Возникновение дефицита потребительской продукции пока еще не носит массового характера. Однако по отдельным видам товаров, особенно импортных, наблюдается сокращение как разнообразия, так и количества продукции в розничной продаже. Связано это прежде всего с проблемами на валютном рынке, возникшими еще в апреле — мае и временно отступившими в сентябре — октябре. Однако свою задачу дополнительная сессия БВФБ пока не выполнила (основной целью был выход на единый курс). Следовательно, от нее в ближайшее время могут отказаться. Как следствие, проблемы с доступом импортеров к валюте снова встанут в полный рост, а с ними вернется дефицит на импортные товары.
Также возникновению дефицита способствует диспаритет цен на потребительские товары в РБ и странах — партнёрах по Таможенному союзу. В итоге возможны два варианта: либо будет происходить вымывание товарной массы с рынка республики, либо случится выравнивание цен на товары с соседями. Оба варианта будут содействовать началу гиперинфляции.
Что же касается бюджета, то, по данным министерства финансов, он исполняется с профицитом. Однако эти данные охватывают только январь — август, а ситуацию сентября — октября можно будет отследить только в ноябре — декабре.
Сейчас же с уверенностью можно говорить о том, что продолжение популистской социальной политики ведет именно на путь гиперинфляции. Индексирование зарплат бюджетникам, выплата «овощных денег» — все это ничем не обеспеченная денежная масса. И она оказывает дополнительное давление как на валютный, так и на товарный рынок республики.
Последствия принятия популистских решений в сентябре — октябре население сможет по достоинству оценить уже в ноябре — декабре этого года, когда произойдет очередной скачок цен. Таким образом, само руководство республики встает на порочный путь печатания ничем не обеспеченной денежной массы под лозунгами об улучшении материального положения населения.
Немаловажным фактором раскручивания гиперинфляции является кредитная политика Национального банка. На данный момент курс белорусского рубля девальвирует быстрее, чем растут ставки по банковским кредитам. Это разогревает спрос со стороны бизнеса на рублевые кредиты и вывод этой денежной массы на валютный рынок, что в свою очередь ведет к еще большему раскручиванию девальвационной спирали. При этом Нацбанк постоянно заявляет об ужесточении денежно-кредитной политики, проводит повышение ставки рефинансирования, однако рублевая денежная масса продолжает расти бурными темпами. За октябрь она подросла еще на 3,2 трлн руб.
Рост
наличных денег в обороте за октябрь
составил 1 трлн руб. И хотя банковская система
пытается связать эти необеспеченные
деньги высокими процентными ставками
по депозитам, население рано или поздно
начнет выводить их на потребительский
рынок, что снова подстегнет раскручивающуюся
инфляционную спираль.
Под проблемой макроэкономического равновесия понимается поиск такого выбора (устраивающего всех), при котором способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда) для создания различных товаров и их распределение между различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность: производства и потребления; ресурсов и их использования; предложения и спроса; факторов производства и его результатов; материально-вещественных и финансовых потоков.
Таким образом, макроэкономическое равновесие — это ключевая проблема экономической теории и экономической политики любого государства.
Следует отметить, что до Кейнса в экономической теории общее экономическое равновесие как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель общего экономического равновесия (ОЭР) представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.
Формирование условий общего экономического равновесия в классической модели происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства государства, что обеспечивается тремя встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.
Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы.
В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.
Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными.
Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом.
При
этом преодолевается классическая дихотомия
(разделение экономики на два сектора:
реальный и денежный рынки), исчезает строгое
разделение переменных на реальные и номинальные,
а уровень цен становится одним из параметров
общего равновесия.
Таблица 1.
Описание
модели макроэкономического равновесия
|
Информация о работе Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM