Распределение доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Исходя из темы, можно обозначить: цель исследования – распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие дохода населения, его структуры и показателей;
раскрыть принципы распределения доходов в обществе;
проанализировать динамику уровня доходов в РК;
определить проблемы измерения неравенства доходов, причины и факторы неравенства.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

       Эти мероприятия можно использовать при решении проблем распределения доходов Республике Казахстан. 

       3.2 Решение проблем  распределения доходов в экономике РК

       Основной  целью социальной политики является уменьшение расслоения общества, выравнивание уровня жизни в различных регионах страны. В рыночной экономике влияние государства на уровень доходов носит посреднический характер, поэтому большое значение имеет создание с помощью экономической политики условий для повышения доходов населения. Среди способов прямого воздействия на уровень доходов населения и их распределение основными являются:

  1. На макроэкономическом уровне необходимо устранить все элементы дискриминации недостаточно обеспеченного, но желающего активно трудиться в сфере малого бизнеса населения – обеспечивать доступ к кредитам, производственным ресурсам, способствуя развитию предпринимательской инициативы;
  2. Не следует допускать задержек выплат государством заработанных населением и предприятиями средств, с целью сдерживания инфляции. Такая практика приводит к дестабилизации производства и банкротству потенциально эффективных предприятий, создаёт взрывоопасную социальную обстановку;
  3. Уровень пособий, выплачиваемых пенсионерам, инвалидам, матерям, воспитывающим детей обязательно должен быть увеличен.                           Для полноценного проживания людям (пенсионерам, инвалидам, матерям) порой необходимы: дорогостоящие медикаменты, продукты питания, оплата коммунальных и других услуг. Пособий, выплачиваемых на данный момент, хватает только на то чтобы жить, «сводя концы с концами»;
  4. Особое внимание следует уделить повышению доходов занятых в сельском хозяйстве. Должна быть оказана поддержка предприятиям обрабатывающей промышленности в налаживании производства конкурентно способной продукции;
  5. Следует устранить дискриминацию населения при трудоустройстве: огромную роль играет наличие связей, удача и разделение по половому или национальному признаку, возрастное ограничение. Ведь не для кого ни секрет, что работодатель охотнее возьмёт молодого работника, нежели в возрасте после 40 лет;
  6. Большое значение имеет совершенствование налоговой системы с целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения;         ьороррЛюбое развитое общество должно обеспечить всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, которые предоставляются учреждениями социальной сферы. Особенно важно сохранить доступность таких услуг в условиях дифференциации доходов населения, гарантировать всем казахстанцам минимальный стандарт жилищных условий. Только такие меры способны обеспечить необходимое качество рабочей силы. Примерно одинаковый стартовый уровень для молодёжи, социальную защиту населения в экстремальных случаях.                                                         ИТТТИГосударственной поддержки требуют также депрессивные регионы, города, для чего необходимо предусматривать необходимые резервные средства в бюджете. На такие регионы должны распространяться налоговые льготы, льготы по отчислению в федеральный бюджет.
  7. Распределение средств внутри бюджета также должно быть изменено. Расходные статьи бюджета должны планироваться не в тенге, исходя из гипотетического дохода, а в процентах от дохода бюджета. Глубина деталировки по каждому из фондов зависит от важности и сложности этих фондов. При этом банк обязан соответствующую долю поступлений направлять непосредственно на счета ответственных за реализацию программ лиц. Таким образом, ликвидируется остаточный принцип, а возможные текущие диспропорции ликвидируются за счет резервных и страховых фондов. На основе полученного опыта можно ежегодно менять пропорции на небольшую величину, последовательно приближаясь к оптимальному распределению.

       Другие  механизмы регулирования рынка  – кредитная и финансовая политика, льготы – являются косвенными регуляторами распределения национального дохода между социальными группами, носят подчиненный к рассмотренным методам характер.

       Помимо  предложенных мероприятий, рассмотрим мероприятия по снижению бедности, потому что такие понятия как  бедность, доход и уровень жизни  населения напрямую взаимосвязаны.

       Согласно  Программе по снижению бедности в Республике Казахстан для обеспечения дальнейшего развития экономики и снижения бедности необходимо:

  • создать условия для дальнейшего экономического развития страны путем стимулирования инновационных процессов, повышения производительности труда, создания новых рабочих мест;
  • создать упрощенный порядок и благоприятные условия для открытия и развития бизнеса;
  • принять меры по дальнейшему развитию аграрного сектора путем создания условий для повышения его продуктивности за счет совершенствования законодательства, улучшения инфраструктуры, создания системы материально-технического обеспечения сельских товаропроизводителей на основе лизинговых отношений, обеспечения доступности сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам, повышения рыночной грамотности сельского населения, совершенствования единой информационно-маркетинговой системы сельского хозяйства;
  • поэтапно повышать заработную плату работникам государственных органов и учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета;
  • принять меры по сокращению объема «теневого» сектора экономики с целью повышения налогооблагаемой базы, усилить меры по профилактике, выявлению и ликвидации факторов нелегального бизнеса, сокрытия доходов хозяйствующими субъектами;
  • повысить эффективность использования потенциала областей в решении проблем бедности;
  • совершенствовать механизм социального партнерства для обеспечения экономического роста и социальной справедливости путем вовлечения НПО и бедного населения в процесс принятия решений.

       Заключение

 

       В экономической теории различают  два вида дохода: во-первых, доход  как понятие частнохозяйственное, то есть на микроуровне. Сюда относятся доходы от работы по найму (трудовой доход), от предпринимательской деятельности, от собственности; во-вторых, доход как понятие народнохозяйственное (национальный доход), то есть на макроуровне. Доход - это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени. Это итог работы предприятия (фирмы), физического лица либо всего общества в денежном выражении.

       Классификация доходов производится по разным критериям. Доходы в зависимости от субъекта присвоения: доходы населения; доходы предприятия (фирмы); доходы государства; доходы общества (национальный доход).

       В зависимости от величины полученного и реального располагаемого дохода в доходах населения: номинальный доход; располагаемый или частный доход; реальный доход.

       Созданный в обществе продукт распределяется. Следует различать распределение  в широком смысле: распределение средств производства (по формам собственности); обусловленное этим распределение трудовых ресурсов по различным родам, видам, отраслям производства; распределение в узком смысле - распределение предметов потребления.

       Различают экономическую и социальную функции распределения. Экономическая функция проявляется в воздействии распределения на национальную экономику через систему потребностей, интересов, стимулов. Социальная функция распределения направлена на удовлетворение и развитие социальных потребностей.

       Из  проведенного в работе анализа можно  сделать следующие выводы.

       В 2008 году продолжался рост номинальных  доходов населения и в среднем  по республике среднедушевые доходы в месяц составили 24279 тенге. Лидирующие позиции по размерам среднедушевых денежных доходов в 2008 года  удерживали Атырауская и Мангыстауская области, города Алматы и Астана. Формирование доходов, использованных на потребление, в 2008 году в основном происходило за счет денежных поступлений, на долю которых приходилось 92,0% (в 2007 году - 90,8%) всей суммы доходов. Значительное влияние на рост денежных доходов населения оказывают доходы от наемного труда. По данным обследования домохозяйств в 2008 году удельный вес доходов от трудовой деятельности составил 82,5% (в 2007 году - 79,8%). В 2008 году по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года наблюдается увеличение покупательной способности доходов, использованных на потребление, так как темп роста доходов опережал темп роста величины прожиточного минимума (132,7% и 108,3% соответственно).

       В третьей главе работы были приведены  пути решения проблем распределения  доходов в Республике Казахстан, а также отдельно выделены меры по снижению безработицы.

 

             Список  использованной литературы

 
       
  1. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2005 год» от 2 декабря 2004 года.
  2. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2006 год» от 22 ноября 2005 года.
  3. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2007 год» от 14 декабря 2006 года.
  4. Берешев С. Бедность населения и безработица: проблемы взаимосвязи. – Труд в Казахстане. - №3. – 2006. – С. 13-22.
  5. Бунин М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник 4 – е изд., перераб. и доп. – М.: 2003
  6. Государственная программа по снижению бедности в Республике Казахстан. – Астана, 2003.
  7. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации: Послание Президента народу Казахстана. – Астана.
  8. Липе П. Экономическая статистика. – Берлин: Изд. Статистического управления ФРГ, 1995.
  9. Макроэкономика: Учебник. / Под ред. Проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. -    5 – е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2002.
  10. Мельдеханова М.К. Занятость населения и экономический рост. – Алматы: Институт экономики МНиВО РК, 1999.
  11. Мельников В.Д. Основы финансов - Алматы: ТОО «Издательство LEM»,2005.-560c.
  12. Притворова Т. Особенности анализа и оценки доходов населения Республики Казахстан на основе системы национальных счетов // Экономика и статистика. – №2. - 2002. – С. 18-24.
  13. Студентский П. Доход нации. – М.: Статистика, 1992.
  14. Уразалинов Ш. Занятость населения Республики // Интернет-газета «Навигатор». – http://www.navi.kz/
  15. Уровень жизни населения и бедность в Республике Казахстан. Интегральные показатели. – Труд в Казахстане. - №1. – 2005. – С. 14-18.
  16. Уровень жизни населения Республики Казахстан. // Статистическое обозрение Казахстана. – №4. - 2007. – С. 59-65.
  17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: причины безработицы Пер. 3 – го  англ. - М.: ИНФРА, 1998.
  18. Хикс ДЖ. Стоимость и капитал. – М.: Прогресс, 1993.
  19. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: учебник. – Киров: «АСА», 2004. – 832с.
  20. Шеденов У.К. Общая экономическая теория. – Алматы: Кайнар, 2002.
  21. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: В 2 кн. Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 1996.
  22. Экономика труда / Под ред. Бреева Б.Д., Пилипенко Н.Н. – М.: МГСУ «Союз», 2003.
    1. Экономикс, К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю., Инфра-М.,2008.
  1. Экономическая теория, Абрамова М.А.,Александрова Л.С., Ильчиков М.З. и др., Владос., 2006.
  2. Экономическая теория, В.Ж.Крымова., Алматы., Издательский дом «Аркаим», 2002.
  3. http://www.stat.kz/
 

 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

        ПРИЛОЖЕНИЕ А 

       Оценка  номинальных денежных доходов населения  в 2007 и 2008 гг. по регионам 

  Среднедушевой денежный доход, тенге к соответствующему периоду предыдущего года, в процентах
номинальный реальный
2007 2008 2007 2008 2007 2008
Республика  Казахстан 18901 24279 128,3 128,5 117,8 119,2
Акмолинская 13470 20777 127,6 154,2 117,2 143,6
Актюбинская 21707 26825 137,4 123,6 128,8 115,8
Алматинская 10398 13163 117,9 126,6 108,3 119,0
Атырауская 44736 60460 117,5 135,1 106,2 127,7
Восточно-Казахстанская 15214 19760 126,9 129,9 118,7 120,2
Жамбылская 10227 14107 122,7 137.9 114,4 128,4
Западно-Казахстанская 20548 25277 119,6 123,0 110,0 116,2
Карагандинская 18528 23682 125,8 127,8 116,2 119,8
Костанайская 14608 18653 128,9 127,7 118,5 118,8
Кызылординская 15380 19693 132,0 128,0 122,0 119,7
Мангистауская 37674 42305 119,9 112,3 110,4 105,7
Павлодарская 18342 23477 128,4 128,0 119,0 119,2
Северо-Казахстанская 13469 17124 127,4 127,1 116,3 118,7
Южно-Казахстанская 11101 13016 150,4 117,3 137,7 108,1
г. Астана 36188 45967 120,8 127,0 110,1 116,2
г. Ал маты 35923 48169 129,2 134,1 114,6 119,7

Информация о работе Распределение доходов