Эти
мероприятия можно использовать
при решении проблем распределения
доходов Республике Казахстан.
3.2
Решение проблем
распределения доходов
в экономике РК
Основной
целью социальной политики является
уменьшение расслоения общества, выравнивание
уровня жизни в различных регионах
страны. В рыночной экономике влияние
государства на уровень доходов носит
посреднический характер, поэтому большое
значение имеет создание с помощью экономической
политики условий для повышения доходов
населения. Среди способов прямого воздействия
на уровень доходов населения и их распределение
основными являются:
- На макроэкономическом
уровне необходимо устранить все элементы
дискриминации недостаточно обеспеченного,
но желающего активно трудиться в сфере
малого бизнеса населения – обеспечивать
доступ к кредитам, производственным ресурсам,
способствуя развитию предпринимательской
инициативы;
- Не следует
допускать задержек выплат государством
заработанных населением и предприятиями
средств, с целью сдерживания инфляции.
Такая практика приводит к дестабилизации
производства и банкротству потенциально
эффективных предприятий, создаёт взрывоопасную
социальную обстановку;
- Уровень пособий,
выплачиваемых пенсионерам, инвалидам,
матерям, воспитывающим детей обязательно
должен быть увеличен.
Для полноценного проживания людям (пенсионерам,
инвалидам, матерям) порой необходимы:
дорогостоящие медикаменты, продукты
питания, оплата коммунальных и других
услуг. Пособий, выплачиваемых на данный
момент, хватает только на то чтобы жить,
«сводя концы с концами»;
- Особое внимание
следует уделить повышению доходов занятых
в сельском хозяйстве. Должна быть оказана
поддержка предприятиям обрабатывающей
промышленности в налаживании производства
конкурентно способной продукции;
- Следует устранить
дискриминацию населения при трудоустройстве:
огромную роль играет наличие связей,
удача и разделение
по половому или национальному признаку,
возрастное ограничение. Ведь не для кого
ни секрет, что работодатель охотнее возьмёт
молодого работника, нежели в возрасте
после 40 лет;
- Большое значение
имеет совершенствование налоговой системы
с целью перераспределения налогового
бремени на богатые слои населения; ьороррЛюбое развитое общество
должно обеспечить всем своим гражданам
возможность получения жизненно важных
социальных услуг, которые предоставляются
учреждениями социальной сферы. Особенно
важно сохранить доступность таких услуг
в условиях дифференциации доходов населения,
гарантировать всем казахстанцам минимальный
стандарт жилищных условий. Только такие
меры способны обеспечить необходимое
качество рабочей силы. Примерно одинаковый
стартовый уровень для молодёжи, социальную
защиту населения в экстремальных случаях. ИТТТИГосударственной поддержки
требуют также депрессивные регионы, города,
для чего необходимо предусматривать
необходимые резервные средства в бюджете.
На такие регионы должны распространяться
налоговые льготы, льготы по отчислению
в федеральный бюджет.
- Распределение
средств внутри бюджета также должно быть
изменено. Расходные статьи бюджета должны
планироваться не в тенге, исходя из гипотетического
дохода, а в процентах от дохода бюджета.
Глубина деталировки по каждому из фондов
зависит от важности и сложности этих
фондов. При этом банк обязан соответствующую
долю поступлений направлять непосредственно
на счета ответственных за реализацию
программ лиц. Таким образом, ликвидируется
остаточный принцип, а возможные текущие
диспропорции ликвидируются за счет резервных
и страховых фондов. На основе полученного
опыта можно ежегодно менять пропорции
на небольшую величину, последовательно
приближаясь к оптимальному распределению.
Другие
механизмы регулирования рынка
– кредитная и финансовая политика, льготы
– являются косвенными регуляторами распределения
национального дохода между социальными
группами, носят подчиненный к рассмотренным
методам характер.
Помимо
предложенных мероприятий, рассмотрим
мероприятия по снижению бедности,
потому что такие понятия как
бедность, доход и уровень жизни
населения напрямую взаимосвязаны.
Согласно
Программе по снижению бедности в Республике
Казахстан для обеспечения дальнейшего
развития экономики и снижения бедности
необходимо:
- создать условия
для дальнейшего экономического развития
страны путем стимулирования инновационных
процессов, повышения производительности
труда, создания новых рабочих мест;
- создать упрощенный
порядок и благоприятные условия для открытия
и развития бизнеса;
- принять меры
по дальнейшему развитию аграрного сектора
путем создания условий для повышения
его продуктивности за счет совершенствования
законодательства, улучшения инфраструктуры,
создания системы материально-технического
обеспечения сельских товаропроизводителей
на основе лизинговых отношений, обеспечения
доступности сельхозтоваропроизводителей
к кредитным ресурсам, повышения рыночной
грамотности сельского населения, совершенствования
единой информационно-маркетинговой системы
сельского хозяйства;
- поэтапно
повышать заработную плату работникам
государственных органов и учреждений,
содержащихся за счет средств государственного
бюджета;
- принять меры
по сокращению объема «теневого» сектора
экономики с целью повышения налогооблагаемой
базы, усилить меры по профилактике, выявлению
и ликвидации факторов нелегального бизнеса,
сокрытия доходов хозяйствующими субъектами;
- повысить
эффективность использования потенциала
областей в решении проблем бедности;
- совершенствовать
механизм социального партнерства для
обеспечения экономического роста и социальной
справедливости путем вовлечения НПО
и бедного населения в процесс принятия
решений.
Заключение
В
экономической теории различают
два вида дохода: во-первых, доход
как понятие частнохозяйственное,
то есть на микроуровне. Сюда относятся
доходы от работы по найму (трудовой доход),
от предпринимательской деятельности,
от собственности; во-вторых, доход как
понятие народнохозяйственное (национальный
доход), то есть на макроуровне. Доход -
это денежные средства, полученные в результате
хозяйственной деятельности за определенный
промежуток времени. Это итог работы предприятия
(фирмы), физического лица либо всего общества
в денежном выражении.
Классификация
доходов производится по разным критериям.
Доходы в зависимости от субъекта присвоения:
доходы населения; доходы предприятия
(фирмы); доходы государства; доходы общества
(национальный доход).
В
зависимости от величины полученного
и реального располагаемого дохода в доходах
населения: номинальный доход; располагаемый
или частный доход; реальный доход.
Созданный
в обществе продукт распределяется.
Следует различать распределение
в широком смысле: распределение средств
производства (по формам собственности);
обусловленное этим распределение трудовых
ресурсов по различным родам, видам, отраслям
производства; распределение в узком смысле
- распределение предметов потребления.
Различают
экономическую и социальную функции распределения.
Экономическая функция проявляется в
воздействии распределения на национальную
экономику через систему потребностей,
интересов, стимулов. Социальная функция
распределения направлена на удовлетворение
и развитие социальных потребностей.
Из
проведенного в работе анализа можно
сделать следующие выводы.
В
2008 году продолжался рост номинальных
доходов населения и в среднем
по республике среднедушевые доходы
в месяц составили 24279 тенге. Лидирующие
позиции по размерам среднедушевых
денежных доходов в 2008 года удерживали
Атырауская и Мангыстауская области, города
Алматы и Астана. Формирование доходов,
использованных на потребление, в 2008 году
в основном происходило за счет денежных
поступлений, на долю которых приходилось
92,0% (в 2007 году - 90,8%) всей суммы доходов.
Значительное влияние на рост денежных
доходов населения оказывают доходы от
наемного труда. По данным обследования
домохозяйств в 2008 году удельный вес доходов
от трудовой деятельности составил 82,5%
(в 2007 году - 79,8%). В 2008 году по сравнению
с соответствующим периодом предыдущего
года наблюдается увеличение покупательной
способности доходов, использованных
на потребление, так как темп роста доходов
опережал темп роста величины прожиточного
минимума (132,7% и 108,3% соответственно).
В
третьей главе работы были приведены
пути решения проблем распределения
доходов в Республике Казахстан,
а также отдельно выделены меры по
снижению безработицы.
Список
использованной литературы
- Закон Республики
Казахстан «О республиканском бюджете
на 2005 год» от 2 декабря 2004 года.
- Закон Республики
Казахстан «О республиканском бюджете
на 2006 год» от 22 ноября 2005 года.
- Закон Республики
Казахстан «О республиканском бюджете
на 2007 год» от 14 декабря 2006 года.
- Берешев С.
Бедность населения и безработица: проблемы
взаимосвязи. – Труд в Казахстане. - №3.
– 2006. – С. 13-22.
- Бунин М.К.,
Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник 4
– е изд., перераб. и доп. – М.: 2003
- Государственная
программа по снижению бедности в Республике
Казахстан. – Астана, 2003.
- К конкурентоспособному
Казахстану, конкурентоспособной экономике,
конкурентоспособной нации: Послание
Президента народу Казахстана. – Астана.
- Липе П. Экономическая
статистика. – Берлин: Изд. Статистического
управления ФРГ, 1995.
- Макроэкономика:
Учебник. / Под ред. Проф. А.В. Сидоровича;
МГУ им. М.В. Ломоносова. - 5 –
е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис,
2002.
- Мельдеханова
М.К. Занятость населения и экономический
рост. – Алматы: Институт экономики МНиВО
РК, 1999.
- Мельников
В.Д. Основы финансов - Алматы: ТОО «Издательство
LEM»,2005.-560c.
- Притворова
Т. Особенности анализа и оценки доходов
населения Республики Казахстан на основе
системы национальных счетов // Экономика
и статистика. – №2. - 2002. – С. 18-24.
- Студентский
П. Доход нации. – М.: Статистика, 1992.
- Уразалинов
Ш. Занятость населения Республики // Интернет-газета
«Навигатор». – http://www.navi.kz/
- Уровень
жизни населения и бедность в Республике
Казахстан. Интегральные показатели. –
Труд в Казахстане. - №1. – 2005. – С. 14-18.
- Уровень
жизни населения Республики Казахстан.
// Статистическое обозрение Казахстана.
– №4. - 2007. – С. 59-65.
- Фишер С.,
Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: причины
безработицы Пер. 3 – го англ. - М.: ИНФРА,
1998.
- Хикс ДЖ.
Стоимость и капитал. – М.: Прогресс, 1993.
- Чепурин
М. Н. Курс экономической теории: учебник.
– Киров: «АСА», 2004. – 832с.
- Шеденов
У.К. Общая экономическая теория. – Алматы:
Кайнар, 2002.
- Шишкин А.Ф.
Экономическая теория: В 2 кн. Кн. 2. – М.:
ВЛАДОС, 1996.
- Экономика
труда / Под ред. Бреева Б.Д., Пилипенко
Н.Н. – М.: МГСУ «Союз», 2003.
- Экономикс,
К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю., Инфра-М.,2008.
- Экономическая
теория, Абрамова М.А.,Александрова Л.С.,
Ильчиков М.З. и др., Владос., 2006.
- Экономическая
теория, В.Ж.Крымова., Алматы., Издательский
дом «Аркаим», 2002.
- http://www.stat.kz/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Оценка
номинальных денежных доходов населения
в 2007 и 2008 гг. по регионам
|
Среднедушевой
денежный доход, тенге |
к соответствующему
периоду предыдущего года, в процентах |
номинальный |
реальный |
2007 |
2008 |
2007 |
2008 |
2007 |
2008 |
Республика
Казахстан |
18901 |
24279 |
128,3 |
128,5 |
117,8 |
119,2 |
Акмолинская |
13470 |
20777 |
127,6 |
154,2 |
117,2 |
143,6 |
Актюбинская |
21707 |
26825 |
137,4 |
123,6 |
128,8 |
115,8 |
Алматинская |
10398 |
13163 |
117,9 |
126,6 |
108,3 |
119,0 |
Атырауская |
44736 |
60460 |
117,5 |
135,1 |
106,2 |
127,7 |
Восточно-Казахстанская |
15214 |
19760 |
126,9 |
129,9 |
118,7 |
120,2 |
Жамбылская |
10227 |
14107 |
122,7 |
137.9 |
114,4 |
128,4 |
Западно-Казахстанская |
20548 |
25277 |
119,6 |
123,0 |
110,0 |
116,2 |
Карагандинская |
18528 |
23682 |
125,8 |
127,8 |
116,2 |
119,8 |
Костанайская |
14608 |
18653 |
128,9 |
127,7 |
118,5 |
118,8 |
Кызылординская |
15380 |
19693 |
132,0 |
128,0 |
122,0 |
119,7 |
Мангистауская |
37674 |
42305 |
119,9 |
112,3 |
110,4 |
105,7 |
Павлодарская |
18342 |
23477 |
128,4 |
128,0 |
119,0 |
119,2 |
Северо-Казахстанская |
13469 |
17124 |
127,4 |
127,1 |
116,3 |
118,7 |
Южно-Казахстанская |
11101 |
13016 |
150,4 |
117,3 |
137,7 |
108,1 |
г.
Астана |
36188 |
45967 |
120,8 |
127,0 |
110,1 |
116,2 |
г.
Ал маты |
35923 |
48169 |
129,2 |
134,1 |
114,6 |
119,7 |
|