Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:22, курсовая работа
Исходя из темы, можно обозначить: цель исследования – распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие дохода населения, его структуры и показателей;
раскрыть принципы распределения доходов в обществе;
проанализировать динамику уровня доходов в РК;
определить проблемы измерения неравенства доходов, причины и факторы неравенства.
Люди получают доходы в результате того, что-либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково.
В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
3) разный объем принадлежащих
людям факторов производства (владелец
двух нефтяных скважин
Но есть и более специфические факторы, способствующие этому неравенству.
При
уравнительных принципах
В процессах мирового производства важное место принадлежит распределению доходов, поступающих в распоряжение домашних хозяйств. Для измерения неравенства в доходах широко используется статистический прием деления населения на равные доли — децили и квинтели (1/10 и 1/5 части исследуемой совокупности). Измерение включает сопоставление доходов в верхних, средних и нижних группах. Распределение доходов по децилям, квинтелям отражает степень дифференциации доходов и уровни концентрации покупательной способности населения.
Проблема чрезмерной дифференциации доходов и накоплений заключается не только в том, что в настоящий момент существует социальное и экономическое расслоение общества, мало способствующее повышению эффективности экономики и создающее социальную напряженность, но и в том, что эта проблема останется не менее актуальной и через сотню лет, если к ее решению подходить с существующими ныне средствами или совсем об этой проблемеизабыть.
Одним
из важнейших показателей
Равенство
в распределении доходов является необходимым
условием максимизации общей полезности
доходов всех потребителей. Этот вывод
вполне достоверен в условиях, когда объем
всего перераспределяемого дохода фиксирован.
Критики государственного перераспределения
справедливо полагают, что стимулирующий
эффект связан не только с величиной, но
и со способом распределения доходов.
Поэтому любое перераспределение дохода,
преследующее цель максимизации общей
полезности в текущем периоде, неизбежно
ведет к снижению дохода (и общей полезности)
в последующем.
2.3
Анализ политики распределения
доходов в Республике
Казахстан
Вхождение Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран одной из основных задач предполагает борьбу с бедностью и предотвращение социального расслоения. При этом одним из первоочередных результатов должно стать повышение качества жизни до уровня наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира.
В связи с этим исследование уровня и качества жизни, а также механизмов повышения жизненного уровня населения представляется весьма важной и актуальной задачей. В решении данной проблемы необходим комплексный подход: рост доходов населения, обеспечение социальной защиты малоимущих слоев населения, активизация социальной политики
Наряду с этим, следует отметить, что система распределения доходов, механизмы межбюджетного регулирования между уровнями местных бюджетов разнородны и также не стабильны. Имеют место частые уточнения местных бюджетов в ходе их исполнения.
В областях применяются различные методы распределения доходов:
Обеспечение рационализации государственных расходов требует отказа от действующих принципов балансирования между доходами и "потребностями" местных бюджетов и перехода к определению размеров межбюджетных трансфертов, исходя из нормативных методов оценки бюджетных потребностей.
Закрепление расходных обязательств является, между тем, одной из важных составляющих реформы системы государственных функций, а также самих государственных финансов. Для Казахстана актуальнейшей проблемой реформирования межбюджетных отношений является распределение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы: 1) республиканским и областным бюджетами; 2) областными и районными бюджетами.
Затраты на осуществление определенных функций существуют на всех трех уровнях управления: республиканском, областном и районном. Компетенции и функции районного и областных уровней государственного управления, определенные в действующем Законе «О местном государственном управлении», не имеют конкретных формулировок. Соответственно, в каждой области разграничение функций между областным и районным уровнями устанавливается Акимами областей по собственному усмотрению.
Необходимо помнить, что так называемый принцип распределения по труду с течением времени создает базу для осуществления распределения по принципу, определяемому как «по накопленному имуществу».
Отношение к этой форме распределения среди населения нашей страны неоднозначно. Права наследования во всех цивилизованных странах рассматриваются как естественные права человека. Такой путь формирования доходов, собственности защищается государством и не должен вызывать отрицательной реакции со стороны общества. Негативное отношение населения связано с незаконными формами формирования или накопления капитала, собственности, что наиболее характерно для начального этапа становления рыночного хозяйства.
Становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.
Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.
Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным же каналом перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.
Государственное
перераспределение доходов
Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда, предпринимательская отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения.
3.1 Пути решения проблем распределения доходов с использованием зарубежного опыта (РФ)
Совокупные
доходы населения России по данным
Государственного Комитета по Статистике
в 2008-м году составили 16,8 триллиона рублей.
Это $622 миллиарда. Это 63% от российского
ВВП.