Распределение доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Исходя из темы, можно обозначить: цель исследования – распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие дохода населения, его структуры и показателей;
раскрыть принципы распределения доходов в обществе;
проанализировать динамику уровня доходов в РК;
определить проблемы измерения неравенства доходов, причины и факторы неравенства.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

       Люди  получают доходы в результате того, что-либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково.

       В таком механизме формирования доходов  изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:   

        1) разная ценность принадлежащих  людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

             2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);    

        3) разный объем принадлежащих  людям факторов производства (владелец  двух нефтяных скважин получает  при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

       Но  есть и более специфические факторы, способствующие этому неравенству.

    1. Различия в способностях. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности.
    2. Образование и обучение. Люди существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать. Отчасти эти различия являются результатом свободного выбора.
    3. Профессиональные вкусы и риск. У людей различные «профессиональные» вкусы и готовность рисковать.
    4. Владение собственностью. Между лицами, владеющими собственностью, а, следовательно, и получающими от нее доход, существует значительное неравенство.
    5. Господство на рынке. Способность «искусственно вздувать цены на рынке» в своих интересах, безусловно, является главным фактором, определяющим неравенство доходов.
    6. Удача, связи, несчастья и дискриминация.

       При уравнительных принципах формирования доходов дополнительными источниками, порождающими неравенство в нашей стране, выступали недостаточное единство потребительского рынка страны, то есть неодинаковая доступность всех видов товаров для всех групп населения, неравная покупательная сила национальной денежной единицы, наличие разных видов натуральных привилегий

       В процессах мирового производства важное место принадлежит распределению доходов, поступающих в распоряжение домашних хозяйств. Для измерения неравенства в доходах широко используется статистический прием деления населения на равные доли — децили и квинтели (1/10 и 1/5 части исследуемой совокупности). Измерение включает сопоставление доходов в верхних, средних и нижних группах. Распределение доходов по децилям, квинтелям отражает степень дифференциации доходов и уровни концентрации покупательной способности населения.

       Проблема  чрезмерной дифференциации доходов и накоплений заключается не только в том, что в настоящий момент существует социальное и экономическое расслоение общества, мало способствующее повышению эффективности экономики и создающее социальную напряженность, но и в том, что эта проблема останется не менее актуальной и через сотню лет, если к ее решению подходить с существующими ныне средствами или совсем об этой проблемеизабыть.

       Одним из важнейших показателей дифференциации населения по уровню доходов является коэффициент Джини, показывающий степень неравномерности распределения доходов в обществе: при равномерном распределении доходов он равен нулю, в условиях абсолютного неравенства — единице. Так, индекс Джини за эти годы колебался в диапазоне от 0,319 до 0,347. К настоящему времени он составляет 0,335. .

       Равенство в распределении доходов является необходимым условием максимизации общей полезности доходов всех потребителей. Этот вывод вполне достоверен в условиях, когда объем всего перераспределяемого дохода фиксирован. Критики государственного перераспределения справедливо полагают, что стимулирующий эффект связан не только с величиной, но и со способом распределения доходов. Поэтому любое перераспределение дохода, преследующее цель максимизации общей полезности в текущем периоде, неизбежно ведет к снижению дохода (и общей полезности) в последующем. 

       2.3 Анализ политики распределения доходов в Республике Казахстан 

       Вхождение Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных  стран одной из основных задач  предполагает борьбу с бедностью  и предотвращение социального расслоения. При этом одним из первоочередных результатов должно стать повышение качества жизни до уровня наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира.

         В связи с этим исследование  уровня и качества жизни, а  также механизмов повышения жизненного уровня населения представляется весьма важной и актуальной задачей. В решении данной проблемы необходим комплексный подход: рост доходов населения, обеспечение социальной защиты малоимущих слоев населения, активизация социальной политики

       Наряду  с этим, следует отметить, что  система распределения доходов, механизмы межбюджетного регулирования между уровнями местных бюджетов разнородны и также не стабильны. Имеют место частые уточнения местных бюджетов в ходе их исполнения.

       В областях применяются различные методы распределения доходов:

    1. Установление индивидуальных для каждого района и города видов распределяемых доходов и их нормативов;
    2. Установление единых по районам и городам видов распределяемых доходов, но разных по нормативам распределения;
    3. Установление единых по нормативам распределения доходов, но разных по плательщикам;
    4. Зачисление всех доходов в бюджеты районов и городов с дальнейшим установлением бюджетных изъятий или единого норматива распределения.

       Обеспечение рационализации государственных расходов требует отказа от действующих принципов балансирования между доходами и "потребностями" местных бюджетов и перехода к определению размеров межбюджетных трансфертов, исходя из нормативных методов оценки бюджетных потребностей.

       Закрепление расходных обязательств является, между  тем, одной из важных составляющих реформы системы государственных функций, а также самих государственных финансов. Для Казахстана актуальнейшей проблемой реформирования межбюджетных отношений является распределение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы: 1) республиканским и областным бюджетами; 2) областными и районными бюджетами.

       Затраты на осуществление определенных функций  существуют на всех трех уровнях управления: республиканском, областном и районном. Компетенции и функции районного и областных уровней государственного управления, определенные в действующем Законе «О местном государственном управлении», не имеют конкретных формулировок. Соответственно, в каждой области разграничение функций между областным и районным уровнями устанавливается Акимами областей по собственному усмотрению.

       Необходимо  помнить, что так называемый принцип  распределения по труду с течением времени создает базу для осуществления  распределения по принципу, определяемому как «по накопленному имуществу».

       Отношение к этой форме распределения среди  населения нашей страны неоднозначно. Права наследования во всех цивилизованных странах рассматриваются как естественные права человека. Такой путь формирования доходов, собственности защищается государством и не должен вызывать отрицательной реакции со стороны общества. Негативное отношение населения связано с незаконными формами формирования или накопления капитала, собственности, что наиболее характерно для начального этапа становления рыночного хозяйства.

       Становление рыночной системы хозяйствования и  формирование на этой основе слоя собственников  неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.

       Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.

       Персональное  распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным же каналом перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.

       Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

       Целью социальной политики является поощрение  всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда, предпринимательская отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения.

       3 ПУТИ РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ  РК

       3.1 Пути решения проблем распределения доходов с использованием зарубежного опыта (РФ)

       Совокупные  доходы населения России по данным Государственного Комитета по Статистике в 2008-м году составили 16,8 триллиона рублей. Это $622 миллиарда. Это 63% от российского ВВП.                                                                                            мимммОколо 10% денежных доходов ($70 миллиардов) россияне тратят на налоги, взносы и обязательные платежи. Еще 12-14% ($85-100 миллиардов) уходят в прирост сбережений. Россияне сберегают намного большую часть своего дохода по сравнению с европейцами, где этот показатель составляет 4-5%. Но, меньшую по сравнению с азиатскими странами (Китай, Индия), где он может доходить до 25%.                                                                                              ьбььттНа приобретение товаров и оплату услуг жители России в 2008-м году потратили около $535 миллиардов. Россия стала 10-м по емкости потребительским рынком в мире, пропустив вперед только «большую семерку», Китай и Индию.                                                                                            ооооооМожно выделить следующие осуществляющиеся направления государственной политики Российской Федерации в сфере формирования и распределения доходов:

  1. Осуществляется снижение завышенной вдвое (по сравнению с налогом на прибыль) уровня налогообложения фонда оплаты труда. В настоящее время ставка налога на прибыль составляет 24%, а подоходный налог в совокупности с единым социальным налогом 48,6% (13% + 35,6) ,тем самым улучшается объём социальных трансфертов, который может быть гораздо значительней;
  2. Совершенствуется законодательно-организационная деятельность государства в области оплаты труда:
  3. Осуществился рост МРОТ до размера прожиточного минимума, причём принципиальным является не само по себе повышение номинальной заработной платы, а её покупательной способности;
  4. Вводится новый порядок индексации фиксированных доходов и трансфертных платежей при определённом уровне инфляции;
  5. Приравнивается уровень труда работников бюджетной сферы к уровню труда работников внебюджетной сферы;
  6. увеличивается доля заработной платы в структуре доходов населения и повышается удельный вес заработной платы в ВВП;
  7. Немаловажной задачей для государства является борьба с безработицей. Так как гораздо выгоднее, чтобы усилия по общему росту доходов трудящихся больше опирались на расширения занятости, нежели на повышение средней заработной платы, поскольку рост занятости может заметно сократить расходы на пособия по безработице, в то время как увеличение оплаты труда автоматически приводит к увеличению таких социальных расходов государства, как пенсия и пособия, которые определяются на основе уровня оплаты труда. С помощью различных налоговых льгот стимулируется создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе и поощряется предоставление там работы социально уязвимым категориям населения;
  8. Развивается активная экономическая деятельность малообеспеченных категорий населения, в частности путём обеспечения равного доступа к получению профессиональной подготовки, что повышает их шансы получить хорошо оплачиваемую работу и способствует сокращению появлений дифференциации в доходах;
  9. Развивается система социального страхования населения. На смену существующей ныне системе единых страховых взносов, вне зависимости от уровня заработка и доходов, приходит прогрессивная схема взимания взносов. Следствием этого является увеличение сумм страховых средств, которые население получает по старости, безработице, инвалидности, при рождении детей. Наряду с государственной, развивается система частного страхования, с тем, что население создает накопления за счёт своих личных средств. Особенность современной социально-демографической ситуации подсказывает настоятельность более широкого введения системы частного пенсионного страхования. В противном случае для поддержания пенсионных выплат хотя бы на прежнем уровне государство вынуждено будет поднимать взносы работающих и работодателей в Пенсионный фонд, так как число пенсионеров ежегодно увеличивается;
  10. Наряду с расширением доступности образовательных услуг для малообеспеченного населения проводится политика необходимости сделать доступными и медицинские услуги.

Информация о работе Распределение доходов