Распределение доходов в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Цель любых экономических преобразований должна быть ориентирована на улучшение материального благосостояния граждан.

Распределение национального дохода – центральный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Доходы субъектов в рыночной экономике: сущность, источники, структура………………………………………………………………… 5
Неравномерность распределения доходов в обществе…..………… 12
Сведения о распределении доходов в России в прошедшем и текущем годах………………………………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………….24

Тесты……………………………………………………………………………26 Список литературы………………………………………………………….. 27

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 928.00 Кб (Скачать)

    Неравенство доходов и богатства может  достигать огромных масштабов и  создавать угрозу для политической и экономической стабильности в  стране. Поэтому практически все  развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.

          Для решения этой задачи познакомимся с методом, используемым для оценки масштабов первого  из факторов возникновения неравенства  – различия доходов. Этот метод назван в честь его создателя –  «методом построения кривой Лоренца» (рис.2).

    Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот. Характеризуя величину денежных доходов у различных групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос, это дает возможность принимать необходимые меры по регулированию и поддержанию равновесного ЧНП. Для ее построения нужны данные о том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны.

    «Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» – на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывается на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

    Итак, кривая Лоренца демонстрирует фактическое  распределение дохода. Эта кривая несколько напоминает лук, где прямая линия – как бы тетива, а лежащая  ниже кривая (кривая Лоренца) – это  слегка согнутый корпус. Если бы корпус лука был прямым, прикреплен к тетиве только с одной стороны и свисал вертикально вниз, то это соответствовало бы ситуации абсолютного неравенства в распределении доходов. Так выглядела бы кривая Лоренца в стране, где 1% богатейших семей получал бы 100% всех доходов. В этом случае кривая Лоренца совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризирует эту крайнюю степень неравенства.

    Реально общество всегда живет в области  между абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или неравенству.

    Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:

  1. становится чрезмерно большим;
  2. увеличивается слишком высокими темпами.

          Итак, важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни – с другой.

    Сведения  о распределении  доходов 

    в России в прошедшем  и текущем годах

      В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. Дореформенный период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два  уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ. Представители «двух России» плохо понимают друг друга. И это тем опаснее, что в «страну богатых и очень богатых (включая «олигархов»), а также высокообеспеченных» входит политическая элита. На противоположном полюсе — «страна бедняков (включая «маргиналов»)», доходы которых не достигают прожиточного минимума. Различия в уровнях жизни «двух России», по экспертным оценкам, достигают 100 раз»6

    Существующие  же правовые и экономические механизмы  в сфере регулирования доходов не только не решают задачу борьбы с неравенством и бедностью, а напротив, воспроизводят последние в расширенном масштабе. Так, правовая норма относительно установления минимальной заработной платы даже в новом Трудовом кодексе РФ реально не увязана с прожиточным минимумом трудоспособного населения, а применение вышеупомянутого единого (плоского) налога на личные доходы, по сути представляет собой мультипликатор неравенства, который действует по принципу «сепаратора» центробежного распределения доходов по «фракциям»: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются. Оригинальность действия этого «сепаратора» состоит в том, что доля населения со средними доходами уменьшается: за ее счет возрастает доля бедных.

  По  данным Росстата реальные располагаемые  денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в сентябре 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г., по оценке, увеличились на 13,5 проц., в январе-сентябре 2007 г. - на 12,4 проц. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики.

       Средняя начисленная заработная  плата в сентябре 2007г., по предварительным данным, составила 13801 рубль и по сравнению с сентябрем 2006 г. выросла на 24,7 проц.

       Суммарная задолженность по заработной  плате по кругу наблюдаемых  видов экономической деятельности  на 1 октября 2007 г. составила 4055 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 сентября 2007 г. на 0,9 проц.

        Объем просроченной задолженности  по заработной плате, сложившийся на 1 октября 2007г., составлял 1 проц. месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,2 проц.7

  Исходная  задача национального масштаба в  России — повышение в течение ближайших полутора—двух лет минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Это связано с тем, что минимальная заработная плата в России составляет около 10% средней заработной платы по стране (для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40—60% средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум). Такое положение «раскручивает спираль бедности»: работники, заработная плата которых ниже, приближается или даже несколько выше прожиточного минимума (а это — около 60% трудоспособного населения России), не имеют шансов заработать пенсию, превышающую прожиточный минимум пенсионера, т.е. неминуемо сталкиваются с перспективой бедной старости. Понятно, что данная ситуация дестабилизирует пенсионную систему, перекладывает на нее принципиально неразрешимые ее собственными силами проблемы и затрудняет ее реформирование, необходимость которого крайне остра8.

  Январь-сентябрь 2007г. Реальный  размер 
назначенных 
месячных 
пенсий 
(на 1 октября)
денежные 
доходы на душу населения, 
рублей
реальные 
денежные 
доходы 
населения
реальная 
начисленная 
заработная 
плата
Российская  Федерация 11330,0 112,1 116,2 106,2
Южный 
федеральный округ
7761,2 114,0 115,7 105,0
Республика  Адыгея 5026,8 111,4 119,5 105,2
Республика  Дагестан 7256,8 113,5 115,4 106,0
Республика Ингушетия 3538,0 136,1 107,5 106,8
Кабардино-Балкарская Республика 5778,9 106,9 117,2 105,1
Республика  Калмыкия 3969,8 118,7 114,8 107,1
Карачаево-Черкесская Республика 6165,2 108,0 114,5 104,2
Республика  Северная Осетия - Алания 6993,2 115,3 116,8 104,8
Чеченская Республика ... ... 112,5 108,4
Краснодарский край 8319,5 116,0 115,4 105,0
Ставропольский  край 7415,9 109,3 116,2 104,5
Астраханская  область 7889,5 105,0 105,9 102,9
Волгоградская область 8990,5 113,1 116,2 105,0
Ростовская  область 8566,4 116,4 116,3 104,7

    таблица 2

    Для более подробного и наглядного анализа  средней начисленной заработной платы РФ необходимо ознакомиться с картографическим данными

(см. рис. 3).

    Рис. 3.

    Среднемесячная  номинальная заработная плата исчисляется  делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.

    В фонд заработной платы включаются начисленные  суммы в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

    Реальная  заработная плата характеризует  объем товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату в текущем периоде, исходя из цен базисного периода. Индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

    Основными составляющими доходов населения  можно назвать оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие.

    По  соотношению различных компонентов  в структуре доходов можно  судить о типе экономической системы и трудовой мотивации.

  СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

  1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
  Миллиардов рублей (1995 г. - трлн. руб.)
Денежные  доходы - всего 115,6 201,8 383,2 910,9 3983,9 5325,8 6831,0 8900,5 10976,3 13819,0 17267,3
доходы  от предпринимательской  
деятельности
2,9 4,4 14,3 149,7 612,2 672,2 810,7 1066,9 1285,5 1580,3 1913,6
оплата  труда1) 96,3 161,1 292,7 571,8 2501,9 3439,5 4493,9 5691,9 7137,9 8789,1 11215,9
социальные  выплаты 14,6 30,4 56,4 119,5 551,1 808,3 1040,5 1253,4 1407,4 1755,6 2080,3
доходы  от собственности 0,6 2,7 9,5 59,0 270,9 304,6 353,8 694,5 904,2 1424,5 1720,7
другие  доходы 1,2 3,2 10,3 10,9 47,8 101,2 132,1 193,8 241,3 269,5 336,8
  В процентах к итогу
Денежные  доходы - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
доходы от предпринимательской  
деятельности
2,5 2,2 3,7 16,4 15,4 12,6 11,9 12,0 11,7 11,4 11,1
оплата  труда1) 83,3 79,8 76,4 62,8 62,8 64,6 65,8 63,9 65,0 63,6 64,9
социальные  выплаты 12,6 15,1 14,7 13,1 13,8 15,2 15,2 14,1 12,8 12,7 12,0
доходы  от собственности 0,6 1,3 2,5 6,5 6,8 5,7 5,2 7,8 8,3 10,3 10,0
другие  доходы 1,0 1,6 2,7 1,2 1,2 1,9 1,9 2,2 2,2 2,0 2,0

Информация о работе Распределение доходов в рыночной экономике