Распределение доходов в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Цель любых экономических преобразований должна быть ориентирована на улучшение материального благосостояния граждан.

Распределение национального дохода – центральный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Доходы субъектов в рыночной экономике: сущность, источники, структура………………………………………………………………… 5
Неравномерность распределения доходов в обществе…..………… 12
Сведения о распределении доходов в России в прошедшем и текущем годах………………………………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………….24

Тесты……………………………………………………………………………26 Список литературы………………………………………………………….. 27

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 928.00 Кб (Скачать)
Динамика  реальных располагаемых  денежных доходов за 2006 – 2007 гг.
  В % к
соответствующему 
периоду предыдущего года
предыдущему 
периоду
2006г.
I квартал 109,8 78,4
II квартал 115,3 119,8
I полугодие 112,7 99,1
III квартал 114,3 102,0
IV квартал 113,5 118,5
Год 113,3 104,7
2007г.1)
I квартал 109,6 80,1
II квартал 108,7 118,8
I полугодие 109,1 99,5
III квартал 111,4 104,6
IV квартал 110,8 117,9
Год 110,4 105,4
    1) Предварительные  данные.

таблица 1.

Рис. 1.  Реальные располагаемые денежные доходы населения. 5

    Значительное  влияние на получаемые населением доходы оказывают выплаты по программам социальной помощи со стороны государства. Сюда относятся пенсионное обеспечение, выплаты на содержание нетрудоспособных, различных пособий, стипендий студентам и учащимся. Их особенность в отличие от заработной платы, состоит в характере получения, независимом от количества и качества труда.

    В системах национальных счетов используется также подразделение доходов на факторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, от собственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) и нефакторные (все прочие виды доходов). Позднее эти виды доходов определяются как первичные и текущие трансферты.

    Важную  статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты - это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.

    В распределении можно различать  функциональное и персональное распределение.

    Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. Функциональное распределение характеризует распределение дохода между факторами производства, и, прежде всего между трудом и капиталом.

      В результате функционального  распределения доходов формируются  такие первичные доходы, как заработная  плата, процент, рента и прибыль.  В системе факторов производства  основная взаимосвязь касается  капитала, поэтому для упрощения  функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности.

    Но  доходы, в конечном счете, получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), так как именно они являются основными поставщиками факторов производства—труда и капитала.

     Для графического изображения персонального распределения национального дохода строится кривая Лоренца в следующей системе координат: по оси абсцисс отражается доля семей в общей численности семей страны, по оси ординат — доля принадлежащего им национального дохода.

    Рис. 2. Кривая Лоренца

    Основным  инструментом государственного перераспределения  выступает государственный бюджет. В числе методов политики доходов  выделяют: воздействие на заработную плату наемных работников, содействие занятости населения, осуществление социальной защиты населения, налоговый механизм перераспределения, регулирование потребительских цен на товары и услуги и в целом обеспечение экономической стабилизации.

    Один  из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, - баланс денежных доходов и расходов населения. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчётности банков и внебюджетных социальных фондов.  Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.  Достоинствами донного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учёт финансовых операций, связанных с населением.

       Баланс денежных доходов и  расходов содержит доходную и  расходную части. В доходной части баланса показываются поступления из различных источников на базе статистической и финансовой отчётности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг по данным розничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные населением.

    Доходная  часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.

    Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги, прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.

  Неравномерность  распределения доходов.

    Проблема  неравенства граждан по уровню доходов  исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которой отводилась государству.

    Абсолютные  размеры доходов населения и  покупательная способность представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых доходов создает возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства.

    Государственная политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат» 1.

    Для оценки уровня и динамики получаемого  дохода используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей

    Полученный  доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его жизненного уровня. Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития.

    Иным  фактором, воздействующим на распределение  доходов, является государственное  вмешательство в процесс ценообразования  на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.

    Наиболее  актуальная задача социальной статистики - изучение бедности. Бедность - ''обратная сторона'' богатства. Объективный факт -  дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики. Требуется информация о численности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размеров социальной помощи и др.

      У этой проблемы есть две грани:

  1. Неравенство доходов;
  2. Неравенство богатства.

    Люди  получают доходы в результате предоставления находящиеся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.

     Причинами такого положения  вещей являются:

  • разная  ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);
  • разная  успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей товар повышенного спроса, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом);
  • разный  объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

    Существенное  влияние на распределение доходов  населения оказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавливается принцип вертикального и горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений. Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и установлении налоговых льгот. Оптимальная структура налогообложения – та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой налогового регулирования доходов является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя.

    Большая степень прогрессивности налоговых  ставок предопределяет большие чистые потери. Для смягчения неравенства в распределении доходов предусмотрены налоговые льготы.

    Справедливо отмечено, что введение плоской ставки налога на доходы физических лиц еще  более сократит поступления по нему, и территориальные бюджеты потеряют немало средств. «Единая ставка подоходного налога равнозначна полному отказу от его распределительной функции, что может усилить и без того недопустимую большую социальную дифференциацию населения»1.

          Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например: семья, может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.

Информация о работе Распределение доходов в рыночной экономике