Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 19:23, курсовая работа
Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми происходит обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть происходит взаимная передача прав собственности.
Введение
Глава 1.
Общая характеристика рыночной экономики …………………. 2
1.1. Понятие рыночной системы …………………………………………... 9
1.2. Функции рынка .....…………......…...……………………….…..….... 10
1.3 Предприятия в рыночной экономической системе ….………………..…..12
Глава 2.
Общая характеристика рыночных доходов ………………….... 16
2.1. Основные виды доходов ................................................................. 18
2.2. Распределение доходов: неравенство и бедность .......................... 21
Глава 3. Распределение доходов в рыночной экономике Республики Казахстан .............................................................................................. 27
Заключение ........................................................................................... 30
Список использованной литературы ..................................................... 31
Бедность не поддается
точному определению. Но в широком
смысле мы можем сказать, что семья
живет в бедности, когда ее основные
потребности превышают
Нет сомнений в том, что
система поддержания уровня доходов,
не говоря уже о муниципальной
помощи, субсидиях на жилье, законодательстве
о минимальной заработной плате,
субсидиях, пособиях ветеранам, частных
пожертвованиях через благотворительные
общества, пенсиях, дополнительных пособиях
по безработице и так далее, оказывает
существенную помощь в уменьшении бедности.
С другой стороны, эта система
вызвала в последние годы множество
разнообразных критических
1. Неэффективность
управления. Оппоненты утверждают,
что вынужденное увеличение
2. Несправедливость.
Благотворительные программы
3. Стимулы к
трудовой деятельности. Главный
контраргумент состоит в том,
что большинство программ по
поддержанию уровня доходов
Таким образом, расширение масштабов
социальной поддержки требует усиления
налогообложения фирм и наиболее
активных состоятельных членов общества.
А это может создать угрозу
для развития страны в целом. Между
тем при нормально
Наиболее результативными при этом являются следующие способы:
1. Создание равных
«стартовых условий» для всех
граждан. Это означает, что успех
карьеры каждого должен
2. Расширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен природой менее щедро.
Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики – стремление людей работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное и, более того, комфортное существование. [13, с.363-365]
3.
Распределение доходов в рыночной экономике
Республики Казахстан
Доходы населения и
их распределение имеют не только
социальное значение – как слагаемые
уровня жизни, но и как факторы, определяющие
продолжительность самой жизни.
В Казахстане черта бедности на IV квартал 2010 года определена в размере 40% от прожиточного минимума, рассчитанного за истекший квартал государственным агентством по статистике. Приказ министра труда и социальной защиты населения Казахстана опубликован в официальной прессе и введен в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 01 октября 2010 года.
По данным статистического
ведомства, в Казахстане в сентябре
2010 года величина прожиточного минимума
составила 14353 тенге. Согласно казахстанскому
законодательству, прожиточный минимум
- это необходимый минимальный
денежный доход на одного человека,
равный по величине стоимости минимальной
потребительской корзины в
В Законе Республики Казахстан «О прожиточном минимуме» от 16 ноября 1999г. № 474-I устанавливается правовая основа для определения и использования прожиточного минимума в РК. В данном законе говорится:
I. Прожиточный минимум - необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. Величина прожиточного минимума рассчитывается уполномоченным органом по статистике и уполномоченным органом по труду и социальной защите населения исходя из стоимости минимальной продовольственной корзины, увеличенной на фиксированную долю расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и услуги. Прожиточный минимум рассчитывается ежеквартально по республике и по регионам в среднем:
1) на душу населения;
2) по половозрастным группам населения.
II. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении. Минимальная потребительская корзина состоит из:
1) продовольственной корзины;
2) расходов на
3) Продовольственная корзина
рассчитывается уполномоченным
органом по статистике по
4) Фиксированная доля
расходов на
III. Назначение прожиточного минимума. Прожиточный минимум предназначается для ежегодных:
1) оценки уровня жизни и определения черты бедности;
2) определения направлений
социальной политики и
3) обоснования устанавливаемых
минимальных размеров
IV. Черта бедности - граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека, устанавливаемая в республике в зависимости от экономических возможностей. Черта бедности определяется ежеквартально по республике, а также на уровне регионов в порядке, устанавливаемом Правительством РК. Она служит критерием для оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам.
V. Минимальные размеры месячной заработной платы и пенсии ежегодно утверждаются законодательным актом на основе прожиточного минимума исходя из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума.
VI. Сведения о прожиточном минимуме в целом по Казахстану в среднем на душу населения по основным половозрастным группам населения, черте бедности и доле населения, находящегося ниже этой черты, подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации уполномоченным органом по труду и социальной защите населения.
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2000 года президентом Республики Казахстан. [16]
Информация по исполнению республиканского бюджета на 1 октября 2010г.
По состоянию на 01.10.2010г. доходы республиканского бюджета (с учетом трансфертов) выполнены на 96,8%, при плане 2 615,7 млрд. тенге поступления составили 2 530,7 млрд. тенге, или с неисполнением на 85,0 млрд. тенге. В республиканский бюджет налоговых поступлений при плане 1 211,5 млрд. тг. составило 1 352,7 млрд. тг., или 111,7 %. По неналоговым поступлениям план выполнен на 123,2%, по поступлениям от продажи основного капитала - на 131,2%, по поступлениям трансфертов - на 82,4%.
План перевыполнен по следующим видам налогов:
По НДС на товары внутреннего производства план исполнен на 165,3%, или при запланированной сумме 106,8 млрд. тг. в бюджет поступило 176,6 млрд. тг. Сумма возврата НДС из бюджета составила 177,2 млрд. тг.
По налогам на международную торговлю и внешние операции при плане 136,7 млрд. тг. фактически поступило 213,8 млрд. тг., или 156,3 % к плану, из них: по таможенным платежам план выполнен на 154,9%, или при плане 126,7 млрд. тг. в бюджет поступило 196,3 млрд. тг.
Перевыполнение в значительной
степени связано с принятием
постановления Правительства
По прочим налогам на международную торговлю и операции фактически поступило 17,5 млрд. тг. при плане 10,0 млрд. тг., исполнение составило 174,8 %, перевыполнение связано с поступлением по результатам пост-таможенной проверки 7,2 млрд. тг.
Вместе с тем, недоисполнением плана наблюдается по следующим видам налогов:
по акцизам на импортируемые товары при плане 13,8 млрд.тг. фактически поступило 10,1 млрд.тг., или исполнено на 72,6%. Причиной не исполнения плана является снижение объемов импорта подакцизных товаров;
по НДС на импортируемые товары при плане 323,1 млрд. тг. фактическое поступление составило 303,2 млрд. тг, или исполнено на 93,9 %.
Основной причиной неисполнения является снижение объема импорта по данным таможенной статистики за январь-сентябрь 2010 года на 10,9% против соответствующего периода прошлого года. Кроме того, происходит переориентация товарных потоков со стран дальнего зарубежья на страны Таможенного союза. При этом товары, ввозимые со стран Таможенного союза и зон свободной торговли, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, которая влияет на налогооблагаемую базу. Кроме того, на импорт из стран Таможенного союза обязательство уплаты налога возникает не в момент пересечения границы, а до 20 числа следующего месяца, в связи, с чем в июле произошло значительное снижение поступления.
По неналоговым поступлениям при плане на отчетный период 36,5 млрд. тг. фактически поступило 44,9 млрд. тг., или 123,2%.
Основное перевыполнение плановых показателей объясняются за счет поступлений:
штрафов в сумме 5,8 млрд. тг., которые не планируются;
возврата неиспользованных средств, ранее полученных из республиканского бюджета высшими учебными заведениями;
незапланированных дивидендов от Kazakhmys PLC и ENRC PLC (Великобритания) в сумме 2,4 млрд. тг.
Поступления от продажи основного капитала при плане на отчетный период 11,8 млрд. тг. поступили 15,5 млрд. тг., или 131,2%. Перевыполнен план по поступлению от реализации зерна из государственных ресурсов в связи с улучшением конъюнктуры зернового рынка.
Поступления трансфертов при плане 1355,9 млрд. тг. составили 1117,6 млрд. тг., или 82,4%, в том числе за отчетный период для финансирования бюджетных программ развития привлечен гарантированный трансферт в республиканский бюджет из Национального фонда РК в размере 925,0 млр.тг
По состоянию на 1 октября текущего года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило прямых налогов от организаций нефтяного сектора 1 592,4 млрд. тг. [17]
Заключение
Рыночная экономика, которая
основана на экономической свободе
хозяйствующих субъектов
Одновременно с этим рыночная
экономика является довольно жесткой
в социальном плане, она не допускает
уравниловки и сдерживания,
Экономическую основу рыночной
экономики составляет обособление
хозяйствующих субъектов в
Государственная политика доходов
заключается в распределении
их через госбюджет путем
Информация о работе Распределение доходов в рыночной экономике Республики Казахстан