Распределение доходов в рыночной экономике Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми происходит обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть происходит взаимная передача прав собственности.

Содержание

Введение

Глава 1.
Общая характеристика рыночной экономики …………………. 2
1.1. Понятие рыночной системы …………………………………………... 9
1.2. Функции рынка .....…………......…...……………………….…..….... 10
1.3 Предприятия в рыночной экономической системе ….………………..…..12
Глава 2.
Общая характеристика рыночных доходов ………………….... 16
2.1. Основные виды доходов ................................................................. 18
2.2. Распределение доходов: неравенство и бедность .......................... 21
Глава 3. Распределение доходов в рыночной экономике Республики Казахстан .............................................................................................. 27
Заключение ........................................................................................... 30
Список использованной литературы ..................................................... 31

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 76.57 Кб (Скачать)

1.2. Функции  рынка

 

Рынок — механизм формирования и движения воспроизводственных  связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования (в широком смысле); совокупность актов купли-продажи, место, где совершаются  сделки между продавцами и покупателями конкретного товара (в узком смысле). Рынок выполняет ряд важных социально-экономических  функций:

 

он является связующим  звеном между производством и  потреблением через механизм прямых и обратных связей. Инструменты рынка (цены, динамика спроса и предложения, процентные ставки, валютный курс, курс ценных бумаг и т. д.) служат важнейшим источником экономической информации. Отражают ситуацию в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности и одновременно оказывают активное обратное воздействие на изменение этой ситуации, формирование основных экономических пропорций;

 

 выявляет общественную  полезность тех или иных видов  товаров и услуг, позволяет  реально оценить их стоимость,  определить, в какой мере издержки  производства каждого товаропроизводителя  коррелируются с общественно  необходимыми издержками;

 

 рыночная конкуренция  служит эффективным инструментом  регулирования объемов производства, позволяет точно определить лидеров  и аутсайдеров среди хозяйствующих  субъектов, обеспечивает потребителю  возможность выбора, заставляет  фирмы использовать научно-технические  нововведения, улучшать качество  товаров и услуг для того, чтобы  занять и удержать прочное  положение на рынке. [6, с. 123-126]

 

В то же время современный  уровень общественного разделения труда, объективные преимущества крупномасштабного  производства, огромное количество высокотехнологичных  и неоднородных товаров и множественность  форм экономических связей между  товаро-производителями модифицируют модель конкуренции на рынке. "Совершенная" (или свободная) конкуренция, при которой полностью исключается возможность сговоров, контроля за ценами и количеством товаров со стороны отдельных индивидов или их групп, становится практически невозможной. Кроме того, в ряде случаев регулирующее воздействие рынка через свободные цены и конкуренцию объективно утрачивает свое значение. Так инструменты "чистого" саморегулирующегося рынка не могут использоваться как исключительные применительно к так называемым "коллективным" товарам, которые нельзя купить или продать индивидуальному потребителю. К их числу относятся, в частности продукция оборонных отраслей, энергетика, дороги и др. Так, рыночная и макроэкономическая оценка издержек на защиту окружающей среды, образование, здравоохранение культуру и др. могут существенно отличаться. Например, получение образования важно только для отдельного  члена общества. Рыночная система включает частные и территориальные рынки. Частные рынки делятся по основным видам товаров (средства производства и потребительские товары) и факторов производства (рынок рабочей силы, рынок капиталов, рынок природных ресурсов). Исходя из территориальных границ выделяют рынки местного, национального и мирового уровня. Вместе с тем рынок — нерасторжимое единство его составляющих. Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на  производство.

 

Конкуренция, без которой  рынок немыслим, стимулирует производителя,  поощряет рост производительности труда,  повышение качества. На макроуровне  конкуренция  обеспечивает приток капиталов  в наиболее перспективные для  получения прибыли отрасли.  Одной  из главных задач государства  является поддержание работы этого  механизма.  Также важную роль в  рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения. Вкупе это  и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита.

 

Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют  и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно  необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

 

Посредническая функция  рынка дает возможность оптимального выбора  конкретным покупателем  конкретного продавца и наоборот. Эта функция может быть реализована  лишь на рынке с достаточно развитой конкуренцией.

 

Рынок также выполняет  санирующую функцию. Она позволяет  жестко   отбрасывать в сторону  неэффективно работающие субъекты экономических   отношений. В этом плане рынок  является достаточно жестокой и даже   беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение общей устойчивости национальной экономики в целом. [7, с. 23-37]

 

Итак, на основании всего  вышесказанного, мы можем прийти к  выводу, что современная рыночная экономика, обладая определенными  недостатками, является все же самой  эффективной системой хозяйствования.

1.3 Предприятия в рыночной  экономической системе

 

Основными экономическими агентами, принимающими решения в рыночной экономике, являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Сферу действия домашних хозяйств и  частных фирм принято называть частным  сектором экономики, а сферу действия государства и государственных  предприятий называют государственным  сектором. В частном секторе соответственно выделяется сектор домохозяйств и предпринимательский  сектор. В настоящем разделе темы 2 основное внимание уделяется предпринимательскому сектору и действующим в нём  предприятиям.

 

Для простоты изложения экономической  теории в рамках начального курса  экономики мы используем понятие  предприятие и фирма как синонимы. Напомним, что предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Фирма выступает как определённая совокупность материальных и нематериальных ресурсов, - например, завод, шахта, магазин, парикмахерская, банк, - которая выполняет функции по производству товаров и услуг. С другой стороны, фирма - это организационно - правовая структура, которая владеет этими производственными ресурсами и управляет ими.

 

В рыночной экономике действует  великое множество разнообразных  предприятий, в частности, в американской экономике насчитывается около 20 млн. фирм. Всё это многообразие предприятий  можно объединить в несколько  групп. Группировка производится по различным признакам: по формам собственности, по размерам фирмы, по отраслевой принадлежности, по организационно-правовой форме, то есть по правовому статусу.

 

Смешанные предприятия - это  предприятия, часть капитала которых  принадлежит частным лицам, а  часть принадлежит государству. По принятой терминологии совместные предприятия - это предприятия с  участием иностранного и национального  капитала.

 

Кроме частных, государственных, смешанных и совместных предприятий, в рыночной экономике действуют  также кооперативные предприятия  и предприятия общественных организаций. Кооперативы - добровольные объединения  людей на основе членства для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении  имущественных паевых взносов. Существуют производственные кооперативы, кооперативы, предоставляющие услуги своим членам, потребительские кооперативы.

 

Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный документ, устав, утверждается на общем собрании кооператива. Имущество кооператива делится  на паи в соответствии с уставом. Каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений. Потребительский  кооператив является некоммерческой организацией.

 

К некоммерческим (бесприбыльным) организациям относятся также общественные организации и различные фонды. Общественные организации (объединения) - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке  объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Участники этих организаций не отвечают по их обязательствам и не сохраняют  прав на переданное им имущество.

 

В зависимости от размера  выделяют малые, средние и крупные  предприятия, причём в качестве критерия можно брать такие показатели, как объём продаж, численность  занятых, размеры капитала. В разных странах по-разному определяют, что  значит малое или крупное предприятие. По отраслевой принадлежности можно  выделять промышленные, сельскохозяйственные, торговые, банковские предприятия и  т.д. [8, с.120-132]

 

По организационно-правовой форме предприятия различаются  как: индивидуальные частные предприятия, партнёрства (товарищества), корпорации.

 

Индивидуальное частное  предприятие  -  это предприятие, находящееся в индивидуальном частном  владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством  в собственных интересах, распоряжается  доходом, получает всю прибыль, несёт  персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несёт  неограниченную ответственность).

 

Достоинствами такого предприятия  являются: простота организации предприятия, нет проблем с учредительством; свобода действий, сам себе хозяин; сильные экономические стимулы, всё зависит от собственника и  всё достаётся собственнику.

 

Но недостатки этой организационно-правовой формы предприятия также значительны: ограниченность собственных финансовых и материальных ресурсов, трудности  получения кредита; предприниматель  вынужден выполнять все основные управленческие функции, нет специализации  в управлении производством; неограниченная ответственность, собственник рискует  не только капиталом, вложенным в  дело, но и всей личной собственностью.

 

Партнёрство (товарищество) - это предприятие, организованное двумя  или несколькими лицами, совместно  владеющими и управляющими предприятием. Партнёрства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая  недостатки индивидуального частного предприятия. Партнёры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнёрства жизнеспособны при  ограниченном числе участников. В  ряде случаев возникают партнёрства  с ограниченной ответственностью, где  наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.

 

У партнёрств есть несколько  преимуществ: их так же легко организовать, как и индивидуальное частное  предприятие; используется специализация  в управлении; расширяются финансовые возможности, увеличивается собственный капитал и улучшаются возможности получения кредита. Партнёрство как организационно-правовая форм предприятия имеет ряд недостатков: разделение функций в управлении может привести к несогласованности и разногласиям между партнёрами; финансовые ресурсы по-прежнему ограничены, хотя и превосходят возможности индивидуальной частной фирмы; продолжительность деятельности партнёрства неопределённа, существует угроза распада; неограниченная ответственность партнёров представляет собой значительное неудобство, ограничивает новаторство.

 

Большинство недостатков  индивидуального частного предприятия  и партнёрства снимаются при  такой организационно-правовой форме  предприятия как корпорация. Именно поэтому корпорация является ведущей  и самой развитой формой организации  бизнеса в рыночных экономиках. Корпорация - это предприятие, имеющая форму  юридического лица, где ответственность  каждого собственника ограничена его  вкладом в предприятие. Это общество, основанное на паях, о величине пая  свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные капиталы. Покупая ценные бумаги (акции  и облигации), любой человек может  стать собственником корпорации.

 

Пример американской экономики, показывает, что индивидуальные частные  предприятия составляют абсолютное большинство действующих предприятий (73,1%), но их доля в общем объёме продаж составляет всего лишь 5,2% от общего объёма продаж. С другой стороны, число  корпораций значительно меньше, всего 19,9% от общего числа предприятий, но их доля в общем объёме продаж составляет 89,4%. Кроме этого, корпорации получают львиную долю прибыли, которая составляет 72,1% всей прибыли в американской экономике. Среди предприятий меньше всего партнёрств (Рис.2).

 

Преимущества корпорации определяют ведущую роль этой формы  предприятий в рыночной экономике. В значительной степени снимается  проблема финансовых ограничений. Корпорации привлекают дополнительный капитал  путём продажи акций. Фондовые биржи, где продаются и покупаются акции, облегчают процесс привлечения  капитала в корпорацию. Большая надёжность корпораций делает более доступным  банковский кредит. Это предприятие  с ограниченной ответственностью. Собственники корпорации (держатели акций) рискуют  только суммой, которую они заплатили  за акции. В случае банкротства кредиторы  предъявляют иск корпорации как  юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Привлекая  денежный капитал, корпорация имеет  больше возможностей увеличивать масштабы производства, использовать современную  технологию. Имеются также большие  возможности использования специализации  в производстве и управлении предприятием. Корпорация более стабильна, что  открывает возможности для перспективного планирования и роста. Будучи юридическим лицом, она не может внезапно исчезнуть в отличие от индивидуальной частной фирмы.

 

Преимущества корпорации значительны, но у этой формы предприятий  существуют и недостатки. В этой организационно-правовой форме заложены возможности для злоупотреблений. Ограниченная ответственность иногда позволяет избежать личной ответственности  за сомнительные операции. Недостатком  корпорации является также двойное  налогообложение прибыли. Это относится  к той части прибыли, которая  выплачивается в виде дивидендов держателям акций. В корпорации возникает  разрыв между функцией собственности  и функцией управления. Собственники-акционеры  нанимают управляющих. Большинство  акционеров, держателей мелких пакетов  акций, практически не могут влиять на действия управляющих. Менеджеры  компаний могут действовать не в  интересах собственников, могут  лично обогащаться за счёт компании.

 

Корпорация формируется  на основе устава, официального документа, утверждённого государственными органами. В уставе определяется величина уставного  капитала и первоначальное количество акций, которые продаются акционерам. Полученные после продажи акций  средства используются для организации  производственной деятельности. Если корпорация получает прибыль, то часть  прибыли может быть выплачена  акционерам в качестве дивидендов. Теоретически все акционеры могут  участвовать в выборах совета директоров и управляющих. Но практически  этого не происходит. Современные  крупные корпорации имеют десятки  тысяч держателей акций, которые  не участвуют в собраниях акционеров и выборах руководящих органов  корпорации. Типичная структура корпорации представлена на Рис. 3, где выделены важнейшие подразделения корпорации (отдел продаж, производственный отдел, финансовый отдел) и общая структура  управления корпорацией (собрание акционеров, совет директоров, вице-президенты).

Информация о работе Распределение доходов в рыночной экономике Республики Казахстан